Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Макар был человеком прямолинейным и грубым но зато честным и порядочным.
2) В начале того года мы были полны надежд и вдохновения и нам всё казалось достижимым.
3) Мы двигались по тайге медленно осторожно однако привалы делали редко.
4) Холод в ветхую избу проникал отовсюду: из-под пола с глубоким погребом и через полуразвалившуюся крышу и через сгнившие оконные рамы.
5) На зиму бабушка заготовила малиновое и вишнёвое варенье и яблочное повидло насолила бочку огурцов и несколько вёдер грибов.
Запятая при однородных членах предложения
Запятая нужна:
1. Между однородными членами, не связанными союзами: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи.2. Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении а, но), однако, зато: День был ветреный, однако тёплый.3. Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами (запятая ставится перед вторым и последующими повторяющимися союзами) сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то: Шёл не то снег, не то дождь.
Запятая при однородных членах предложения
Запятая нужна:
4. Перед первым и последующими союзами "и", если перед первым однородным членом союз "и" подразумевается: А березка мила при солнце, и в серый день, и при дожде.
5. Перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др:Земля обрадовалась не столько солнцу, сколько дождю.6. При попарном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами (союз и действует только внутри групп): Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями , вели к деревянной эстраде (Фед.)
Важно! Если первые два однородных члена образуют тесно связанную по смыслу пару, то перед следующим однородным членом ставить запятую не нужно: Это картина о плохом и хорошем и о великом чувстве.
Запятая при однородных членах предложения
Запятая не нужна:
1. Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом и (или, иль, либо, да (в значении "и") в пару: День был ясный и теплый.Примечание. Не ставится запятая перед частицей и, за которой следует указательное местоимение тот (та, то, те ), употребленное для усиления значения предшествующего члена предложения: Даже стол и тот как-то сдвинулся с места (Панф.).
2. В устойчивых сочетаниях (фразеологизмах): ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря и т.д
3. Если определения не являются однородными членами: Это был большой деревянный стол.
Запятая при однородных членах предложения
Запятая не нужна:
4. Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого: Пойду почитаю книгу.
Не являются однородными членами, не разделяются запятой:1. Два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель (пойду поищу, пойду посмотрю): Жду не дождусь, когда вернется отец с охоты (М. Красин).2. Глаголы со значением движения, положения (Сижу читаю; пойду посмотрю; иди садись): Лежу смотрю телевизор. 3. Сочетания двух глаголов при помощи союзов да и, и, да, частиц не, так (возьму да и скажу; взял и пожаловался; спит не спит; смотри не смотри): Идем да и разговариваем с другом по улице.
Запятая в сложносочиненном предложении
Запятая не нужна:
1. Если есть общий второстепенный член предложения: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
2. Если есть общее для частей вводное слово или конструкция, частица, обособленный член предложения (сравнительный оборот, деепричастный оборот): К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара. Да здравствует свет и скроется тьма! Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз. Увидев в кустах котёнка, дети радостно закричали и некоторые захотели его погладить.
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть: Когда мама вошла в комнату, осколки вазы валялись на полу и дети пытались их собрать..Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее.
Запятая в сложносочиненном предложении
Запятая не нужна:
4. Если части сложносочинённого предложения являются:1) вопросительными предложениями. Например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться?2) побудительными предложениями. Например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится!3) восклицательными предложениями. Например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
4) назывными предложениями. Например: Жара и духота. Холод и дождь.5)безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых. Например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.
6) неопределённо-личными. Например: Зрителей разместили вокруг арены и на её середину вывели участников представления.
Запятая в сложносочиненном предложении
Примечания:
1.При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзом «и» ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.
2.Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом «и» простых предложения, поэтому запятая перед «и» ставится: Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.);
Приём «Да-нет»
1) Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных. В предложении запятая нужна, т.к. союз «и» употребляется дважды.
2) Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных. В предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
3) Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков
решений и это отличает нас от животных. В предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
4) Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. В предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
5) От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений. Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.
Приём «Лови ошибку»
Назовите номер(-а) предложения (-ий), в котором(-ых) допущена ошибка при постановке знаков препинания.
1) Весной я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки
проросшей картошки и зёрна овса, и ржи.
2) Кем был налит стакан до половины и почему нет вазы на столе?
3) Сын ни дать, ни взять отец в молодости.
4) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое
издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М. Ю.
Лермонтова, и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же
Тенгинского пехотного полка А. М. Врубеля родился сын – будущий
художник Михаил Врубель.
5) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи
палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с
беспорядочными переплетениями волнистых линий.
Приём «Цифровой диктант»
Запишите номера тех предложений, в которых нужно поставить одну запятую. Ответ проверьте по образцу.
1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей. 2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. 3) Кум стоял ни жив ни мертв. 4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения. 5) Из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.
Задание 20
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.
Приём «З-Х-У»
Знаю | Хочу узнать | Узнал(а) |
1. Что такое сложное предложение. | 1. Что такое стык союзов? |
Типы связи, встречающиеся в задании 20
Сочинительная
Подчинительная
Бессоюзная (очень редко)
Внимание! Иногда в задании встречаются однородные члены предложения, которые единожды связаны союзом «и». Запятую в таком случае между ними не ставим! Мы гуляли по набережной и, когда начался дождь, открыли зонтЫ.
Запятая нужна:
На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки: Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и, когда надо было решать, что же всё-таки делать в этой жизни дальше, Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.
Проверка! Находим придаточную(-ые) часть(-и) и опускаем её (их). Если предложение не теряет смысла, значит, запятые расставлены верно.
Запятая не нужна:
На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложением следуют союзы ТО, НО, ТАК.
Если видишь ТО, НО, ТАК,
То запомни: это знак!
Запятой на стыке нет!
А иначе – полный бред!
Тогда и подумала Анна(1) что(2) если когда-нибудь сбудется её мечта(3) то она станет самым счастливым человеком.
Задание 21
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» − широкая картина необычайного роста поэта. 7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания.
Что нужно знать для успешного выполнения задания 21?
Правила постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым.
Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Правила постановки знаков препинания при обособленных определениях.
Правила постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.
Правила постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения.
Правила постановки знаков препинания при сравнительных оборотах.
Правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Правила постановки знаков препинания при прямой речи.
Правила постановки знаков препинания при цитировании.
Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях.
Правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире ставится при отсутствии глагола-связки между главными членами предложения, выраженными именительным падежом существительного или числительного (оборотом со словом в Им.п.), неопределенной формой глагола.
Схема | Пример |
И. п. – И. п. | Мой старший брат – хороший инженер. |
Тире при однородных членах предложения
Правило | Схема | Пример |
После однородных членов перед обобщающим словом – тире. | | Поля, луга, леса – всё зазеленело. |
Обобщающее слово может употребляться дважды: до и после однородных членов. |
| Хочу знать про все: встречи, письма, сны – про всё, что было. |
Если обобщающее слово стоит до однородных членов, а после них предложение продолжается, то после однородных членов – тире. | | Всюду: и в лесу, и в поле, и на дорогах – было уже сухо. |
Группа однородных членов может выделяться тире с двух сторон, если имеет характер уточнения, пояснения. | |
|
Тире при однородных членах предложения
Правило | Пример |
Тире может ставится: |
|
Тире в ССП или СПП
Тире ставится: |
|
Тире в бессоюзном сложном предложении
Схема, смысловые отношения частей | Можно заменить союзным предложением | Пример |
Тире: |
| |
Противопоставление |
| |
| (словно…) | |
Причинно-следственная связь: |
| |
2 часть – неполное предложение | ||
Если по смыслу надо ставить два двоеточия подряд, вместо 2-го ставится тире. |
Тире при прямой речи
Схема | Пример |
«П», - а. (запятая вместо точки после прямой речи) | «Ты бы умылся», - посоветовали ему. |
Тире в неполном предложении
·
Условие | Пример |
При пропуске слова, которое восстанавливается либо по первой части предложения, либо по контексту. | У него одна история вызывал в памяти другую, а та – третью. |
Если сказуемое отсутствует и не восстанавливается по контексту, а подразумевается. Такое предложение называется эллиптическим. | По всему небу – облака. |
В простом предложении, если пропущено сказуемое, которое указывает на направление движения. | Татьяна – в лес, медведь- за нею. |
В предложениях, состоящих из двух компонентов со значением субъекта, объекта, обстоятельства (в разных сочетаниях) и построенных по схемам: «кто — кому», «кто — где», «что — кому», «что — куда», «что — как», «что — где», «что — за что» и др. | Всё лучшее - детям. |
При параллелизме конструкции. | Руки- мои, ноги -мои, голова- тоже моя. |
Тире при приложении
Условие | Пример |
Приложения отделяются одиночным тире (второе тире поглощается другим знаком или опускается). | В вазе стояли ромашки – желтоглазые цветы, колокольчики и лютики. |
При наличии ряда стоящих впереди определяемого слова однородных приложений | Автор произведений для детей, переводчик, поэт, драматург – Маршак занял видное место в литературе. |
Если приложение относится к ряду однородных определяемых слов. | На праздник приехали поэты, прозаики, драматурги – москвичи. (Перед приложением москвичи стоит ряд однородных определяемых слов). |
Если распространенное, одиночное приложение или однородные приложения стоят в конце предложения и имеют оттенок самостоятельности. | На столе лежали книги— пособия для подготовки к экзамену. |
Приложение обособляется тире, если находится в середине предложения и имеет пояснительный характер. | Смотритель ночлежки – отставной солдат скобелевских времён – шёл следом за хозяином ( Федин). |
Если по условиям контекста после приложения стоит запятая. | Используя специальное устройство – шагометр, я рассчитал оптимальную нагрузку для своего организма. (Второе тире опускается, так как ставится запятая в конце деепричастного оборота). |
Если приложение имеет более конкретное значение в сравнении со значением определяемого слова, перед тире можно поставить или стоят слова а именно, то есть. | В дальнем углу светилось желтое пятно – огонь в окне их квартиры. |
Сложные случаи постановки тире
1. Достаточно редко тире встречается при вводных словах: Обвинитель - можете себе представить - улик не обнаружил.
2. Достаточно редко тире встречается при несогласованных определениях. Определение, выраженное неопределённой формой глагола (инфинитивом), обособляется (с помощью тире), если оно имеет пояснительное значение и перед ним можно поставить слова а именно. В устной речи таким определениям-инфинитивам предшествует пауза: Но прекрасен данный жребий – просиять и умереть (Брюсов).
3. Если обособленное определение, выраженное инфинитивом, находится в середине предложения, то оно отделяется при помощи тире с двух сторон: Каждый из них решал этот вопрос – уехать или остаться – для себя, для своих близких (Кетлинская).
Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается: Так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее (Л. Толстой).
Двоеточие при однородных членах предложения
Правило | Схема | Пример |
После обобщающего слова перед однородными членами – двоеточие. | | Я слышу звуки: рев, шипенье, крики… |
Без обобщающего слова двоеточие перед однородными членами стоит для предупреждения, что следует перечисление. | |
|
Двоеточие в союзном сложном предложении
Правило | Пример |
Двоеточие ставится перед подчинительным союзом, если в предыдущей части сложного предложения содержится предупреждение о последующим разъяснении (можно вставить а именно). | Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем… |
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Схема, смысловые отношения частей | Можно заменить союзным предложением | Пример |
Двоеточие: |
| Он с трудом досидел до конца: ему было скучно. |
| (что…). | |
|
|
Запятая при однородных членах предложения
Правило | Пример |
При отсутствии союзов между однородными членами предложения ставится запятая. |
|
Есть запятая перед союзом а, но, да = но, зато, однако, хотя, а также. | Не синие, а белые. Мал, да удал. |
Нет запятой при одиночных союзах и, или, либо, да = и (могут соединять однородные члены попарно, но не повторяются перед ними подряд: О и О, О и О). | Синие или красные. |
Если союзы и, или, либо, да = и повторяются перед однородными членами, то перед ними (кроме первого однородного члена) ставятся запятые: (и) О, и О, и О… | Они росли и в поле, и в лесу, и в саду. |
Нет запятой при повторяющимся и: |
|
Есть запятая при повторяющихся союзах ни-ни, то-то, не то - не то. | Не знаю ни его, ни ее, ни прочих. |
Ставится запятая перед второй частью двойных союзов: | Давно знаю как его, так и ее. |
Запятая при согласованных определениях
Обособляются: | Пример |
Любое определение, относящееся к личному местоимению, стоящее как до, так и после него. | Незримый, ты мне был уж мил. |
Причастие или прилагательное с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова. | Он видел небо, покрытое тучами. |
Несколько (2 и больше) согласованных определений, стоящие после определяемого слова (особенно если перед ним уже есть определение). | Над рекой повис густой туман, желтый, жуткий. |
Определение с дополнительным обстоятельственным значением (причины, уступки, условия), стоящее как до, так и после определяемого слова. | Привлеченные светом, бабочки летели к свече. |
Определение, отделенное от определяемого слова каким-либо другим членом предложения (не определением), стоящее как до, как и после него. | Пестро раскрашенный, стоял катер у причала. |
Запятая при приложении
Правило: | Пример |
Обособляется любое приложение, относящееся к личному местоимению. | Мы, экономисты, народ увлекающийся… |
Запятая при обособленном обстоятельстве
Правило | Пример |
Деепричастия, деепричастные обороты выделяются запятыми независимо от их места в предложении. | Мальчик, испугавшись, вскрикнул. |
Запятая при обособленном дополнении
Правило | Пример |
1. Обычно обособляются уточняющие дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, включая, исключая, сверх, наряду с, в отличии от и др. со значением исключения, добавления, замещения, различения. | Он не видел ничего, кроме ее смеющихся глаз. |
Запятая при вводных словах и предложениях
Могут иметь такие значения: | Пример |
Различные чувства говорящего: | К нашему счастью, Иван приедет уже завтра. |
Запятая при обращении
Правило | Пример |
1. Обращение выделяется запятыми (с зависимыми словами, если они есть). | Наташа, иди сюда! |
Чаще всего обращение – существительное в И.п. | А ты, голубчик, куда? |
Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть. | Отколе, умная, бредешь ты, голова? |
5. Частица о от обращения не отделяется, как и другие усилительные частицы (отличать от междометий, которые относятся не к обращению, а ко всему предложению). | О небо, над нами синей! |
6. Между двумя обращениями, связанными соединительным союзом, запятой нет. | Здравствуй, солнце да утро веселое ! |
Запятая при уточнении
| Пример |
| |
Присоединительные союзы. |
|
Запятая при сравнительном обороте
Правило | Пример |
Сравнительные обороты с союзами как, будто, как будто, словно, точно, что, чем, нежели выделяются, если, обозначая сравнение, уподобление, других оттенков не имеют. | Облетели листья, желтые, как золото, и бурые, словно медь. |
Если существительное не в И.п., если важно именно образное уподобление, оборот выделяется. | Он обвит лианой, как змеей. |
Запятая в ССП, СПП
Правило | Пример | Схема |
1. Простые предложения в сложном обычно разделяются запятыми. | Садилось солнце, и кончился. | [ ], и [ ]. |
2. При однородных придаточных запятые ставятся также, как при однородных членах предложения. | Он не слышал, как повернулся ключ в замке или как лязгнул засов. |
|
2. Если подчинительный союз сложный (потому что, для того чтобы, с тех пор как и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации 1 раз: или до всего сочетания, | Он не явился на занятия, потому что заболел (важен сам факт неявки). |
|
4. Если рядом оказываются союзы, связывающие предложения (или союз и союзное слово), то, по общему правилу, между ними ставится запятая. | Ученику сказали, что, если он еще раз прогуляет, вызовут родителей. | [ ], (что, (если…), …). |
Условные обозначения синтаксических конструкций:
ПС – подлежащее и сказуемое;НП – неполное предложение;ОЧ – однородные члены предложения (в том числе и с обобщающим словом);ПО – обособленное определение (часто выражено причастным оборотом);ОП – обособленное приложение;ДО – обособленное обстоятельство (часто выражено деепричастным оборотом);СО – сравнительный оборот;УЧ – уточняющий член предложения (чаще является обстоятельством);ВВ – вводное слово или вводная конструкция;Об – обращение;ССП – сложносочинённое предложение;СПП – сложноподчинённое предложение;БСП – бессоюзное сложное предложение;ПР – прямая речь.
Закрепление. Групповая работа
1. Распределить по группам данные ниже предложения (есть лишние ответы)
Группа 1: запятая при приложении
Группа 2: запятая при обособленном определении
Группа 3: запятая при обособленном обстоятельстве
(1)Лена застыла, будто статуя.
(2) Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.
(3) Антон Павлович Чехов, пересекавший еще на лошадях в конце прошлого века Сибирь в поездке на Сахалин, проскучал до самого Енисея.
(4) Войдя в комнату, он поздоровался со всеми присутствующими.
(5) Пришла весна, солнечная, яркая.
(6) Добрый и отзывчивый человек, новый учитель быстро завоевал уважение и любовь учеников.
(7) Следующий по списку, по фамилии Силин, оказался рослым ц широкоплечим мужчиной.
(8) В жесткой траве, похожей на шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветки
(9) Князь говорил мне, что и он тоже будет работать и что, заработав денег, мы поедем морем до Батума.
Закрепление. Групповая работа
Распределить по группам данные ниже предложения (лишних ответов нет)
Группа 1: запятая при обособленном определении
Группа 2: запятая при вводных словах и словосочетаниях
Группа 3: запятая при обособленном обстоятельстве
(1) Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу.
(2) А давно ты, верно, ездишь по Москве!
(3) Запахнув плащ и крепче надвинув фуражку, он закрыл глаза.
(4) Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.
(5) Одни звезды, может быть, знают, как свято человеческое горе!
(6) Мелкорослый сад, состоявший из акаций и сирени, заглохший, в лопухе и чернобыльнике, шёл вниз, к лощине.
(7) Должен, кстати, уведомить вас о существовании теории, по которой северные леса являются заслоном нового ледникового периода.
(8) Он показал Натке дорогу, постоял, глядя ей вслед, и, всё ещё продолжая улыбаться, с шумом исчез за кустами.
(9)Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству.
Закрепление. Групповая работа
Распределить по группам данные ниже предложения (есть лишние ответы)
Группа 1: запятая при обособленном обстоятельстве
Группа 2: запятая при приложении
Группа 3: запятая при однородных членах
(1) Я погулял по скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.
(2) Все слушали молча рассказ Анны Савишны, особенно девушки. Мимо неё шли и шли войска, и казалось, что всё, в том числе леса и поля, движется на запад.
(3) Мы, школьники, устали от экзаменов.
(4)Танцуя и кружась, она смотрела на меня.
(5) На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки, цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожников, колокольчиков, лютиков и десятков других цветущих трав.
(6) Проехав несколько километров, я увидел на обочине путника.
(7) На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.
(8) Петр Иванович, добрый наш друг, оказал нам помощь.
(9) Что, кроме благодарности, мог я испытывать в тот момент?
Закрепление. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. Самопроверка
Найти предложения, в которых запятая ставится по одному правилу.
(1) Из всех дикорастущих лекарственных растений земляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.
(2) Фраза эта, между прочим, напомнила мне одну старую шутку.
(3) Подбежал Мухтар, соседский пёс, а вслед за ним целая свора ребятишек.
(4) Многие из нас, помимо тяжелых рюкзаков, несли ещё и научное оборудование.
(5) ...Завел разговор о площади... Почему, дескать, ее совсем нет в программе?
(6) Петров, бывший токарь, работал раньше на электромеханическом заводе.
(7) Мария Антоновна Осипенко, жительница старинного города Бадэур, мирно прогуливалась по улочкам своего тихого района.
(8) Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(9) Её кожа была белой, будто снег, а голубые глаза казались застывшими льдинками.
(10) Слепит глаза морозный день, рассыпавший скрипучие сугробы
(11) Улыбаясь, девочка в красивом платье протянула ему шарик.
Закрепление. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. Взаимопроверка
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Под Владимиром, в посёлке Муромцево, стоит необычный замок в неоготическом стиле. (2)Ныне замок заброшен, но даже развалины восхищают красотой и вызывают уважение к мастерству талантливого архитектора-стилизатора П.С.Бойцова. (3)Этот замок был построен когда-то в вотчине полковника Владимира Семёновича Храповицкого, который в 1884 году получил усадьбу в наследство и с душой и любовью приступил к её обустройству. (4)3а пять лет были построены два усадебных дома, летний театр, купальня, дом управляющего, изящный конный двор и необычный охотничий дворик. (5)На территории усадьбы разбит дендрарий, на птичьем дворе собрано невиданное разнообразие редких птиц и животных. (6)Необычные для русской архитектуры сооружения в неоготическом стиле окружали сказочные ухоженные сады, в искусственных прудах плавали белые лебеди, многочисленные фонтаны били ввысь струями сверкающих брызг, с насыпного пригорка низвергался бурлящий водопад.
Закрепление. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. Взаимопроверка
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
1) Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.
2) Есть лишь одна проблема - одна-единственная в мире - вернуть людям духовное содержание, духовные заботы...
3) Материнская любовь — самый общераспространенный и самый общепринятый пример продуктивной любви; сама ее сущность — забота и ответственность.
4)Он полагал, что искусство – это средство воспитать человека так, чтобы он стал подлинным гражданином «государства разума».
5)Северная зима, ковры снега, треск огня в печах – всё это располагает к сказке.
6) Он обладал хорошей привычкой – делать всё старательно и вовремя.
7) Не оскорбляйте меня, - кротко заметил Бендер. - Я сын турецко-подданного и, следовательно, потомок янычаров.
8) Перелет Москва – Северный полюс привлёк внимание журналистов.
9)Импровизация – это стремительная отзывчивость поэта на любую чужую мысль, на любой толчок извне.
Закрепление. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. Взаимопроверка
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В Уссурийском крае лето можно назвать сезоном дождей, так как они выпадают регулярно и отличаются обильностью. (2)Дождевые облака покрывают огромные территории, временами даже всю область – тогда краю угрожают разрушительные наводнения. (3)Наблюдая за погодой, люди заметили такую особенность: если во время дождя туман в горах появится и будет лежать неподвижно, то дождь скоро кончится. (4)А движение тумана предвещает затяжной дождь и даже тайфун. (5)После долгих дней изнурительной сырости солнечные лучи наконец прорвались сквозь тучи и пронзили облака тумана своим радостным, светло–золотистым светом. (6)Болота остались позади, но сырость была всюду: от долгих дождей земля была напитана водой как губка, ручьи разлились по долине широкими озёрами. (7)Погодные приключения поистине оживляют путешествие по тайге, зачастую однообразное: сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. (8)Даже глазу не отдохнуть среди этой унылой растительности: сухостоя, валежника, папоротников. (По В.К.Арсеньеву)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.