Преподавание китайского языка как второго иностранного в рамках внеурочной деятельности
Оценка 4.8

Преподавание китайского языка как второго иностранного в рамках внеурочной деятельности

Оценка 4.8
docx
12.11.2024
Преподавание китайского языка как второго иностранного в рамках внеурочной деятельности
Преподавание китайского языка как второго иностранного в рамках внеурочной деятельности.docx

Преподавание китайского языка как второго иностранного в рамках внеурочной деятельности школьника

 

1.2.1 Цели и задачи преподавания китайского языка как второго иностранного

   Наиболее актуальными педагогическими целями и задачами в преподавании китайского языка ученикам пятых классов как второго иностранного на начальном этапе будут:

образовательные – способствовать ознакомлению учащихся с иностранным языком и культурой его страны, подкреплению мотивации к учебной деятельности в целом, а также выработке у учащихся переводческих навыков;

воспитательные – способствовать привитию учащимся общечеловеческих ценностей, а также – любви к труду и уважению к самому себе, умения работать и взаимодействовать в коллективе, уважая каждого его представителя;

развивающие – способствовать развитию логического мышления и памяти, умения формировать свою точку зрения и излагать её.

   На начальном этапе преподавания китайского языка автор методики или педагог не должен задаваться целью формирования  у учащихся навыков речевой и неречевой компетенции, способности изложить свои мысли на китайском языке в той или иной ситуации. Во-первых, не стоит забывать, что в данном случае мы рассматриваем китайский, как второй иностранный, а значит, этой цели будет гораздо сложнее достичь. Во-вторых, сама роль второго иностранного языка имеет дополнительное значение в образовательном процессе, ведь не каждая школа вводит такой предмет. Учащиеся и даже их родители, которые в современном обществе принимают постоянное и непосредственное участие в образовательном процессе, будут воспринимать второй иностранный, как дополнительный, оттого лишний предмет, если сам ход урока будет аналогичен ходу урока первого иностранного языка. Если преподавать будут одно и то же, работать точно так же, то как бы ни старался учитель, ребенок, скорее всего, просто сделает выбор между языками и будет отдавать предпочтение изучению одного из них, учитывая увеличенную нагрузку и скачки усталости. Тогда в роли образовательной цели мы как раз и возьмем лишь ознакомление учащихся с языком - ведь несложно дать в качестве домашнего задания заучить некоторые бытовые фразы приветствия, прощания или спрашивания дороги, к примеру, при этом делая сам урок совершенно не похожим на урок английского языка.

   Также нужно добавить, что всё-таки учебный процесс в современных общеобразовательных школах в большей степени ориентируется на достижение цели образовательной, и это проявляется на уроках каждого предмета. Поэтому, на предметах дополнительной значимости, просто необходимо максимально равномерно распределить реализацию всех категорий педагогики: обучения, образования, воспитания и развития. Оттого упор методической программы преподавания китайского языка не должен ставиться только на ознакомление с языком и отработку переводческих навыков, но и на воспитание общечеловеческих ценностей и дисциплины и развитие интеллектуальных способностей учащихся.

1.2.2. Педагогическая работа в учебном процессе

   Итак, цели обозначены, и теперь нам остается найти средства их достижения и составить образ учебного процесса, в котором и будут видны особенности преподавания китайского языка на начальном этапе.

   Прежде всего, работая с данной возрастной категорией учащихся, преподаватель должен понимать, что его деятельность и педагогический образ играет весомую, даже определяющую роль в достижении общеобразовательных целей. Ученики должны чувствовать авторитет и влияние учителя, завоевавшего не только расположение, но и всецелое уважение детского коллектива. Как ни раз упоминалось выше, прежде всего, такого отношения можно добиться путем такого же уважения к каждому ученику, отношению к каждому, как ко взрослому, как к личности. Конечно, это не означает, что мы действительно стремимся ожидать от подростков осознанных обдуманных поступков и взрослого поведения. Главное, чтобы так думали ученики. В этом случае у них вырабатывается чувство ответственности и долга перед учителем и перед собой, они не хотят упасть в глазах уважающего себя и своих учеников преподавателя.

   Следующей задачей в проработке образа учителя является несомненное знание каждой темы и неподдельная любовь к своему предмету. Учитель должен быть готовым к любому вопросу, касающегося китайского языка, истории и страноведения Китая, и всегда уметь дать полный удовлетворительный ответ. Он должен оперировать интересными и необычными фактами о китайском языке и жизни в стране его носителей, быть спосбным впечатлить этими фактами, привлечь учеников с их помощью к теме урока, поддерживать концетрацию их внимания посредством увлекательного рассказа о языке. В преподавании китайского также важно давать понимать ученикам, что другая незнакомая культура заслуживает уважения, а изучение её - это действительно интересное и стоящее занятие.

   Также необходимо помнить один из столпов современного воспитания - любое качество учащийся наследует от своего учителя. Если преподаватель требует от учеников трудолюбия, опять же - чувства долга, и интереса к китайскому языку, он обязан вдвойне соответствовать этим требованиям. К каждой новой теме, к каждому уроку и к каждой его части необходимо подходить ответственно, с желанием дать знания так, чтобы учащиеся хотели их получать и овладевали ими в максимальной степени. Педагог должен быть не только примером усердия в работе и блистательных знаний в области своего предмета, но и образцом личности с высоким уровнем нравственности, уверенности в себе и своём деле. Это всегда проявляется в течение урока, подростки максимально наблюдательны и всегда учитывают характер учителя в работе с его предметом.

   Образ учителя составляется даже из таких, казалось бы, мелких, но очень значительных деталей, как внешний вид, соответствующий школьным требованиям, своевременный приход на урок без опозданий, общение с другими учителями на переменах и в целом поведение вне урока. Сейчас в связи с увеличивающимся внедрением социальных сетей в учебный процесс образ учителя так же дополняется и его образом на интернет-платформах. Грамотное пользование цифровыми ресурсами, исключение орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок в виртуальном пространстве, умение донести информацию и качественно провести урок в случае дистанционного обучения, а также - личные страницы в социальных сетях - из всего этого так же складывается образ учителя. Он должен уметь ограничить и защитить частную личную жизнь от учебного процесса. Это касается не только интернета, но и его работы в целом. Личные переживания не должны быть открыты ученикам и каким-либо образом влиять на ход урока.

   Более значительными категориями в образе учителя являются способность услышать и понять ученика, объективность в оценивании, умение сделать урок интересным и эффективным, грамотная и спокойная речь.

   Итак, уважение учащихся и личный пример преподавателя являются главными инструментами в педагогической работе в общем. Здесь важно помнить о таком называемом организационном периоде в учебном процессе. В первые дни работы с классом необходимо как можно более сильный упор сделать на дисциплину и контроль - учитель должен быть максимально строгим и вежливым, не допускать демонстрации своих чувств и впечатлений от класса, следить за выполнением каждого своего требования, даже минимального, контролировать качественное и аккуратное выполнение домашних заданий, оценивать строго и объективно. Хорошо отработанный организационный период гарантирует дисциплину и уважение к предмету и учителю. Нельзя сказать, что ученики должны бояться преподавателя. Но они должны чётко понимать, что на уроке существуют определённые требования, несоответствие которым влечёт за собой наказание в виде сниженной оценки, неодобрения учителя и других педагогических мер. Организационный период запускает процесс взаимоотношений между учителем и учеником и определяет в дальнейшем процесс учебный.

   По окончанию организационного периода дисциплина должна закрепиться в классе, а оценка стать педагогическим инструментом. Знакомясь с каждым учеником, преподаватель определяет, как с помощью этого инструмента способствовать наиболее эффективному освоению предметом каждого ученика. Для кого-то высокая оценка может служить стимулом к более усердной работе, а кому-то она может позволить расслабиться. Та же самая ситуация с низкой оценкой. Важно здесь сочетать оперирование оценками с фактором объективности. На самом деле, это не так трудно. Например, замечая, что ребёнок работает хорошо, но может ещё лучше, можно спросить его дополнительно по упущенной им теме, и оценив работу низко, тем самым замотивировать его к более качественной работе. Б. Г. Ананьев определил две фундаментальные функции педагогической оценки: ориентирующую и стимулирующую. Если первая оказывает влияние на когнитивную сферу психики ребёнка, то вторая значительно воздействует на его самооценку и знание о самом себе.

   Личный пример учителя помогает получению результата в достижении воспитательной цели, оценка, как педагогический инструмент, - целей образовательной и развивающей, но в задаче замотивировать учеников к знанию предмета существует одна важная деталь, которую нельзя упустить. Опыт показывает, что оценка для ученика - это лишь способ самоутвердиться среди своих сверстников, и потому её эффективность в роли стимулятора ко владению знаниями, особенно в области предмета второстепенной значимости, снижается. Поэтому, чтобы создать мотивацию изучать китайский язык, необходимо дать ученикам понять цель его изучения, рассказать о том, какие преимущества оно даёт. Здесь важно не делать акцент на возможность коммуникации, как результате изучения. Конечно, нужно провести небольшую беседу о том, как востребован в наше время китайский язык, благодаря которому можно получить интересную и высокооплачиваемую работу. Для пятиклассников такие цели ещё далеки. Сегодня у школьников существует тенденция "фильтрации" предметов, очень часто от них можно услышать: "Мне это в жизни не пригодится, я не собираюсь становиться переводчиком, поэтому я не хочу учить китайский". Поэтому преподаватель должен оперировать вескими аргументами, чтобы доказать значимость своего предмета в жизни школьников. Нужно доступными простыми словами рассказать ученикам, как изучение иностранного языка тренирует мозг, благодаря чему развивается интеллект и память. Многие подростки в связи с увеличением учебной нагрузки очень заинтересованы в развитии памяти, потому для них как раз и будет актуальной эта сторона изучения.

1.2.3. Способы и методы наиболее эффективного преподавания китайского языка

   На начальном этапе для учеников подросткового возраста китайский язык представляет собой интересный, даже интригующий объект изучения. Но, сталкиваясь со сложностями, ученик теряет мотивацию и начинает воспринимать урок, как скучное и нудное занятие. Потому очень важно сделать так, чтобы трудности в изучении развивали его интеллектуальные способности и при этом не утомляли его. Конечно, в этом помогает игровая красочная форма представления информации. Так как начальный этап выступает в роли ознакомительного в процессе освоения языком, то не стоит нагружать учащихся основами фонетики, грамматики и иероглифики, сложно оформленными правилами и заучиваниями текстов. На начальном этапе изучения китайского языка лучшего всего с помощью комплексного подхода создать у учащихся конкректное представление о специфике китайского языка, не забывая о содержательной части урока. Нужно учитывать, что те ученики, которые не покажут блистательных успехов или со временем не захотят изучать китайский язык в дальнейшем, не потеряли интерес к самим урокам и вынесли определённый запас знаний из них. В прошлом пункте мы говорили о том, какую функцию играет образ педагога в учебном процессе, теперь уделим внимание методам преподавания.

   Учебник китайского языка должен включать себя набор уроков, каждый из которых будет состоять из текстовой части и определенных упражнений, направленных на запоминание слов и освоение специфики китайского языка. Учебник, само собой, должен сопровождаться аудиоматериалами. В конце к уроку могут прилагаться разговорные фразы, соответствующие уровню ознакомления и спросу учеников, которые будут повторяться на протяжении всего учебного процесса. Фразы должны быть короткими, чтобы с помощью объяснений учителя учащиеся могли их записать в тетрадь. Например, первый урок должен включать себя фразы приветствия и прощания - 你好,再见, второй урок - фразы начала и окончания урока 上课,下课, и так далее. Эта часть предполагается для заучивания в процессе классной работы, повторяя за учителем и слыша эти фразы, каждый раз, учащиеся уже получат удовлетворение в одной из своих потребностей - научиться говорить на китайском языке.

   Текст должен представлять собой небольшой рассказ из нескольких предложений, несущий определённую мысль, лучше всего - чтобы эта мысль была выражена в каком-либо высказывании, имеющим аналог в русском языке.  Каждая строчка иероглифов сопровождается пиньинем, напротив текста  написан перевод. Для отработки переводческих навыков каждый иероглиф выделяется цветом, этим же цветом - каждое слово его перевода. Текст прослушивается полностью несколько раз, далее с учителем повторяется чтение определённых слов, не всего текста.

   Что касается, выработки речевых и фонетических навыков, то здесь приветствуется несложное объяснение, как произнести определённые звуки достаточно похоже на правильное произношение. Важно, чтобы артикуляция учителя была ярко выраженной, интонация чёткой и хорошо слышной, только так можно добиться максимального эффекта в понимании речи на слух и умении достаточно чётко произнести её.

   На первых уроках необходимо последовательно и просто обеспечить владение учащихся такими понятиями, как пиньинь, тона, иероглифы, ключи. В дальнейшем - интересные факты о китайском языке и Китае. Всё это может быть описано в учебнике, но должно обязательно обсуждаться на уроке и закрепляться в процессе рефлексии. Также на уроке обсуждается смысл текста и воспроизводится основная мысль, что составляет воспитательную часть урока.

   Само чтение иероглифов с помощью пиньиня лучше ввести попозже, когда ученики более или менее привыкнут к звучанию китайского языка. На первых уроках следует сделать упор на воспроизведение лишь отдельных слов, а также - на их запоминание. Для этого учащиеся заводят письменные словари, в которых они с помощью объяснений и корректировки учителя записывают слова. Выделение ключей поможет в умении правильно отобразить иероглиф.

   Таким образом, этот урок гарантирует комплексный подход к ознакомлению учащихся с китайским языком. Основными методами выступают беседа по содержанию урока и повторение учениками за действиями учителя, которые выступают средством достижения общеобразовательных целей.

Вывод

   Таким образом, педагогическая работа в процессе преподавании китайского языка должна быть построена на проработке образа преподавателя, завоевавшего расположение всего классного коллектива, способного создать и поддерживать дисциплину на уроках и построить учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик мог наиболее эффективно освоить предмет. Также сам ход каждого урока должен быть увлекательным и информативным, информация должна соответствовать вопросам учеников и создавать такую картину китайского языка, при котором его хочется изучать всё больше и больше. Теперь обратимся к способам и методам преподавания, которые позволяют достичь наиболее высоких результатов в достижении поставленных целей.

   Не менее важным и определяющим ход урока является структура и содержание учебного пособия, на которое опираются учащиеся в процессе освоения программой. Учебное пособие должно соответствовать таким дидактическим принципам, как наглядность, доступность, красочность, информативность, и представлять собой в первую очередь интересный для изучения материал.


 

Преподавание китайского языка как второго иностранного в рамках внеурочной деятельности школьника 1

Преподавание китайского языка как второго иностранного в рамках внеурочной деятельности школьника 1

Если преподавать будут одно и то же, работать точно так же, то как бы ни старался учитель, ребенок, скорее всего, просто сделает выбор между языками…

Если преподавать будут одно и то же, работать точно так же, то как бы ни старался учитель, ребенок, скорее всего, просто сделает выбор между языками…

Прежде всего, работая с данной возрастной категорией учащихся, преподаватель должен понимать, что его деятельность и педагогический образ играет весомую, даже определяющую роль в достижении общеобразовательных…

Прежде всего, работая с данной возрастной категорией учащихся, преподаватель должен понимать, что его деятельность и педагогический образ играет весомую, даже определяющую роль в достижении общеобразовательных…

Также необходимо помнить один из столпов современного воспитания - любое качество учащийся наследует от своего учителя

Также необходимо помнить один из столпов современного воспитания - любое качество учащийся наследует от своего учителя

Личные переживания не должны быть открыты ученикам и каким-либо образом влиять на ход урока

Личные переживания не должны быть открыты ученикам и каким-либо образом влиять на ход урока

Для кого-то высокая оценка может служить стимулом к более усердной работе, а кому-то она может позволить расслабиться

Для кого-то высокая оценка может служить стимулом к более усердной работе, а кому-то она может позволить расслабиться

Мне это в жизни не пригодится, я не собираюсь становиться переводчиком, поэтому я не хочу учить китайский"

Мне это в жизни не пригодится, я не собираюсь становиться переводчиком, поэтому я не хочу учить китайский"

В прошлом пункте мы говорили о том, какую функцию играет образ педагога в учебном процессе, теперь уделим внимание методам преподавания

В прошлом пункте мы говорили о том, какую функцию играет образ педагога в учебном процессе, теперь уделим внимание методам преподавания

Что касается, выработки речевых и фонетических навыков, то здесь приветствуется несложное объяснение, как произнести определённые звуки достаточно похоже на правильное произношение

Что касается, выработки речевых и фонетических навыков, то здесь приветствуется несложное объяснение, как произнести определённые звуки достаточно похоже на правильное произношение

Вывод Таким образом, педагогическая работа в процессе преподавании китайского языка должна быть построена на проработке образа преподавателя, завоевавшего расположение всего классного коллектива, способного создать и…

Вывод Таким образом, педагогическая работа в процессе преподавании китайского языка должна быть построена на проработке образа преподавателя, завоевавшего расположение всего классного коллектива, способного создать и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2024