Преодоление трудностей при выполнении заданий по синтаксису на ЕГЭ по русскому языку
Оценка 5

Преодоление трудностей при выполнении заданий по синтаксису на ЕГЭ по русскому языку

Оценка 5
pptx
17.05.2024
Преодоление трудностей при выполнении заданий по синтаксису на ЕГЭ по русскому языку
Преодоление трудностей при подготовке заданий по синтаксису и.pptx

Преодоление трудностей при подготовке заданий по синтаксису и пунктуации тестовой части

Преодоление трудностей при подготовке заданий по синтаксису и пунктуации тестовой части

Преодоление трудностей при подготовке заданий по синтаксису и пунктуации тестовой части ЕГЭ по русскому языку

Выполнила: Литвинова Л.В., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10
имени Виктора Вуячича

Задание 16 Расставьте знаки препинания

Задание 16 Расставьте знаки препинания

Задание 16

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
 1) Макар был человеком прямолинейным и грубым но зато честным и порядочным.
2) В начале того года мы были полны надежд и вдохновения и нам всё казалось достижимым.
3) Мы двигались по тайге медленно осторожно однако привалы делали редко.
4) Холод в ветхую избу проникал отовсюду: из-под пола с глубоким погребом и через полуразвалившуюся крышу и через сгнившие оконные рамы.
5) На зиму бабушка заготовила малиновое и вишнёвое варенье и яблочное повидло насолила бочку огурцов и несколько вёдер грибов.

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

Запятая нужна:
1. Между однородными членами, не связанными союзами: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. 2. Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении а, но), однако, зато: День был ветреный, однако тёплый. 3. Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами (запятая ставится перед вторым и последующими повторяющимися союзами) сочинительными и, да (в значении и), ни… ни и разделительными или, либо, то… то, то ли… то ли, не то… не то:  Шёл не то снег, не то дождь.

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

Запятая нужна:
4. Перед первым и последующими союзами "и", если перед первым однородным членом союз "и" подразумевается: А березка мила  при солнце, и в серый день, и при дожде.
5. Перед второй частью двойных союзов не только…, но и…; как…, так и…; не столько…, сколько; хотя и…, но…; если не…, то и др: Земля обрадовалась не столько солнцу, сколько дождю. 6. При попарном соединении однородных членов предложения запятая ставится между парами (союз и  действует только внутри групп): Аллеи, засаженные сиренями и липами, вязами и тополями , вели к деревянной эстраде (Фед.)
Важно! Если первые два однородных члена образуют тесно связанную по смыслу пару, то перед следующим однородным членом ставить запятую не нужно: Это картина о плохом и хорошем и о великом чувстве.

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

Запятая не нужна:
1. Между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом и (или, иль, либо, да (в значении "и") в пару: День был ясный и теплый. Примечание. Не ставится запятая перед частицей и, за которой следует указательное местоимение тот (та, то, те ), употребленное для усиления значения предшествующего члена предложения: Даже стол и тот как-то сдвинулся с места (Панф.).
 2. В устойчивых сочетаниях (фразеологизмах): ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря и т.д
3. Если определения не являются однородными членами: Это был большой деревянный стол.

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

Запятая не нужна:
4. Между двумя глаголами в одной и той же форме, выступающими в роли единого сказуемого: Пойду почитаю книгу.
Не являются однородными членами, не разделяются запятой: 1. Два глагола в одинаковой форме, обозначающие действие и его цель (пойду поищу, пойду посмотрю):  Жду не дождусь, когда вернется отец с охоты (М. Красин). 2. Глаголы со значением движения, положения (Сижу читаю; пойду посмотрю; иди садись): Лежу смотрю телевизор.  3. Сочетания двух глаголов при помощи союзов да и, и, да, частиц не, так (возьму да и скажу; взял и пожаловался; спит не спит; смотри не смотри): Идем да и разговариваем с другом по улице.

Запятая в сложносочиненном предложении

Запятая в сложносочиненном предложении

Запятая в сложносочиненном предложении

Запятая не нужна:
1. Если есть общий второстепенный член предложения: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме.
2. Если есть  общее для частей вводное слово или конструкция, частица, обособленный член предложения (сравнительный оборот, деепричастный оборот): К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара. Да здравствует свет и скроется тьма! Дальнейшие встречи были так же приятны и беседы так же полезны, как в первый раз. Увидев в кустах котёнка, дети радостно закричали и некоторые захотели его погладить.
3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть: Когда мама вошла в комнату, осколки вазы валялись на полу и дети пытались их собрать..Как это часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее.

Запятая в сложносочиненном предложении

Запятая в сложносочиненном предложении

Запятая в сложносочиненном предложении

Запятая не нужна:
4. Если части сложносочинённого предложения являются: 1) вопросительными предложениями. Например: Когда вы приедете ещё раз и сможем ли мы встретиться? 2) побудительными предложениями. Например: Старайся всё делать хорошо и пусть у тебя всё получится! 3) восклицательными предложениями. Например: Как у вас хорошо и как мне всё нравится!
4) назывными предложениями. Например: Жара и духота. Холод и дождь. 5)безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых. Например: Жарко и душно. Холодно и дождливо.
6) неопределённо-личными. Например: Зрителей разместили вокруг арены и на её середину вывели участников представления.

Запятая в сложносочиненном предложении

Запятая в сложносочиненном предложении

Запятая в сложносочиненном предложении

Примечания:  
1.При наличии общего второстепенного члена предложения запятая перед союзом «и» ставится, если союз повторяется: В такую погоду и волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.
2.Не является объединяющим элементом противительный союз, после которого или перед которым находятся два соединенных союзом «и» простых предложения, поэтому запятая перед  «и» ставится: Ибрагим был бы очень рад избавиться, но ассамблея была дело должностное, и государь строго требовал присутствия своих приближённых (П.);  

Алгоритм выполнения задания

Алгоритм выполнения задания

Алгоритм выполнения задания

 

Приём «Да-нет» 1) Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных

Приём «Да-нет» 1) Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных

Приём «Да-нет»

1) Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных. В предложении запятая нужна, т.к. союз «и» употребляется дважды.
2) Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных. В предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».
3) Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков
решений и это отличает нас от животных.  В предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.
4) Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. В предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.
5) От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.  Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.

Приём «Лови ошибку» Назовите номер(-а) предложения (-ий), в котором(-ых) допущена ошибка при постановке знаков препинания

Приём «Лови ошибку» Назовите номер(-а) предложения (-ий), в котором(-ых) допущена ошибка при постановке знаков препинания

Приём «Лови ошибку»

Назовите номер(-а) предложения (-ий), в котором(-ых) допущена ошибка при постановке знаков препинания.
1) Весной я глотал сам и заставлял глотать сестрёнку глазки
проросшей картошки и зёрна овса, и ржи.
2) Кем был налит стакан до половины и почему нет вазы на столе?
3) Сын ни дать, ни взять отец в молодости.
4) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое
издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М. Ю.
Лермонтова, и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же
Тенгинского пехотного полка А. М. Врубеля родился сын – будущий
художник Михаил Врубель.
5) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи
палеолита относятся и оттиски руки человека, и непонятные узоры с
беспорядочными переплетениями волнистых линий.

Приём «Цифровой диктант» Запишите номера тех предложений, в которых нужно поставить одну запятую

Приём «Цифровой диктант» Запишите номера тех предложений, в которых нужно поставить одну запятую

Приём «Цифровой диктант»

Запишите номера тех предложений, в которых нужно поставить одну запятую. Ответ проверьте по образцу.
1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.  2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.  3) Кум стоял ни жив ни мертв.  4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.  5) Из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо. 

Задание 20 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Задание 20 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Задание 20

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
 
Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

Приём «З-Х-У» Знаю Хочу узнать

Приём «З-Х-У» Знаю Хочу узнать

Приём «З-Х-У»

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

1. Что такое сложное предложение.
2. Как определить грамматические основы.
3. Разряды союзов.

1. Что такое стык союзов?
2. Как правильно расставлять знаки препинания в предложениях с различными видами связи?
3. Как научиться распознавать разные типы соподчинения?
4. Что влияет на постановку или отсутствие запятой на стыке союзов?

Типы связи, встречающиеся в задании 20

Типы связи, встречающиеся в задании 20

Типы связи, встречающиеся в задании 20

Сочинительная
Подчинительная
Бессоюзная (очень редко)
Внимание! Иногда в задании встречаются однородные члены предложения, которые единожды связаны союзом «и». Запятую в таком случае между ними не ставим! Мы гуляли по набережной и, когда начался дождь, открыли зонтЫ.

Типы соподчинения придаточных в

Типы соподчинения придаточных в

Типы соподчинения придаточных в СПП

Последовательное подчинение

1.[...],(…),(…).
Параллельное подчинение

2.[...],(…),(…).
Однородное подчинение

3.[...],(…)и(…). и

Приём «Найди отличия» Жизнь подсказывает нам, что если человеку мало надо, то он мало и получает

Приём «Найди отличия» Жизнь подсказывает нам, что если человеку мало надо, то он мало и получает

Приём «Найди отличия»

Жизнь подсказывает нам, что если человеку мало надо, то он мало и получает.
Жизнь подсказывает нам, что, если человеку мало надо, он мало и получает.

Запятая нужна: На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения…

Запятая нужна: На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения…

Запятая нужна:

На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится, если можно изъять придаточное предложения и конструкция всего предложения не потребует перестройки: Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и, когда надо было решать, что же всё-таки делать в этой жизни дальше, Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.

Проверка! Находим придаточную(-ые) часть(-и) и опускаем её (их). Если предложение не теряет смысла, значит, запятые расставлены верно.

Запятая не нужна: На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложением следуют союзы

Запятая не нужна: На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложением следуют союзы

Запятая не нужна:

На стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними не ставится, если за придаточным предложением следуют союзы ТО, НО, ТАК.
Если видишь ТО, НО, ТАК,
То запомни: это знак!
Запятой на стыке нет!
А иначе – полный бред!


Тогда и подумала Анна(1) что(2) если когда-нибудь сбудется её мечта(3) то она станет самым счастливым человеком.

Алгоритм выполнения

Алгоритм выполнения

Алгоритм выполнения



Задание 21 Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации

Задание 21 Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации

Задание 21

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
 1) С первых месяцев пребывания в лицее Пушкин начинает записывать свои впечатления и замыслы звучными русскими стихами. 2) Так вырастает его лицейская лирика — первые опыты растущего гения, как бы расправляющего свои крылья для широкого полёта. 3) Так создаётся ранний раздел его творчества — юношеская поэзия Пушкина, исполненная непередаваемой свежести чувств, увлекательности мысли и животрепещущей взволнованности слова. 4) Сохранились пожелтевшие страницы с отроческими стихотворениями Пушкина. 5) Отдельные листики, рукописные сборники, альбомы, тетради — всё это доносит до нас его первые творческие помыслы. 6) Эти дружеские антологии, альбомы и тетради «лицейских трубадуров» − широкая картина необычайного роста поэта. 7) За несколько лет он гигантским шагом прошёл все подготовительные фазы поэтического развития и достиг всеобщего признания.

Что нужно знать для успешного выполнения задания 21?

Что нужно знать для успешного выполнения задания 21?

Что нужно знать для успешного выполнения задания 21?

Правила постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым.
Правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Правила постановки знаков препинания при обособленных определениях.
Правила постановки знаков препинания при обособленных обстоятельствах.
Правила постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения.
Правила постановки знаков препинания при сравнительных оборотах.
Правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Правила постановки знаков препинания при прямой речи.
Правила постановки знаков препинания при цитировании.
Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном предложениях.
Правила постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Приём «Инсерт» “V” знаю; “ +” узнал новое; “ - ” ошибался, думал по-другому; “?” не понял, хочу узнать

Приём «Инсерт» “V” знаю; “ +” узнал новое; “ - ” ошибался, думал по-другому; “?” не понял, хочу узнать

Приём «Инсерт»

“V”  знаю;
“ +” узнал новое;
“ - ” ошибался, думал по-другому;
“?”  не понял, хочу узнать

Тире

Тире




Тире

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире между подлежащим и сказуемым

Тире ставится при отсутствии глагола-связки между главными членами предложения, выраженными именительным падежом существительного или числительного (оборотом со словом в Им.п.), неопределенной формой глагола.

Схема

Пример

И. п. – И. п.
Н. Ф. – Н. Ф.
И. п. – Н. Ф.
Н. Ф. – И. п.
Тире при этом есть обязательно:
- перед словами это, вот, значит, это значит;
- после однородных подлежащих.
Главным членом предложения может быть название, устойчивое выражение.

Мой старший брат – хороший инженер.
Четырежды четыре – шестнадцать.
Площадь квартиры – сорок кв. метров.
Двадцать человек – это ваша квота.
Курить – здоровью вредить.
Наша задача – выиграть этот матч.
Не навредить – вот наша заповедь.
Построить дом – это непростое дело.
Любить стихи – значит учить их.
Токио, Лондон, Париж, Шанхай, Москва, Нью-Йорк – крупнейшие города мира.
«Что делать?» - роман Чернышевского.
«Голоден как волк» - фразеологизм.

Тире при однородных членах предложения

Тире при однородных членах предложения

Тире при однородных членах предложения

Правило

Схема

Пример

После однородных членов перед обобщающим словом – тире.


О, О, О - О

Поля, луга, леса – всё зазеленело.

Обобщающее слово может употребляться дважды: до и после однородных членов.


О: О, О, О - О

Хочу знать про все: встречи, письма, сны – про всё, что было.

Если обобщающее слово стоит до однородных членов, а после них предложение продолжается, то после однородных членов – тире.
Тире может опускаться, если в этом же месте требуется ставить запятую.


О: О, О, О -

Всюду: и в лесу, и в поле, и на дорогах было уже сухо.
Многое он испытал: нужду, голод, страх, но не сломался.

Группа однородных членов может выделяться тире с двух сторон, если имеет характер уточнения, пояснения.


О – О, О, О


Разные цветы желтые, синие, белые, красные покрыли всю равнину.

Тире при однородных членах предложения

Тире при однородных членах предложения

Тире при однородных членах предложения

Правило

Пример

Тире может ставится:
- перед и, если союз соединяет 2 сказуемых и второе выражает противопоставление (можно и заменить на а), указывает на следствие, быструю смену действий;
- перед противительным союзом;
- при пропуске противительного союза между однородными членами.


Хотел объехать целый свет – и не объехал сотой доли.
Он приостановился – и резко свернул.
Он смешной - но милый.
Не мальчик – зрелый муж стоял пред ней теперь.

Тире при уточнении, пояснении Иногда при пояснительных словах возможна постановка тире

Тире при уточнении, пояснении Иногда при пояснительных словах возможна постановка тире

Тире при уточнении, пояснении

Иногда при пояснительных словах возможна постановка тире.

Я хочу одного – помочь вам!
Он шел рядом – провожал ее.
Он уже плыл – быстро, ловко.

Тире в ССП или СПП Тире ставится: а) в сложносочиненном предложении - при резком противопоставлении, - при подчеркивании быстроты, неожиданности, нежелательности и т

Тире в ССП или СПП Тире ставится: а) в сложносочиненном предложении - при резком противопоставлении, - при подчеркивании быстроты, неожиданности, нежелательности и т

Тире в ССП или СПП

Тире ставится:
а) в сложносочиненном предложении
- при резком противопоставлении,
- при подчеркивании быстроты, неожиданности, нежелательности и т.п. следования одного за другим (ср. с причинно-следственной зависимостью при бессоюзной связи);
б) в сложноподчиненном предложении при интонационном подчеркивании,
- если придаточное определительное, изъяснительное, условное с ли стоит перед главным,
- если однородные придаточные стоят перед главным предложением.


Я так ждал – а ты не пришла.
Взошло солнце и снег тут же растаял.
Он знак подаст и все хохочут (П.).
Узнает она и нам всем несдобровать…
Кто весел – тот смеется.
Как они живут – кто знает…
Слышу ли голос ее – трепещу.
Что я надеялся напрасно, что ты не любишь – понял я.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире в бессоюзном сложном предложении

Схема, смысловые отношения частей

Можно заменить союзным предложением

Пример

Тире:
Быстрая смена событий, неожиданность


Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
Рассмеется она – колокольчик звенит.
Лес рубят – щепки летят.
Быстрее сделаешь – скорей тебя отпустят.
Ты виноват – покайся!
Хвалы приманчивы – как их не пожелать?
Ходишь осторожно – цела твоя голова.
Я думал – волк.
Я понял: до конца не досижу – очень скучно.

Противопоставление
[ ] – [ ].


[ ], a [ ].


[ ] – [сравнение].

(словно…)
[ ], (будто…)

Причинно-следственная связь:
[время, условие] – [ ].
[ ] – [вывод, следствие].
Часто совмещается:
[условие] – [следствие].


(когда…)
( если…), [ ].

2 часть – неполное предложение

Если по смыслу надо ставить два двоеточия подряд, вместо 2-го ставится тире.

Тире при прямой речи Схема Пример «П», - а

Тире при прямой речи Схема Пример «П», - а

Тире при прямой речи

Схема

Пример

«П», - а. (запятая вместо точки после прямой речи)
«П!?...» - а.
«П, - а, - п»
«П, - а, - п!?...».
(На месте разрыва не было знака или , ; - :)
«П, ! ? … - а. – П».
«П, ! ? … - а. – П ! ? …»
(На месте разрыва – точка, !, ? или …)
А: «П», - а.
А: «П!?...» - а.
«П, ! ? … - а: - П».
«П, ! ? … - а: - П! ? …»

«Ты бы умылся», - посоветовали ему.
«Зачем мне это нужно?» - удивился он.
«И куда все делось…» - вздохнула она.
«Потом, - пообещал отец, - сходим в цирк».
«Странно, - удивился сын, почему потом?»
«Лень, - уверял я, - мать всех пороков…»
«Знаю одно, - ответил он, - я несчастлив.»
«Спасибо, не надо, - ответил он. – Я сам».
«Как хочешь… - обиделась она. – Смотри…»
«Так вас зовут Сережей? – прервала Тоня молчание. – Прекрасное имя!»
Он удивился: «Неужели получилось?» - и радостно засмеялся.
«Я знаю, зачем ты пришел! – заявил он и добавил: - Незачем тебе было приходить»

Тире в неполном предложении ·

Тире в неполном предложении ·

Тире в неполном предложении


·        

Условие

Пример

При пропуске слова, которое восстанавливается либо по первой части предложения, либо по контексту.

У него одна история вызывал в памяти другую, а та – третью.

 Если сказуемое отсутствует и не восстанавливается по контексту, а подразумевается. Такое предложение называется эллиптическим.
Если в данной ситуации нет логической паузы, то тире не ставится.

По всему небу – облака.


Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей (А.С. Пушкин)

В простом предложении, если пропущено сказуемое, которое указывает на направление движения.  
В данном случае тире может и не ставиться, если логически пропуск слова не подчёркивается.

Татьяна – в лес, медведь- за нею.

Я к вам.

В предложениях, состоящих из двух компонентов со значением субъекта, объекта, обстоятельства (в разных сочетаниях) и построенных по схемам: «кто — кому», «кто — где», «что — кому», «что — куда», «что — как», «что — где», «что — за что» и др.

Всё лучшее - детям.

При параллелизме конструкции.

Руки- мои, ноги -мои, голова- тоже моя.

Тире при приложении Условие Пример

Тире при приложении Условие Пример

Тире при приложении

Условие

Пример

Приложения отделяются одиночным тире (второе тире поглощается другим знаком или опускается).
·        Если приложение относится к одному из однородных членов предложения.

В вазе стояли ромашки – желтоглазые цветы, колокольчики и лютики.

При наличии ряда стоящих впереди определяемого слова однородных приложений

Автор произведений для детей, переводчик, поэт, драматург – Маршак занял видное место в литературе.

Если приложение относится к ряду однородных определяемых слов.

На праздник приехали поэты, прозаики, драматурги – москвичи. (Перед приложением москвичи стоит ряд однородных определяемых слов).

Если распространенное, одиночное приложение или однородные  приложения стоят в конце предложения и имеют оттенок самостоятельности.

На столе лежали книги— пособия для подготовки к экзамену.

Приложение обособляется тире, если находится в середине предложения и имеет пояснительный характер.

Смотритель ночлежки – отставной солдат скобелевских времён – шёл следом за хозяином ( Федин).

Если по условиям контекста после приложения стоит запятая.

Используя специальное устройство – шагометр, я рассчитал оптимальную нагрузку для своего организма. (Второе тире опускается, так как ставится запятая в конце деепричастного оборота).

Если приложение имеет более конкретное значение в сравнении со значением определяемого слова, перед тире можно поставить или стоят слова а именно, то есть.

В дальнем углу светилось желтое пятно – огонь в окне их квартиры.

Сложные случаи постановки тире 1

Сложные случаи постановки тире 1

Сложные случаи постановки тире

1. Достаточно редко тире встречается при вводных словах: Обвинитель - можете себе представить - улик не обнаружил.
2. Достаточно редко тире встречается при несогласованных определениях. Определение, выраженное неопределённой формой глагола (инфинитивом), обособляется (с помощью тире), если оно имеет пояснительное значение и перед ним можно поставить слова а именно. В устной речи таким определениям-инфинитивам предшествует пауза: Но прекрасен данный жребий – просиять и умереть (Брюсов).
3. Если обособленное определение, выраженное инфинитивом, находится в середине предложения, то оно отделяется при помощи тире с двух сторон: Каждый из них решал этот вопрос – уехать или остаться – для себя, для своих близких (Кетлинская).
Но если по условиям контекста после определения должна стоять запятая, то второе тире обычно опускается: Так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее (Л. Толстой).

Двоеточие

Двоеточие




Двоеточие

Двоеточие при однородных членах предложения

Двоеточие при однородных членах предложения

Двоеточие при однородных членах предложения

Правило

Схема

Пример

После обобщающего слова перед однородными членами двоеточие.


О: О, О, О…

Я слышу звуки: рев, шипенье, крики…

Без обобщающего слова двоеточие перед однородными членами стоит для предупреждения, что следует перечисление.


: О, О, О…


Тут были: Иван Иванович, его супруга, его дочь и зять.

Двоеточие в союзном сложном предложении

Двоеточие в союзном сложном предложении

Двоеточие в союзном сложном предложении

Правило

Пример

Двоеточие ставится перед подчинительным союзом, если в предыдущей части сложного предложения содержится предупреждение о последующим разъяснении (можно вставить а именно).

Хаджи Мурат сидел рядом в комнате и, хотя не понимал того, что говорили, понял, однако, то, что ему нужно было понять: что они спорили о нем…

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Схема, смысловые отношения частей

Можно заменить союзным предложением

Пример

Двоеточие:
[ ]: [указывает причину].


[ ], (потому что)

Он с трудом досидел до конца: ему было скучно.
Павел чувствует: чья-то рука касается его.
Он открыл глаза: садилось солнце.
Я увидел нечто чудное: по берегу ползла рыба.


[ ]: [дополняет смысл].

(что…).
[ ], (как…).


[ ]: [поясняет].


[, а именно]: [ ]

Двоеточие при прямой речи Схема

Двоеточие при прямой речи Схема

Двоеточие при прямой речи

Схема

Пример

А: «П».
«П, ! ? … - а: - П».
«П, ! ? … - а: - П! ? …»

Она напомнила: «Завтра же праздник»
«Я знаю, зачем ты пришел! – заявил он и добавил: - Незачем тебе было приходить»

Запятая

Запятая




Запятая

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

Запятая при однородных членах предложения

Правило

Пример

При отсутствии союзов между однородными членами предложения ставится запятая.


Синие, желтые, белые.

Есть запятая перед союзом а, но, да = но, зато, однако, хотя, а также.
После однородного члена, присоединенного этими союзами, запятой нет.

Не синие, а белые. Мал, да удал.
Было жарко, хотя ветрено и в долине реки.

Нет запятой при одиночных союзах и, или, либо, да = и (могут соединять однородные члены попарно, но не повторяются перед ними подряд: О и О, О и О).

Синие или красные.
Синие, желтые да белые.
Синие и красные, желтые и белые.

Если союзы и, или, либо, да = и повторяются перед однородными членами, то перед ними (кроме первого однородного члена) ставятся запятые: (и) О, и О, и О…
При этом часть однородных членов может быть соединена повторяющимися союзами, а часть – бессоюзной связью.

Они росли и в поле, и в лесу, и в саду.
Стали они есть, да пить, да веселиться.
Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь и звезды, и луну.

Нет запятой при повторяющимся и:
- между двумя однородными членами, если они образуют тесное смысловое единство. И при них нет зависимых слов;
- если два однородных члена с и между ними, образующих тесно связанную по смыслу группу, соединяются союзом и с третьим однородным членом.


Я им и живу и дышу.
…Есть и ситец и парча.
Он человек честный и прямой и довольно умный.

Есть запятая при повторяющихся союзах ни-ни, то-то, не то - не то.

Не знаю ни его, ни ее, ни прочих.
Он не то глуп, не то необразован.

Ставится запятая перед второй частью двойных союзов:
как – так и, не так – как, не только – но и, хотя и – но, если не – то, чем – тем, настолько – насколько, не столько – сколько…

Давно знаю как его, так и ее.
Он не так умен, как начитан и знает если не все, то многое.
Она хотя и умна, но зла.
Тут чем дальше, тем хуже.

Запятая при согласованных определениях

Запятая при согласованных определениях

Запятая при согласованных определениях

Обособляются:

Пример

Любое определение, относящееся к личному местоимению, стоящее как до, так и после него.

Незримый, ты мне был уж мил.
А он, мятежный, просит бури…

Причастие или прилагательное с зависимыми словами, стоящее после определяемого слова.

Он видел небо, покрытое тучами.
На небе стыли облака, еще розовые от заката.

Несколько (2 и больше) согласованных определений, стоящие после определяемого слова (особенно если перед ним уже есть определение).

Над рекой повис густой туман, желтый, жуткий.
Люди, злые, голодные, двинулись по улице.

Определение с дополнительным обстоятельственным значением (причины, уступки, условия), стоящее как до, так и после определяемого слова.

Привлеченные светом, бабочки летели к свече.
Иван, усталый, все же никак не мог заснуть.

Определение, отделенное от определяемого слова каким-либо другим членом предложения (не определением), стоящее как до, как и после него.

Пестро раскрашенный, стоял катер у причала.
Стрелы упали, жалкие, обратно на землю.

Запятая при приложении

Запятая при приложении

Запятая при приложении

Правило:

Пример

Обособляется любое приложение, относящееся к личному местоимению.
Обособляется приложение с зависимыми словами, группа приложений (2 и более), если стоит после определяемого слова.
Обособляется распространенное приложение, стоящее до определяемого слова – нарицательного существительного.
Обособляются приложения (одиночные и распространенные) со значением причины, уступки, стоящие до или после определяемого слова.
Обособляются приложения с союзом как, имеющее значение причинности (отличать от как = «в качестве»).
Обособляются уточняющие, поясняющие одиночные приложения, стоящие после определяемого слова (особенно если при нем уже есть определение, зависимые слова; мысленно перед приложением, чаще именем собственным, вставляется «а именно»).
Не уточняющее приложение – не обособляется; нарицательное пишется через дефис.
Всегда обособляются уточняющие приложения, присоединяемые с помощью слов то есть, или (= т. е.), а именно, даже, например, как например, такие как, особенно, в частности, в том числе, главным образом и т.п.; указательных местоимений (этот); слов по имени, по прозванию и т. п.
Обособленное приложение может относиться к отсутствующему в данном предложении слову, которое подсказывается контекстом (часто дает эмоциональную оценку).

Мы, экономисты, народ увлекающийся…

Зашел сосед Иван, поклонник «Нежного мая», но я его выгнал.

Поклонник «Трепетного мая», сосед зашел ко мне опять.
Инженер, Иванов прочитал чертеж шутя.
Иванов, инженер, все же не понял чертежа.
(Но: Инженер Иванов уехал.)
Иванову, как художнику, поручили оформить холл.
(Но: Иванова как художника я совсем не знаю).
Младшая сестра ее, Женя, молчала.
Встретил я там Иванова, инженера, и врача нашей школы, терапевта.
Ср.:
Сестра ее Женя молчала.
Он узнал Архипа-кузнеца.

Все дорожает белое золото, или хлопок, и черное, то есть нефть.
Многие успели, например Петя.
А некоторые, такие как Ян и Ваня, опоздали.
Пришел повар, этот жулик.
Мой пес, по кличке Сват, спит.
Промотал деньги, голубчик, а теперь хвост поджал.
И чего лается, старый черт!

Запятая при обособленном обстоятельстве

Запятая при обособленном обстоятельстве

Запятая при обособленном обстоятельстве

Правило

Пример

Деепричастия, деепричастные обороты выделяются запятыми независимо от их места в предложении.
При однородных деепричастиях, деепричастных оборотах запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения вообще.
Иногда союз (обычно а) относится к деепричастию, деепричастному обороту и запятой от него не отделяется.

Мальчик, испугавшись, вскрикнул.
Выйдя на мороз, он поежился.
Посмеиваясь и лихо подмигивая, Юра закрыл дверь.
Живу и радуясь, и горюя.
Он молчал, злясь, но труся.
На людях она крепилась, а войдя к себе, зарыдала.

Запятая при обособленном дополнении

Запятая при обособленном дополнении

Запятая при обособленном дополнении

Правило

Пример

1. Обычно обособляются уточняющие дополнения с предлогами кроме, вместо, помимо, включая, исключая, сверх, наряду с, в отличии от и др. со значением исключения, добавления, замещения, различения.
2. Обособление дополнений связано с их распространенностью, подчеркиванием их роли автором. Если вместо = за, обособления нет.
Уточняемые и уточняющие слова могут быть разными членами предложения.

Он не видел ничего, кроме ее смеющихся глаз.
Все, включая новичков, очень старались.
Иван, в отличии от Вани, человек солидный.
Ср.: Кроме зарплаты он получил премию.
Я работал вместо него.
Вместо бритых скул, была у него теперь бородка.

Запятая при вводных словах и предложениях

Запятая при вводных словах и предложениях

Запятая при вводных словах и предложениях

Могут иметь такие значения:

Пример

Различные чувства говорящего:
к счастью, по счастью, к не счастью, к сожалению, к изумлению, к огорчению, к досаде, к ужасу, к стыду, на беду, неровен час, странное дело и т. п.
Большая или меньшая степень уверенности, возможность, предположение:
конечно, несомненно, действительно, безусловно, разумеется, естественно, право, правда, не правда ли, в самом деле, в сущности, видимо, по-видимому, очевидно, вероятно, пожалуй, возможно, кажется, надо полагать, думаю, надеюсь и т. п.
Источник сведений:
по сообщению…, по словам…, передают, говорят, слышно, по слухам, по преданию, по мнению…, с точки зрения…, на мой взгляд, по-моему, как известно, помнится и т. п.
Порядок изложения, связь мыслей:
во-первых, в-…, наконец, далее, так, итак, выходит, значит, таким образом, стало быть на оборот, однако, впрочем, с одной( с другой) стороны, кроме того, в частности, в общем, вообще( говоря), главное, кстати, к слову (сказать) и т. п.
Приёмы, способы оформления мыслей:
словом, иными словами, точнее, короче говоря, собственно( говоря ), откровенно говоря, грубо говоря, мягко выражаясь, так сказать, что называется и т. п.
Привлечение внимания, приглашение к совместному предположению, соразмышлению:
пожалуйста, извините, послушайте, позвольте, знаешь ли, веришь ли, поймите, представь себе, предположим, скажем и т. п.
Ссылки на обычность излагаемого:
как всегда, как водится, как принято, по обычаю, бывает, случается и т. п.
Оценка меры того, о чём говорится:
Самое большее, самое меньшее, по меньшей( по крайней) мере…
Откровенность, серьёзность, интимность разговора:
по правде(говоря), честно говоря, признаться, по-настоящему, по справедливости, по секрету

К нашему счастью, Иван приедет уже завтра.
Иван, чего доброго, приедет уже завтра.

Иван, без сомнения, приедет уже завтра.
Иван приедет уже завтра, не правда ли.
Может быть, Иван приедет уже завтра.
Надо думать, приедет.


По имеющимся у меня сведениям, Иван приедет завтра.
Пугают: Иван, мол, вообще не приедет.

Следовательно, Иван приедет уже завтра.
Иван, между прочим, завтра уже уедет.
Так, Иван, например, завтра наоборот, уедет.

Одним словом, Иван приедет уже скоро.
Иван, с позволения сказать и не думал ехать.

Видите ли, Иван может и не приехать.
Допустим, Иван всё же приедет завтра…


Иван, по обыкновению своему, пришёл первым.
Иван, по крайней мере, никогда не опаздывает!
Иван, кроме шуток, всё же приедет уже завтра.
Этому, между нами будь сказано, никто не рад.

Запятая при обращении Правило Пример 1

Запятая при обращении Правило Пример 1

Запятая при обращении

Правило

Пример

1. Обращение выделяется запятыми (с зависимыми словами, если они есть).

Наташа, иди сюда!
Вперед тебе наука, мой друг.

Чаще всего обращение – существительное в И.п.
Личное местоимение редко, но бывает обращением; чаще входит в его состав.
Обращения могут быть и иные слова, называющие того, к кому обращаются: прилагательное, причастие, числительное, существительное в косвенном падеже, наречие.

А ты, голубчик, куда?
Шевелись, ты, живее!
Пришли, лапочка вы моя!
Хорошая моя, куда ж ты?
Радуйся жизни, живущий!
Второй, отвечай!
Берегись, там, в лодке!

Если обращение разбито на части, выделяется запятыми каждая часть.

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

5. Частица о от обращения не отделяется, как и другие усилительные частицы (отличать от междометий, которые относятся не к обращению, а ко всему предложению).
Перед частицей а между повторяющимися обращениями есть запятая, после нее нет.

О небо, над нами синей!
Эх ты, куда ж ты полез?
Ср.:
Эх, Ваня, и устал же я.
Мама, а мама, пойдем погуляем!

6. Между двумя обращениями, связанными соединительным союзом, запятой нет.

Здравствуй, солнце да утро веселое !

Запятая при уточнении Вообще обособляются слова, поясняющие предшествующие члены предложения (главные и второстепенные) и присоединяющиеся словами например, даже, особенно, в особенности, главным образом, в частности,…

Запятая при уточнении Вообще обособляются слова, поясняющие предшествующие члены предложения (главные и второстепенные) и присоединяющиеся словами например, даже, особенно, в особенности, главным образом, в частности,…

Запятая при уточнении


Вообще обособляются слова, поясняющие предшествующие члены предложения (главные и второстепенные) и присоединяющиеся словами например, даже, особенно, в особенности, главным образом, в частности, в том числе и др.;
союзами то есть, а именно (именно), или.
Иногда то есть, а именно подразумеваются (их можно подставить).

Пример


Многие скучали, например я.
Стало тепло, даже жарко.
Он не любит собак, особенно лаек.
Люблю разные цветы, в том числе полевые.
Церковь была в новом вкусе, то есть с колоннами.
Кричать надо, именно орать!
Это церковь в новом вкусе, с колоннами.

Присоединительные союзы.
содержат пояснения, уточнения, дополнительные замечания ко всему предложению (а не к одному его члену – ср. выше) и обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, главным образом, в частности, в том числе, да и вообще, да и, да еще, причем, притом, и притом, и (= и притом) и др., а иногда и без этих слов.


Выиграть у него, даже случайно, невозможно.
Он не любит собак, особенно из-за лая.
Он не любит цветов, да и вообще скучен.
Я скучал, притом ужасно.
Он добился своего, и скоро.
Он уехал, еще вчера.

Запятая при сравнительном обороте

Запятая при сравнительном обороте

Запятая при сравнительном обороте

Правило

Пример

Сравнительные обороты с союзами как, будто, как будто, словно, точно, что, чем, нежели выделяются, если, обозначая сравнение, уподобление, других оттенков не имеют.

Облетели листья, желтые, как золото, и бурые, словно медь.
Он, будто юноша влюбленный, записки ждет.
И бледен он, что мел. Бледен, чем мел.

Если существительное не в И.п., если важно именно образное уподобление, оборот выделяется.

Он обвит лианой, как змеей.
Что ты вертишься, как змея под вилами.

Запятая в ССП, СПП Правило Пример

Запятая в ССП, СПП Правило Пример

Запятая в ССП, СПП

Правило

Пример

Схема

1. Простые предложения в сложном обычно разделяются запятыми.

Садилось солнце, и кончился.
Солнце, когда пришел я, садилось.

[ ], и [ ].
[ , (когда…), ].

2. При однородных придаточных запятые ставятся также, как при однородных членах предложения.
При однородном подчинении во 2-м придаточном (и далее) подчинительный союз может быть опущен.

Он не слышал, как повернулся ключ в замке или как лязгнул засов.
Он злится и когда о нем забывают, и когда слишком хорошо его помнят.
Он тоскливо уставился за окно, где насмешливо сверкало солнце, таял снег и галдели воробьи.


[ ], (как…) или (как…).
[ ] и (когда…), и (когда…).
[ ] , (где…), (…) и (…).

2. Если подчинительный союз сложный (потому что, для того чтобы, с тех пор как и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации 1 раз: или до всего сочетания,
или перед что, чтобы, как.
Не разбиваются союзы тогда как, словно как, лишь когда, даже если, причинный так как.

Он не явился на занятия, потому что заболел (важен сам факт неявки).
Он не явился на занятия потому, что заболел (важна причина ее).
Он казался дельным, тогда как был глуп.
Он не явился, так как болел.


[ ], (потому что…).
[ …потому], (что…).
[ ], (так как…).

4. Если рядом оказываются союзы, связывающие предложения (или союз и союзное слово), то, по общему правилу, между ними ставится запятая.
В тех же случаях запятой нет, если дальше идет вторая часть двойного союза (то, так, так и, тем, но, однако).

Ученику сказали, что, если он еще раз прогуляет, вызовут родителей.
Январь выдался студеный, и, хотя жарко топили печь, окна обледенели.
Ему заявили, что если он еще раз прогуляет, то вызовут родителей.
Январь был студеный, и хотя жарко топили печь, но окна обледенели.
Заметьте, что чем больше об этом думаешь, тем меньше это нравится.

[ ], (что, (если…), …).
[ ], и, (хотя…), [ ].
[ ], (что (если…), то…).
[ ], и (хотя), но [ ].
[ ], (что (чем…), тем…).

Запятая в БСП Схема, смысловые отношения частей

Запятая в БСП Схема, смысловые отношения частей

Запятая в БСП

Схема, смысловые отношения частей

Можно заменить союзным предложением

Пример

Запятая:
Перечисление фактов
[ ], [ ].


[ ], и [ ].


Травка зеленеет, солнышко блестит…

Алгоритм выполнения задания

Алгоритм выполнения задания

Алгоритм выполнения задания

Условные обозначения синтаксических конструкций:

Условные обозначения синтаксических конструкций:

Условные обозначения синтаксических конструкций:

ПС – подлежащее и сказуемое; НП – неполное предложение; ОЧ – однородные члены предложения (в том числе и с обобщающим словом); ПО – обособленное определение (часто выражено причастным оборотом); ОП – обособленное приложение; ДО – обособленное обстоятельство (часто выражено деепричастным оборотом); СО – сравнительный оборот; УЧ – уточняющий член предложения (чаще является обстоятельством); ВВ – вводное слово или вводная конструкция; Об – обращение; ССП – сложносочинённое предложение; СПП – сложноподчинённое предложение; БСП – бессоюзное сложное предложение; ПР – прямая речь.

Алгоритм выполнения задания

Алгоритм выполнения задания

Алгоритм выполнения задания

Закрепление. Групповая работа 1

Закрепление. Групповая работа 1

Закрепление. Групповая работа

1. Распределить по группам данные ниже предложения (есть лишние ответы)
Группа 1: запятая при приложении
Группа 2: запятая при обособленном определении
Группа 3: запятая при обособленном обстоятельстве

(1)Лена застыла, будто статуя.
(2) Старуха, Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.
(3) Антон Павлович Чехов, пересекавший еще на лошадях в конце прошлого века Сибирь в поездке на Сахалин, проскучал до самого Енисея.
(4) Войдя в комнату, он поздоровался со всеми присутствующими.
(5) Пришла весна, солнечная, яркая.
(6) Добрый и отзывчивый человек, новый учитель быстро завоевал уважение и любовь учеников.
(7) Следующий по списку, по фамилии Силин, оказался рослым ц широкоплечим мужчиной.
(8) В жесткой траве, похожей на шерсть козы, цвели меж низких полыней лиловые низкие цветки 
(9) Князь говорил мне, что и он тоже будет работать и что, заработав денег, мы поедем морем до Батума.

Закрепление. Групповая работа Распределить по группам данные ниже предложения (лишних ответов нет)

Закрепление. Групповая работа Распределить по группам данные ниже предложения (лишних ответов нет)

Закрепление. Групповая работа

Распределить по группам данные ниже предложения (лишних ответов нет)
Группа 1: запятая при обособленном определении
Группа 2: запятая при вводных словах и словосочетаниях
Группа 3: запятая при обособленном обстоятельстве

(1) Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу.
(2) А давно ты, верно, ездишь по Москве! 
(3) Запахнув плащ и крепче надвинув фуражку, он закрыл глаза.
(4) Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.
(5) Одни звезды, может быть, знают, как свято человеческое горе! 
(6) Мелкорослый сад, состоявший из акаций и сирени, заглохший, в лопухе и чернобыльнике, шёл вниз, к лощине.
(7) Должен, кстати, уведомить вас о существовании теории, по которой северные леса являются заслоном нового ледникового периода.
(8) Он показал Натке дорогу, постоял, глядя ей вслед, и, всё ещё продолжая улыбаться, с шумом исчез за кустами.
(9)Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству.

Закрепление. Групповая работа Распределить по группам данные ниже предложения (есть лишние ответы)

Закрепление. Групповая работа Распределить по группам данные ниже предложения (есть лишние ответы)

Закрепление. Групповая работа

Распределить по группам данные ниже предложения (есть лишние ответы)
Группа 1: запятая при обособленном обстоятельстве
Группа 2: запятая при приложении
Группа 3: запятая при однородных членах

(1) Я погулял по скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил Анне, Андрею, Инне.
(2) Все слушали молча рассказ Анны Савишны, особенно девушки. Мимо неё шли и шли войска, и казалось, что всё, в том числе леса и поля, движется на запад.
(3) Мы, школьники, устали от экзаменов.
(4)Танцуя и кружась, она смотрела на меня.
(5) На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки, цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожников, колокольчиков, лютиков и десятков других цветущих трав.
(6) Проехав несколько километров, я увидел на обочине путника.
(7) На концерт пришли учителя, и ученики, и их родители.
(8) Петр Иванович, добрый наш друг, оказал нам помощь.
(9) Что, кроме благодарности, мог я испытывать в тот момент?

Закрепление. Выполнение заданий в формате

Закрепление. Выполнение заданий в формате

Закрепление. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. Самопроверка

Найти предложения, в которых запятая ставится по одному правилу.

(1) Из всех дикорастущих лекарственных растений земляника, пожалуй, наиболее богатое по химическому составу растение.
(2) Фраза эта, между прочим, напомнила мне одну старую шутку.
(3) Подбежал Мухтар, соседский пёс, а вслед за ним целая свора ребятишек.
(4) Многие из нас, помимо тяжелых рюкзаков, несли ещё и научное оборудование. 
(5) ...Завел разговор о площади... Почему, дескать, ее совсем нет в программе?
(6) Петров, бывший токарь, работал раньше на электромеханическом заводе.
(7) Мария Антоновна Осипенко, жительница старинного города Бадэур, мирно прогуливалась по улочкам своего тихого района.
(8) Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(9) Её кожа была белой, будто снег, а голубые глаза казались застывшими льдинками.
(10) Слепит глаза морозный день, рассыпавший скрипучие сугробы
(11) Улыбаясь, девочка в красивом платье протянула ему шарик.

Закрепление. Выполнение заданий в формате

Закрепление. Выполнение заданий в формате

Закрепление. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. Взаимопроверка

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Под Владимиром, в посёлке Муромцево, стоит необычный замок в неоготическом стиле. (2)Ныне замок заброшен, но даже развалины восхищают красотой и вызывают уважение к мастерству талантливого архитектора-стилизатора П.С.Бойцова. (3)Этот замок был построен когда-то в вотчине полковника Владимира Семёновича Храповицкого, который в 1884 году получил усадьбу в наследство и с душой и любовью приступил к её обустройству. (4)3а пять лет были построены два усадебных дома, летний театр, купальня, дом управляющего, изящный конный двор и необычный охотничий дворик. (5)На территории усадьбы разбит дендрарий, на птичьем дворе собрано невиданное разнообразие редких птиц и животных. (6)Необычные для русской архитектуры сооружения в неоготическом стиле окружали сказочные ухоженные сады, в искусственных прудах плавали белые лебеди, многочисленные фонтаны били ввысь струями сверкающих брызг, с насыпного пригорка низвергался бурлящий водопад.

Закрепление. Выполнение заданий в формате

Закрепление. Выполнение заданий в формате

Закрепление. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. Взаимопроверка

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.
2) Есть лишь одна проблема - одна-единственная в мире - вернуть людям духовное содержание, духовные заботы...
3) Материнская любовь — самый общераспространенный и самый общепринятый пример продуктивной любви; сама ее сущность — забота и ответственность.
4)Он полагал, что искусство – это средство воспитать человека так, чтобы он стал подлинным гражданином «государства разума».
5)Северная зима, ковры снега, треск огня в печах – всё это располагает к сказке.
6) Он обладал хорошей привычкой – делать всё старательно и вовремя.
7) Не оскорбляйте меня, - кротко заметил Бендер. - Я сын турецко-подданного и, следовательно, потомок янычаров.
8) Перелет Москва – Северный полюс привлёк внимание журналистов.
9)Импровизация – это стремительная отзывчивость поэта на любую чужую мысль, на любой толчок извне.

Закрепление. Выполнение заданий в формате

Закрепление. Выполнение заданий в формате

Закрепление. Выполнение заданий в формате ЕГЭ. Взаимопроверка

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)В Уссурийском крае лето можно назвать сезоном дождей, так как они выпадают регулярно и отличаются обильностью. (2)Дождевые облака покрывают огромные территории, временами даже всю область – тогда краю угрожают разрушительные наводнения. (3)Наблюдая за погодой, люди заметили такую особенность: если во время дождя туман в горах появится и будет лежать неподвижно, то дождь скоро кончится. (4)А движение тумана предвещает затяжной дождь и даже тайфун. (5)После долгих дней изнурительной сырости солнечные лучи наконец прорвались сквозь тучи и пронзили облака тумана своим радостным, светло–золотистым светом. (6)Болота остались позади, но сырость была всюду: от долгих дождей земля была напитана водой как губка, ручьи разлились по долине широкими озёрами. (7)Погодные приключения поистине оживляют путешествие по тайге, зачастую однообразное: сегодня – лес, завтра – лес, послезавтра – опять лес. (8)Даже глазу не отдохнуть среди этой унылой растительности: сухостоя, валежника, папоротников. (По В.К.Арсеньеву)

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!



Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2024