Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.
1) Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.
2) Укрепление уверенности в себе, развитие самооцен-ки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.
Для преодоления школьной тревожности у учащих- ся 1 класса, необходимо
Преодоление страха и тревожности у детей.
Психологи выделяют два способа преодоления
тревожности у детей.
1) Выработка конструктивных способов поведения в
трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение
приёмами, позволяющими справиться с излишним
волнением, тревогой.
2) Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки
и представления о себе, забота о «личностном росте»
человека.
Для преодоления школьной тревожности у учащих
ся 1 класса, необходимо :
1. Смягчить, снизить силу потребностей, связанных с
внутренней позицией школьника.
2. Развить и обогатить оперативные навыки повед –
ния, деятельности, общения с тем, чтобы новые
навыки, более высокого уровня, позволили детям
отказаться от неправильно сложившихся спосо бов
реализации мотива, чтобы дети могли свободно
выбрать продуктивные формы.
3. Вести работу по снятию излишнего напряжения в
школьных ситуациях.
Для снятия тревожности у младших школьников
существыют целые комплексы приёмов, упражнний.
Однако центральную роль играют 2 метода.
1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть
его состоит в том, что ребёнка помещают в
ситуации, связанные с областью, вызывающей у него
тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь
немного его волновать, и кончая теми, которыевызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг.
Для снятия напряжения ребёнку предлагают сосать
конфету.
2. Метод «отреагирования» страха, тревоги,
напряжения. Осуществляется с помощью игры
драматизации «в очень страшную, страшилищную
школу», где сначала с помощью кукол петрушек, в
форме театральных этюдов дети изображают
пугающие их ситуации школьной жизни, причём все
«пугающие» моменты должны быть доведены до
крайней степени («так чтобы зрителям было очень
страшно»). Кроме того, можно применять приёмы
«рисование страхов», «рассказы о страхах», причём
акцентироваться должна школьная тематика. В ходе
этой работы поощряют ся попытки юмористического,
карикатурного изо бражения ситуации.
Работая с тревожными детьми, используются специ
альные оценки : максимально развёртываются критерии
той или иной оценки, похвалы, замечания и одновремен но
предельно сужается и конкретизируется сфера дейст вия
оценочного суждения ( оценивается не вся деятель ность
сразу, а её отдельные элементы, особенно успеш ные.)
При этом большое внимание уделяется поддержа нию в
классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок
чувствовал что его ценят вне зависимос ти от его успехов.
Важным является формирование такого отношения не
только к оценке, но к успеху, неуспеху, выигрышу,
проигрышу – к любому результа ту, когда он
воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на
пути овладения знаниями, умениями. Именно этопозволяет детей не ориентироваться на результат, сделать
детей свободными к собственным успехам и неудачам. Для
этого можно использовать и шуточные соревнования, в
которых победа или поражение достаточно относительны,
не требуют значительных усилий, легко переходят от
одного ребён ка к другому. Повышенная значимость
требований школы ведущая к дезорганизации
деятельности детей, сильной напряжённости, снимается
посредством приё ма «Школа клоунов». Детям читают
отрывки из книги Э.Успенского, рассказывают о каких
нибудь правилах это школы, придумывают уроки, отметки.
Каждый ребё нок обязательно должен чтонибудь
рассказывать или показывать. Класс предварительно
договаривается, какое правило для «Школы клоунов»
будет выполнятся, и оно включается в ход «учебных»
игровых занятий, что способствует развитию
произвольности. Задача такой работыигры, с одной
стороны, показать относи тельность рамок «хорошо
плохо», а с другой – помочь детям осознать, для чего эти
правила нужны. Дети начи нают понимать, что требования,
правила относительны и необходимы. Таким образом,
создаются условия для преодоления стремления всегда и
во всём действовать по правилам.
Важным направлением этой работы является развитие у
детей мотива компетентности, стремления быть не хуже
других, не мириться с собственной «не полноценностью».
Для развития указанных мотивов следует использо вать
ряд специальных приёмов. Один из них «Я не могу я
могу я сумею». Суть его состоит в следующем. Если
ребёнок отказывается выполнять задание, говоря что он сним не справится, учитель просит его выпол – нить
другого ребёнка, который знает меньше и не мо жет
справиться с заданием, и изобразить такого ребён ка.
Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет
справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что
они далеко продвинулись от полного неумения и могут,
если попробуют продвинуться ещё дальше. Дети произ
носят «волшебное заклинание» : «Я не могу…» и каж
дый по очереди говорит, чем ему трудно это задание ; «Я
могу…» – дети по очереди говорят что они могут сделать ;
«Я сумею…» каждый старается сказать, насколько он
может выполнить задание. При этом правильность или
неправильность реплик детей не ком ментируется,
подчёркивается только, что каждый чего то не умеет,
чегото не может и каждый сумеет, если захочет, добиться
продвижения вперёд и быть не хуже других.
Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям
снять повышенную напряжённость. С ней часто бывают
связаны двигательные беспокойства, агрессив ность.
Здесь можно использовать щит, который держит взрослый
и в который можно стучать игрушечным мячом, бить
кулаком и т.п. Это приём можно приме – нять в
зависимости от условий.
Работа учителя по снятию школьной тревожности и
страхов может проводиться непосредственно в ходе
учебных занятий, когда используются отдельные мето ды
и приёмы, описанные выше, а также в специальной группе.
Эта работа будет иметь эффект только при создании
благоприятных условий семье и школе, где хоро шие
отношения будут поддерживать ребёнка.