7 урок, 6 класс
Учитель: Брух Т.В.
Дата: ___________
Тема: «Практическая работа № 3. Преобразование информации, представленной в форме таблиц»
Цели и задачи:
• развивать умения анализировать и преобразовывать информацию, увязывая новое (на стадии осмысления) с уже имеющимися знаниями, представлениями;
• формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и правильной организации рабочего времени;
• развивать познавательный интерес, логического мышления, памяти; внимательности,
• интерес к занятиям информатикой.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с информационными процессами и рассмотрим процесс преобразования представления информации. Давайте вспомним как мы с вами можем представлять информацию. (ответы учащихся)
Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.
Вы перечислили способы представления информации, отразим это с вами в тетрадях в самой запоминающейся форме – графической, в виде схемы.
Перечертите схему в тетрадь.
Для начала вспомним правила и требования при построении таблиц.
Таблица 1. Страница классного журнала (фрагмент)
ИНФОРМАТИКА |
|||||||
|
ФИО |
Апрель |
Май |
||||
|
|
5 |
12 |
19 |
26 |
3 |
10 |
1 |
Альтов Г. |
4 |
|
5 |
|
4 |
|
2 |
Беседова Ф. |
|
|
4 |
3 |
|
|
3 |
Веселов А. |
|
5 |
4 |
|
5 |
5 |
Информационной моделью какого объекта (процесса) является эта таблица? Какие сведения можно из неё извлечь? О чём, например, говорит цифра «5» в правой нижней ячейке таблицы? В таблице отражаются результаты контроля знаний учащихся и успешность процесса обучения. Цифра «5» в правой нижней ячейке имеет отношение к ученику по фамилии Веселов, предмету информатике, месяцу маю, 10 дню этого месяца и году, который указан на обложке журнала. Таким образом, оценка в классном журнале устанавливает отношение между тремя объектами: учеником, учебным предметом, датой. Анализ таблицы позволит узнать успешность обучения каждого ученика, определить, сколько в классе отличников и неуспевающих, оценить сложность предложенной учащимся контрольной работы; поможет учителю выработать меры педагогического воздействия. Классный журнал можно рассматривать как формализованную, динамическую, вероятностную информационную модель «поведения» процесса обучения в данном классе.
Таблицы, в которых отражается одно свойство, характеризующее два или более объектов, называются таблицами типа «объект - объект». Причём объекты принадлежат, как правило, к разным классам (множествам). В примере таким свойством является успеваемость, объектами – конкретные ученики (принадлежат множеству учеников), учебный предмет (принадлежат множеству школьных дисциплин), даты (множество дат).
Есть таблицы другого вида, в которых отражаются несколько свойств объекта, а все объекты принадлежат к одному множеству. Такие таблицы называются таблицами вида «объект - свойство».
Пример
Таблица 2. Результаты медицинского наблюдения класса (фрагмент)
|
|
|
||||
|
ФИО ученика |
Дата рождения |
Рост, см |
Вес, кг |
Жизненная ёмкость лёгких, см3 |
Острота зрения |
1 |
Альтов Г. |
12.12.1988 |
165 |
62 |
3300 |
1 |
2 |
Беседова Ф. |
01.03.1989 |
168 |
55 |
3200 |
0,9 |
3 |
Веселов А. |
10.10.1988 |
172 |
59 |
3400 |
1 |
Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель состояния физического развития учащихся класса. Объектами, информация о которых отражена в таблице, являются ученики, каждый из которых характеризуется конкретными значениями перечисленных в верхней строке таблицы свойств — параметров физического развития. Подумайте, для чего необходимо составление таких таблиц и какую информацию можно получить, анализируя приведённые в них данные. Комбинирование нескольких таблиц вида «объект - объект» и «объект - свойство» в одной таблице позволяет построить таблицы более сложного вида
Существуют определенные правила оформления таблиц, в соответствии с которыми каждая таблица характеризуется: (запишите выделенную информацию)
• названием (а если таблиц несколько, то ещё и номером),
• количеством столбцов и их названиями (заголовками столбцов),
• количеством строк и их названиями (заголовками строк),
• содержимым ячеек, находящихся на пересечении строк и столбцов.
В соответствии с этим основными элементами таблицы являются:
• записи — строки таблицы, которые могут содержать данные разного типа, но относящиеся чаще всего к одному объекту;
• поля — столбцы таблицы, содержащие, как правило, данные одного типа;
• реквизиты — конкретные значения, находящиеся в ячейках таблицы на пересечении строк и столбцов.
Иногда заголовки строк и столбцов могут оказаться многоуровневыми. В этом случае уровни заголовков столбцов называются ярусами, уровни заголовков строк — ступенями.
Мы свами переходим к практической части урока. Сегодня мы с вами рассмотрим преобразование ранее созданных таблиц в текст. Работать мы с вами будем в программе WORD.
Для начала надо построить таблицу.
Давайте вспомним как мы это делали с вами в прошлом году:
Процесс создания таблицы предполагает формирование макета и его оформление. Таблица состоит из строк и столбцов, ячейки которых можно заполнять числами, текстом или графикой.
Запишите выделенную информацию.
Формирование макета начинается с активизации команды Таблица на вкладке Вставка.
Способы создания таблиц:
Наиболее удобный и практичный 2-ой способ. (демонстрация выполнения во время онлайн урока)
После создания необходимого макета можно приступить к заполнению таблицы.
Например:
Фамилия, имя |
Оценка по русскому языку |
Оценка по информатике |
Александров Олег |
5 |
5 |
Арнаутов Николай |
3 |
3 |
Для преобразования таблицы в текст необходимо:
1. вначале выделить необходимое количество строк,
2. открыть вкладку Макет группа Данные → Преобразовать в текст →задать нужные параметры.
Выполним данные команды
Далее надо указать параметры
Получим:
Фамилия, имя Оценка по русскому языку Оценка по информатике
Александров Олег 5 5
Арнаутов Николай 3 3
Результатом получили текст.
Для закрепления материала предлагаю вам познакомиться с видео материалом
и выполнить практическое задание: преобразовать таблицу в текст:
Домашнее задание
1) выучить алгоритмы работы с текстом и таблицей
2) Выполнит практическое задание
1. Создать таблицу по образцу
2. Скопировать и вставить её ниже, преобразовать эту таблицу (вторую) в текст.
Выполненную работу переслать учителю или в виде файла, или фото.
Пример практического д.з.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.