Преобразование информации, представленной в форме таблиц

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Практическая работа № 3. Преобразование информации, представленной в форме таблиц» Цели и задачи: •развивать умения анализировать и преобразовывать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями; •формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени;  •развивать познавательный интерес, логического мышления, памяти; внимательности, •интерес к занятиям информатикой. Ход урока: 1.Организационный момент 2.Поверка домашнего задания примеры информационных процессов в природе и технике 3.Изучение нового материала Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с информационными процессами и рассмотрим процесс преобразования представления информации. Давайте вспомним, как мы с вами можем представлять информацию. Для начала вспомним правила и требования при построении таблиц. Таблица 1. Страница классного журнала (фрагмент) ИНФОРМАТИКА ФИО Апрель Май 5 12 19 26 3 10 1 Альтов Г. 4 5 4 2 Беседова Ф. 4 3 3 Веселов А. 5 4 5 5 Таблицы, в которых отражается одно свойство, характеризующее два или более объектов, называются таблицами типа «объект - объект». Причём объекты принадлежат, как правило, к разным классам (множествам). В примере таким свойством является успеваемость, объектами – конкретные ученики (принадлежат множеству учеников), учебный предмет (принадлежат множеству школьных дисциплин), даты (множество дат). Есть таблицы другого вида, в которых отражаются несколько свойств объекта, а все объекты принадлежат к одному множеству. Такие таблицы называются таблицами вида «объект - свойство». Таблица 2. Результаты медицинского наблюдения класса (фрагмент) ФИО ученика Дата рождения Рост, см Вес, кг Жизненная ёмкость лёгких, см3 Острота зрения 1 Альтов Г. 12.12.1988 165 62 3300 1 2 Беседова Ф. 01.03.1989 168 55 3200 0,9 3 Веселов А. 10.10.1988 172 59 3400 1 Существуют определённые правила оформления таблиц, в соответствии с которыми каждая таблица характеризуется: (запишите выделенную информацию) •названием (а если таблиц несколько, то ещё и номером), •количеством столбцов и их названиями (заголовками столбцов), •количеством строк и их названиями (заголовками строк), •содержимым ячеек, находящихся на пересечении строк и столбцов. В соответствии с этим основными элементами таблицы являются: •записи — строки таблицы, которые могут содержать данные разного типа, но относящиеся чаще всего к одному объекту; •поля — столбцы таблицы, содержащие, как правило, данные одного типа; •реквизиты — конкретные значения, находящиеся в ячейках таблицы на пересечении строк и столбцов. Иногда заголовки строк и столбцов могут оказаться многоуровневыми. В этом случае уровни заголовков столбцов называются ярусами, уровни заголовков строк — ступенями. Мы свами переходим к практической части урока. Сегодня мы с вами рассмотрим преобразование ранее созданных таблиц в текст. Работать мы с вами будем в программе WORD. Для начала надо построить таблицу. Давайте вспомним как мы это делали с вами в прошлом году: Процесс создания таблицы предполагает формирование макета и его оформление. Таблица состоит из строк и столбцов, ячейки которых можно заполнять числами, текстом или графикой. Запишите выделенную информацию. Формирование макета начинается с активизации команды Таблица на вкладке Вставка. Способы создания таблиц: 1-й способ: Вставка → Таблица (группа Таблицы) → в окне “Вставка таблицы”, перемещая указатель мыши по сетке, выделить необходимое количество строк и столбцов. 2- й способ: Вставка → Таблица (группа Таблицы) →  Вставить таблицу → в окне “Вставить таблицу” задать количество строк и столбцов, а также другие параметры. 3- й способ: Вставка → Таблица (группа Таблицы) → Нарисовать таблицу → указателем мыши в виде карандаша нарисовать таблицу → вкладка Конструктор → выбрать нужные параметры таблицы. 4.Практическая работа 1.Создайте и заполните таблицу, используя данные: Звезды. Звезда Созвездие Расстояние, св. лет Яркость относительно Солнца, раз Акрукс Альдебаран Антарес Арктур Бетельгейзе Денеб Канопус Капелла Полярная звезда Ригель Спика Полярная звезда находится в созвездии Малая Медведица. Бетельгайзе находится в созвездии Орион. Расстояние до Спики — 260 световых лет. Денеб находится в созвездии Лебедь. Акрукс ярче Солнца в 2200 раз. Расстояние до Бетельгайзе — 650 световых лет. Ригель ярче Солнца в
Иконка файла материала Преобразование информации, представленной в форме таблиц.docx

7 урок, 6 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ___________                         

Тема: «Практическая работа № 3. Преобразование информации, представленной в форме таблиц»

Цели и задачи:

      развивать умения анализировать и преобразовывать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями;

      формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени; 

      развивать познавательный интерес, логического мышления, памяти; внимательности,

      интерес к занятиям информатикой.

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с информационными процессами и рассмотрим процесс преобразования представления информации. Давайте вспомним как мы с вами можем представлять информацию. (ответы учащихся)

Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.

Вы перечислили способы представления информации, отразим это с вами в тетрадях в самой запоминающейся форме – графической, в виде схемы.

Перечертите схему в тетрадь.

 

Для начала вспомним правила и требования при построении таблиц.

Таблица 1. Страница классного журнала (фрагмент)

ИНФОРМАТИКА

 

ФИО

Апрель

Май

 

 

5

12

19

26

3

10

1

Альтов Г.

4

 

5

 

4

 

2

Беседова Ф.

 

 

4

3

 

 

3

Веселов А.

 

5

4

 

5

5

Информационной моделью какого объекта (процесса) является эта таблица? Какие сведения можно из неё извлечь? О чём, например, говорит цифра «5» в правой нижней ячейке таблицы? В таблице отражаются результаты контроля знаний учащихся и успешность процесса обучения. Цифра «5» в правой нижней ячейке имеет отношение к ученику по фамилии Веселов, предмету информатике, месяцу маю, 10 дню этого месяца и году, который указан на обложке журнала. Таким образом, оценка в классном журнале устанавливает отношение между тремя объектами: учеником, учебным предметом, датой. Анализ таблицы позволит узнать успешность обучения каждого ученика, определить, сколько в классе отличников и неуспевающих, оценить сложность предложенной учащимся контрольной работы; поможет учителю выработать меры педагогического воздействия. Классный журнал можно рассматривать как формализованную, динамическую, вероятностную информационную модель «поведения» процесса обучения в данном классе.

Таблицы, в которых отражается одно свойство, характеризующее два или более объектов, называются таблицами типа «объект - объект». Причём объекты принадлежат, как правило, к разным классам (множествам). В примере таким свойством является успеваемость, объектами – конкретные ученики (принадлежат множеству учеников), учебный предмет (принадлежат множеству школьных дисциплин), даты (множество дат).

Есть таблицы другого вида, в которых отражаются несколько свойств объекта, а все объекты принадлежат к одному множеству. Такие таблицы называются таблицами вида «объект - свойство».

Пример

Таблица 2. Результаты медицинского наблюдения класса (фрагмент)

 

 

 

 

ФИО ученика

Дата рождения

Рост, см

Вес, кг

Жизненная ёмкость лёгких, см3

Острота зрения

1

Альтов Г.

12.12.1988

165

62

3300

1

2

Беседова Ф.

01.03.1989

168

55

3200

0,9

3

Веселов А.

10.10.1988

172

59

3400

1

Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель состояния физического развития учащихся класса. Объектами, информация о которых отражена в таблице, являются ученики, каждый из которых характеризуется конкретными значениями перечисленных в верхней строке таблицы свойств — параметров физического развития. Подумайте, для чего необходимо составление таких таблиц и какую информацию можно получить, анализируя приведённые в них данные. Комбинирование нескольких таблиц вида «объект - объект» и «объект - свойство» в одной таблице позволяет построить таблицы более сложного вида

Существуют определенные правила оформления таблиц, в соответствии с которыми каждая таблица характеризуется: (запишите выделенную информацию)

              названием (а если таблиц несколько, то ещё и номером),

              количеством столбцов и их названиями (заголовками столбцов),

              количеством строк и их названиями (заголовками строк),

              содержимым ячеек, находящихся на пересечении строк и столбцов.

В соответствии с этим основными элементами таблицы являются:

              записи — строки таблицы, которые могут содержать данные разного типа, но относящиеся чаще всего к одному объекту;

              поля — столбцы таблицы, содержащие, как правило, данные одного типа;

              реквизиты — конкретные значения, находящиеся в ячейках таблицы на пересечении строк и столбцов.

Иногда заголовки строк и столбцов могут оказаться многоуровневыми. В этом случае уровни заголовков столбцов называются ярусами, уровни заголовков строк — ступенями.

Мы свами переходим к практической части урока. Сегодня мы с вами рассмотрим преобразование ранее созданных таблиц в текст. Работать мы с вами будем в программе WORD.

Для начала надо построить таблицу.

Давайте вспомним как мы это делали с вами в прошлом году:

Процесс создания таблицы предполагает формирование макета и его оформление. Таблица состоит из строк и столбцов, ячейки которых можно заполнять числами, текстом или графикой.

Запишите выделенную информацию.

Формирование макета начинается с активизации команды Таблица на вкладке Вставка.

 Способы создания таблиц:

  • 1-й способ: Вставка →  Таблица (группа Таблицы) →  в окне “Вставка таблицы”, перемещая указатель мыши по сетке, выделить необходимое количество строк и столбцов.
  • 2- й способ: Вставка →  Таблица (группа Таблицы) →   Вставить таблицу →  в окне “Вставить таблицу” задать количество строк и столбцов, а также другие параметры.
  • 3- й способ: Вставка  →  Таблица (группа Таблицы) →   Нарисовать таблицу →  указателем мыши в виде карандаша нарисовать таблицу  →   вкладка Конструктор → выбрать нужные параметры таблицы.

 

Наиболее удобный и практичный 2-ой способ. (демонстрация выполнения во время онлайн урока)

После создания необходимого макета можно приступить к заполнению  таблицы.

Например:

Фамилия, имя

Оценка по русскому языку

Оценка по информатике

Александров Олег

5

5

Арнаутов Николай

3

3

 

 

Для преобразования таблицы в текст необходимо:

1.       вначале выделить необходимое количество строк,

2.      открыть вкладку Макет группа Данные Преобразовать в текст →задать нужные параметры.

 Выполним данные команды

 

Далее надо указать параметры

Получим:

 

Фамилия, имя                       Оценка по русскому языку     Оценка по информатике

Александров Олег               5                         5

Арнаутов Николай              3                         3

 

Результатом получили текст.

Для закрепления материала предлагаю вам познакомиться с видео материалом

и выполнить практическое задание: преобразовать таблицу в текст:

 

 

Домашнее задание

1)     выучить алгоритмы работы с текстом и таблицей

2)     Выполнит практическое задание

1.      Создать таблицу по образцу

2.      Скопировать и вставить её ниже, преобразовать эту таблицу (вторую) в текст.

 

Выполненную работу переслать учителю или в виде файла, или фото.

 

 

 

 

 

Пример практического д.з.


 

Посмотрите также