Преимущества здорового сна: режим, мышление, обучение и успеваемость в школе

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Действительно ли режим сна влияет на обучение ребенка? Да! Многочисленные исследования это подтверждают. Давайте рассмотрим данные по нормальным, здоровым детям разных возрастных групп: грудным детям, дошкольникам и школьникам. Исследование, проведенное в Коннектикутском университете, показало, что существует сильная взаимосвязь между продолжительностью сна с БДГ (быстрыми движениями глаз) у младенцев и продолжительностью времени, которое они проводят в так называемом состоянии спокойного внимания.
Иконка файла материала Преимущества здорового сна.doc
Преимущества здорового сна: режим, мышление, обучение и успеваемость в школе Действительно ли режим сна влияет на обучение ребенка? Да! Многочисленные исследования это подтверждают. Давайте рассмотрим данные по нормальным, здоровым   детям   разных   возрастных   групп:   грудным   детям,   дошкольникам   и школьникам. Грудные дети Исследование,   проведенное   в   Коннектикутском   университете,   показало,   что существует   сильная   взаимосвязь   между   продолжительностью   сна   с   БДГ (быстрыми   движениями   глаз)   у   младенцев   и   продолжительностью   времени, которое они проводят в так называемом состоянии спокойного внимания. При этом у детей открытые, ясные глаза, они выглядят сосредоточенными, зрительно исследуют окружающее пространство, лица их расслаблены; они не улыбаются, но   и   не   хмурятся.   Это   относительно   спокойное   и   физически   неактивное состояние. Одна мать говорила о своем четырехмесячном сыне, который часто находился в состоянии спокойного внимания, что он «смотрит и думает». Это совершенно   правильное   описание!   Такие   дети   ничего   не   упускают.   В исследовании развития сна в Стэнфордском университете было показано, что доля   БДГ­фазы   у   младенцев   зависит   не   от   одной   лишь   степени   зрелости головного   мозга,   но   также   и   от   факторов   среды.   К   несчастью,   не   было определено,   какие   факторы   имелись   в   виду,   однако   предполагается,   что родители могут оказывать влияние как на режим сна в целом, так и на долю сна с   БДГ,   а   также   на   время,   проводимое   ребенком   в   состоянии   спокойного внимания. Дети с коликами или сложным характером определенно не относятся к тем, кто способен   находиться   в   таком   состоянии.   Их   беспокойное   поведение   может объясняться   нарушением   баланса   вырабатываемых   в   организме   химических веществ, таких как прогестерон или даже кортизол. Было показано, что высокий уровень кортизола у маленьких детей связан с сокращением фазы медленного сна.   Итак,   у   детей,   точно   так   же   как   у   взрослых,   существует   связь   между биохимией организма, режимом сна и поведением в состоянии бодрствования. Кроме того, такие беспокойные дети, как правило, отличаются непостоянством режима   и   невысокой   концентрацией   внимания.   Одно   из   исследований, проведенное на двух– и трехмесячных детях, показало, что чем более хаотично и непостоянно поведение ребенка, тем ниже его обучаемость. Если мы заглянем вперед   и   рассмотрим   схему   на   рис. 9.2,   то   увидим,   что   мало   спящие   дети   с коликами и трудным характером, для которых характерен непостоянный режим и невысокая   концентрация   внимания,   как   правило,   не   могут   быстро   научиться засыпать самостоятельно. Поэтому с возрастом такие дети часто страдают от нехватки   сна,   утомляемости   и   гиперактивности.   (Зависимость   тревожности, сокращения времени сна и раздражительности от химического дисбаланса мы обсудим в главе 3.) Я   считаю,   что   дневной   сон   особенно   важен   для   грудных   детей.   Проводя собственные   исследования,   я   обнаружил,   что   у   маленьких   детей   его продолжительность прочно связана с устойчивостью внимания. У детей, дольше спящих днем, она выше. Они проводят больше времени в состоянии спокойного бодрствования и, по­видимому, быстрее обучаются.из Кое­что практики Дневной   сон   обеспечивает   оптимальное   бодрствование.   Те   дети,   которые хорошо спят, проводят  относительно  больше времени в состоянии спокойного бодрствования. Дети, плохо спящие днем, обычно бывают либо сонливыми, либо беспокойными, но и в том, и в другом случае испытывают трудности в процессе обучения. Неправда,   что   длительный   дневной   сон   мешает   приобретению   социальных навыков или адекватной стимуляции. Хотя дети, любящие поспать, не так часто могут   посещать   разнообразные   занятия   (бассейны   и   спортзалы,   детско­ родительские группы или специальные классы для самых маленьких), которые сегодня предлагаются в избытке, так ли это плохо? Страдают ли младенцы от того,   что   они   не   вовлечены   во   всю   эту   деятельность?   Мешает   ли   им   это поступить в хороший детский сад, затем – в хороший подготовительный класс, а потом – в хорошую начальную школу? Нет. Не стоит путать время, уделяемое таким организованным видам деятельности, с высокой степенью социализации, которой отличаются хорошо отдохнувшие дети. На самом деле такие стимулирующие группы раннего развития часто важны не столько   для   детей,   сколько   для   их   отцов   и   матерей,   потому   что   дают   им возможность   встречаться   с   другими   родителями   и   спасаться   от   домашней изоляции. Дошкольники Хорошо   спящие   днем   трехлетние   дети   лучше   адаптируются.   (Адаптивность означает   легкость,   с   которой   они   приспосабливаются   к   новым обстоятельствам.) Адаптивность   –   единственное   важнейшее   качество   для успешного   обучения   в   школе. Чем   короче   дневной   сон,   тем   хуже приспосабливается   ребенок.   Фактически   основная   особенность   темперамента трехлетних детей, не спящих днем, – отсутствие адаптивности. Именно эти не спящие и плохо адаптирующиеся дети чаще просыпаются по ночам! Мои   исследования   показали,   что,   если   дети,   у   которых   в   пять   месяцев   был хороший характер, превращаются к трем годам в более ворчливых и трудных в общении   детей,   это   происходит   именно   потому,   что   у   них   закрепился   режим кратковременного   сна.   Напротив,   сложные   младенцы   могут   превращаться   в гораздо   более   спокойных   трехлеток,   если   у   них   устанавливается   более длительный   сон.   Я   считаю,   что   эти   изменения   происходят   из­за   того,   что родители помогают либо мешают установлению здорового графика сна. Школьники В 1925 г. доктор Льюис Терман, один из создателей теста Стэнфорда – Бине для проверки интеллекта, опубликовал свой основополагающий труд «Генетические исследования гения» (Genetic Studies of Genius). Он сравнил примерно 600 детей с IQ (коэффициентом интеллекта)[2] более 140 с группой из почти 2700 детей с IQ ниже 140. Одаренные дети любого возраста спали дольше! Через два года были изучены 5500 японских школьников, и снова выяснилось, что лучшие оценки у тех, кто дольше спал! Даже   сейчас,   спустя   несколько   десятилетий,   исследование   доктора   Термана остается исключительным по структуре, исполнению и тщательности изучения материала. В 1983 г. в канадской лаборатории сна были получены объективные подтверждения   результатов   Термана   о   том,  что   у   детей   с   более   высоким   IQ больше общая суточная продолжительность сна. В обоих исследованиях былоиз показано, что более умные дети спят примерно на 30–40 минут дольше каждую ночь , чем среднестатистические дети того же возраста. В   исследовании,   проведенном   на   медицинском   факультете   Луисвиллского университета,   была   изучена   группа   однояйцевых   близнецов,   выбранных   по признаку того, что один из них спал меньше другого. Кое­что практики Пожалуйста,  не   думайте,  что,  если   вы   постоянно   укладываете   ребенка   спать слишком поздно (чтобы доставить себе удовольствие от общения с ним после работы или избежать споров в вечернее время) или сокращаете его дневной сон (чтобы   заняться   собственными   делами   или   навестить   друзей),   это   не   имеет никаких   далекоидущих   последствий.   Иногда,   в   исключительных   случаях,   это нормально. Но постоянный недостаток дневного или ночного сна может быть очень вреден для ребенка. Накапливающееся хроническое недосыпание, даже на короткое время, может отрицательно повлиять на обучение. В возрасте около 10 лет у того из близнецов, который спал дольше, были лучше результаты в области чтения, словарного запаса и общего понимания задач, чем у того, который спал меньше. Было показано, что дети, которым был поставлен диагноз синдрома дефицита внимания   с   гиперактивностью   (СДВГ)   или   необучаемости,   страдают нарушениями сна, хотя мы пока не знаем, что здесь первично. Тем не менее в одном   серьезном   исследовании   было   выяснено,   что   исправление   режима   сна намного улучшает взаимоотношения ребенка со сверстниками и успеваемость в школе. Результаты   исследований   взрослых   людей   творческих   профессий подтверждают,   что   оригинальность   идей   и   качество   их   работы   страдают   от недостатка сна. Время, затраченное на сон, воздает вам сторицей, потому что вы живете  более  насыщенной  жизнью.   Бывало   ли  с  вами  такое,  что   вы   клевали носом на каком­нибудь вечернем мероприятии, которое очень хотели посетить, но   потом   оказались   слишком   уставшим   для   того,   чтобы   в   полной   мере   им насладиться? Существуют   и   другие   исследования,   демонстрирующие   связь   между   сном   и школьной   успеваемостью,   но   в   них   участвовали   дети,   которые   страдали   от аллергии или увеличенных аденоидов. (Эти проблемы мы обсудим в главе 10.)