Актуальность
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День Единства), молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры. Все чаще с помощью телевидения в детские души вторгается рекламы пивных банок. Нормой жизни становиться уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшими и подрастающим поколением. На второй план отходит доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети- будущее страны, будущий гражданин. Во многих молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными.
Патриотизм включает в себя много понятий, связанных с любовью к родным местам, гордостью за свой народ и его историю, ощущением причастности к окружающему миру, желанием сохранять и приумножать богатство своей страны.
Но малышам, которые ещё только пришли в детский сад, ещё трудно мыслить понятиями о стране, культуре. Для них понимание Родины тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением (детский сад, родная улица, город )
Задачи проекта:
-вызвать положительные эмоции в беседе о семье, детском саде, о родном городе, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
-познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
-прививать любовь к семейным традициям через основные формы фольклора: потешки, сказки, прибаутки, песни.
-учить называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка;
-воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи,
учить проявлять заботу о родных людях.
-развивать представление о положительных сторонах детского сада, его общности с домом ( уют, тепло, любовь и др.)
-прививать детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
-способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о детском саде, о городе, в котором живут.
-Научатся проявлять уважение , любовь и заботу ко всем членам семьи, к труду работников детского сада.
-Сформируется умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
Расширяться представления о природе родного края, о достопримечательностях города.
- У детей возникнет чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре, традициям.
-Совместная деятельность с родителями будет способствовать укреплению детских- родительских отношений.
-Дети будут понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный
Беседы с детьми, для выявления знаний о своей семье, детском саде, городе.
Подбор наглядного материала к образовательной, игровой, театрализованной деятельности, беседам (атрибуты, игрушки, иллюстрации и т.д.).
Подбор сказок, рассказов, стихотворений, потешек, загадок.
Составление плана реализации проекта, подбор методической литературы.
Подготовка консультаций для родителей
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II этап – практический
Опрос детей: «Что я знаю о семье? » (рассматривание фотографий членов семьи, беседа о них).
Проведение ООД
1.Развитие речи «Моя семья»
2. Ознакомлению с окружающим миром «Петушок и его семья»
3. Рисование в нетрадиционной технике «Букет для бабушки»
4.Лепка « Мой папа»
5.Рисование: Поможем папе починить лестницу»
6.Лепка «Чак- чак на день рождение куклы Айгуль»
7. Ознакомлению с окружающим миром «Животные наших лесов»
Беседы:«Моя семья», «Что такое семья», «Папа - мой лучший друг», «Как я помогаю дома», «О братишках и сестренках», «О бабушке и дедушке», «Моя любимая мамочка, «Профессии моих родителей», « Мой любимый детский сад»,
« Достопримечательности моего города», «Мой дом» .Ситуативный разговор:«Что готовит мама?», «Что умеет делать папа?». Беседа по картинкам: «Это мама; это папа», «Что делать, если кто-то заболел?», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Игровая деятельность, Дидактические игры и упражнения:Д/и: «Назови ласково», «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Кому что подарить?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела» , «Детеныши и родители» «Найди такую же матрешку», «Собери матрешку», «Собери памятник Салавату Юлаеву», «Составь дом из геометрических фигур», Д/и «Построй дом для мамы и папы», «Расскажи про детский сад» . Сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Семья», «Дочки -матери», «Больница», «Повара». Настольные игры: «Собери бусы для мамы», Д/И «Испечем Айгуль на день рождение торт», Д/И «Три медведя», «Большие и маленькие», «Собери семью», лото «Продукты», «Одежда», «Мой дом», «Угадай детеныша».
Театрализованная деятельность: инсценирование сказки «Репка», настольный театр «Репка», «Теремок» . Чтение художественной литературы:«Мама» - Д. Грабе; «Бабушкины руки» - Л. Квитко; «Я сама» - И. Муравейко;«Солнышко» - Е. Благинина; «Подарок» - О.Карышева; «Вот дедушка» - Ф. Фребеля, «Помощница» А.Барто, Л. Квитко «Бабушкины руки», русская народная сказка «Три медведя», потешки : «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Киска, киска, киска брысь, на дорожку не садись..» и др., русские народные сказки «Три медведя» «Заюшкина избушка» «Теремок» ..Работа с родителями:1.Консультации: «Семья и семейные ценности», «Роль отца в семейном воспитании» , «Культура общения в семье», «Патриотическое воспитание детей раннего возраста в семье»,«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у ребёнка», «Ошибки семейного воспитания».2.Оформление фотоальбома «Моя семья».3.Семейные творческие проекты «Я и моя семья».4.Выставка совместных рисунков «Моя дружная семья».5.Создание макета детского сада.
Осенний утренникЦенность праздников в детском саду заключается в том, что они способствуют воспитанию любви к родине, уважения к ее традициям и обычаям.
Знакомство детей с русскими народными сказками и фольклором
Мы читаем сказки, слушаем аудиозаписи народного фольклора, и инсценируем сказку ( настольный театр), а также используем сказки в различных комбинированных занятиях. Ведь сказка – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, дружбе и взаимопомощи, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим.
Также читаем потешки, загадки, знакомимся с колыбельными песнями, играем в хороводные игры.
Работа с родителями
Учить познавать родной край знакомить с его самобытностью, воспитывать любовь к Родине – это задачи не только детского сада, но и семьи. Эта работа более эффективна, если установлена тесная связь с семьёй.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в раннем возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.