Преподавание технологии _в_неделимых_классах
Оценка 5

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
администрации
Детсад—5 кл
04.08.2018
Преподавание технологии _в_неделимых_классах
статья отражает одну из главных педагогических проблем- преподавание учебного курса "технология" в классах сельской школы - классах не делимых. Если в городских школах классы численностью 25-26 учеников делятся на группы "мальчики" и "девочки", то в сельской местности, где в классе может быть 3 девочки и 1 мальчик, преподавание учебного курса "Технология" ведется совместно. В статье отражены "-" и огромные "+ " такого образования. Показаны особенности построения образовательного процесса.
Преподавание технологии _в_неделимых_классах.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа д.Зуи Зуевского района Кировской области» Методическая разработка   «Обеспечение доступности качественного образования на селе» (выступление на педагогическом форуме) Автор учитель технологии   МКОУ ООШ д.Зуи  Вострикова Любовь Юрьевна Зуи – 2014 Преподавание курса «Технология» в неделимых классах     Обучение в школе – это значительная часть жизни ребёнка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат его востребованность   на рынке труда, успешность в профессиональной и семейной жизни. Особое   место   в  решении   этих   проблем   занимает   обучение     учащихся   на учебных занятиях образовательной области «Технология».    Технологическое   образование,   в   отличие   от   существующего   ранее трудового обучения, ставит ещё более широкие задачи подготовки школьников к получению профессии не только в сфере материального производства, но и по всему спектру профессиональной деятельности человека.           Технология в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область,  показывающая   применение   гуманитарных,   естественнонаучных   знаний, элементов   гуманитарной   и   естественнонаучной   культуры,   полученных   при изучении   всех   других   образовательных   областей   в   практической   деятельности человека. Результатом технологической деятельности являются продукты труда,   заданным   на   стадии соответствующие   определенным   характеристикам, проектирования.      Технология в школе традиционно представляется такими направлениями, как технический, обслуживающий и сельскохозяйственный. Учащиеся обучаются по В   настоящее   время   уменьшается   количество   детей   в   классах.   Появляются неделимые классы. Часы на прохождение тем сокращаются. Где взять время? Как дифференцировать   обучение?  Перед   учителем   ставится   непростая   задача преодоления   формализма   в   обучении   и   воспитании,   поворота   к   интересам   и потребностям конкретного ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные и возрастные особенности вне зависимости от пола, продумать  структуру  уроков  за счет  особенностей преподавания  в  совместных классах.    В своей педагогической деятельности учителя технологии сельской школы с   данной проблемой я столкнулась в 2008 году, перейдя работать в сельскую школу, где  веду уроки  технологии в 5­9 классах. При этом на уроках технологии приходится одновременно заниматься   и с девочками, и с мальчиками. Но для этого   нужна   стала   программа   обучения,   в   равной   степени   удовлетворяющая потребности и тех, и других.   Второй год использую программу разработанную  авторами Ю.В.Крупской и В.Д.Симоненко для неделимых 5­7 классов. Программа рассчитана на 204 часа (68 часов в каждом классе). Базовыми в программе являются разделы: «Культура питания»,   «Электротехника.   Электрические   работы»,   «Бытовая   техника», «Основы   чертежной   грамотности»,   «Ремонтные   работы   в   быту», «Материаловедение»,   «Декоративная   обработка   древесины»,   «Изготовление швейного   изделия»,   «Уход   за   одеждой,   её   ремонт»,   «Дизайн   пришкольного участка»,   включен   раздел   «Сельскохозяйственные   работы»,   так   как   в     школе имеется пришкольный участок. В реализации программы важное место отводится методу   проектов,   способствующему   повышению   познавательной   и   трудовой активности   школьников,   росту   их   самостоятельности.  Возможно   и   необходимо использование коллективных форм выполнения проектов. Для   неделимого   8   класса   разработана   экспериментальная   программа Ю.В.Крупской,   которая   рассчитана   на   70   часов.   Программа   опубликована   в журнале   «Школа   и   производство»   №   7   за   2007   год.   Базовыми   в   программе являются разделы: «Основы ведения домашнего хозяйства», «Культура питания. Готовим   на   скорую   руку»,   «Фантазии   на   тему   рукоделия»,   «Художественная обработка древесины. Новые идеи старого ремесла», «Художественная обработка металла   и   пластмасс»,   «Электротехника»,   «Бытовая   техника»,   «Окружающая среда».  Обе программы ориентированы на метод проектов как приоритетный при её реализации. Программы   имеют   четкую   логическую   структуру,   включают   в   себя   позволяющие   ознакомить   учащихся   с   наиболее предметные   модули, распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки. Основные   отличительные   моменты   данной   программы   заключаются   в следующем.  В разделе «Изготовление швейного изделия» основное внимание учащихся сконцентрировано на приобретение умений работать с готовыми выкройками и выполнять элементы моделирования. Процессы раскроя и изготовления швейного изделия   оказались   одинаково   востребованы   мальчиками   и   девочками.  Объекты труда подбирались следующим образом: в 5 классе учащиеся вначале изготовляют для себя рабочую одежду – фартуки, в которых затем выполняют различные виды работ, связанных с обработкой дерева и металла. А в 6 и 7 классах в банке идей творческих   проектов   заложено   изготовление   швейных   изделий   для   отдыха   и занятий спортом (шорты, кепки, рюкзаки, ветровки).       В связи с тем, что в классах занимаются одновременно и мальчики и девочки были введены два раздела: «Декоративная обработка древесины» и «Декоративная обработка металла». В процессе обучения школьников декоративной обработке конструкционных   материалов,   трудовое   и   эстетическое   воспитание   сливаются воедино, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Подобраны объекты труда одинаково доступные и интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения (Примеры объектов труда).         Повторюсь,   что   в   нашей   школе   с   5   по   9     классы   и   девочки,   и   мальчики занимаются   в   так   называемом   неделимом   классе.   Это   непросто,   но   в   любом обучении   можно   найти     свои   плюсы.   В   большинстве   своем   мальчики   быстрее девочек усваивают устройство швейной машины и осваивают приемы работы на ней и способы устранения неполадок. При изучении раздела «Машиноведение» предпочтение отдается парной работе (пара состоит из мальчика и девочки) для оказания взаимопомощи в освоении заправки верхней и нижней  ниток,  намотке нитки     на     шпульку,   разборке   и   сборке   челночного   устройства,   устранении неполадок.  При   такой  организации   работы  повышается    интерес   и  развивается техническое мышление не только у мальчиков  5­6 классов, но и  у  девочек.                           В соответствии   с программой девочки в 5 классе шьют фартук с нагрудником,  мальчики  –  без   него.  Темп    работы   у   разнополых   детей   разный. Девочки   оказывается   медлительнее   мальчиков.   И   при   выполнении   работы мальчиков   необходимо   занимать   дополнительной   нагрузкой:   они   отлично справляются с индивидуальной работой – пошив фартуков, косынок, полотенец для воспитанников дошкольной группы.                  На уроках по теме «Ремонт одежды» у мальчиков интерес снижается ввиду кропотливого характера работы. Используются приемы создания мотивации к   необходимости   самообслуживания   в   различных   жизненных   ситуациях (самостоятельность в быту, служба в армии, обучение вдали от дома и др. ).                        В 6­7 классе девочки шьют юбку, а мальчики – шорты. В качестве дополнительной   работы   им   предлагается   изготовить   небольшие   изделия   в лоскутной технике для дома и   кухни: прихватки, грелки на заварочный чайник, подставки для чайных пар.     Трудности   возникают и в 8­9 классах. Если мальчиков в 5­7 классах можно занять   рукоделием,   кулинарией,   шитьем   на   машине,   то   в   старших   классах мальчики   не   проявляют   большего   интереса   к   данной   работе:   им   необходимо столярничать, строгать, пилить. Но этой возможности на уроках нет.   В 8­9 классах введены в программу разделы «Фантазии на тему рукоделия», «Художественная   обработка   древесины.   Новые   идеи   старого   ремесла», «Художественная   обработка   металла   и   пластмасс»,   «Электротехника». Готовиться   к   занятиям   по   данным   разделам     приходится   достаточно   много   – нужно   продумать   подбор   вариантов   будущих   изделий,   материалы   для   их изготовления, подготовить необходимый инструмент, спланировать организацию урока с учетом того, что в 8 классе – 2 часа, а в 9 классе – 1 час.  С учетом материально­технических   возможностей   школы,   материальных   возможностей учащихся и социальной востребованности   предлагается   ряд объектов труда на выбор.   Основной   формой   организации   деятельности   учащихся   становится проектная   деятельность,   которая   осуществляется   в     парах   или   группах,   где ведущая роль возлагается на мальчиков. Мальчики с удовольствием берут на себя обязанности «руководителя» в совместной работе с девочками: показывают им как правильно работать с инструментами, выполнять различные операции при работе с проволокой, металлом, пластмассой.      В классе, где может быть больше мальчиков, чем девочек и наоборот, значимым сегодня   оказывается   принципиально   новый   подход   к   обучению,   в   процессе которого формируется более адекватная жизненная позиция учащихся. Условия, темп   и   стиль   жизни   молодых   людей   в   современном   обществе   предполагают овладение   полным   спектром   навыков   и   умений,   которые   становятся востребованными в повседневности.  Например,   все,   что   касается   питания,   это   уже   не   столько   прерогатива женщины,   как   хорошей   жены   и   хозяйки,   сколько   насущная   потребность независимого   индивида:   уметь   приготовить   себе   еду   и   вообще   иметь   какие­то представления   о   правильном   питании.   Эта   тенденция   становится   особенно заметной, когда молодые люди все чаще осознанно живут отдельно от родителей. Мужчине   становится   менее   зазорно   какое­то   время   выполнять   функции домохозяйки,   женщина,   делающая   карьеру,  также   никого   не   удивляет.   Но   при этом   нельзя   не   отметить,   что   роли   изменяются   очень   непропорционально. Некоторые   навыки   становятся   определяющими   при   формировании   карьерных устремлений.   Например,   многие   девушки   осознают   насущную   необходимость научиться   обращаться   с   автомобилем,   выполнять   ремонтные   работы   по   дому, привести   в   рабочее   состояние   сантехнику,   отремонтировать   бытовую   технику. Мальчики,   осознавая   необходимость   приобрести   навыки   самостоятельного приготовления   еды,   нередко   обращаются   с   просьбой   пройти   курс   кулинарии. Причем, все реже самими учениками этот навык воспринимается как женский, скорее, универсальным. становится     он Совместные уроки технологии ни в коем случае не ущемляют правовые ценности   равноправия   личности,   они   способствует   наилучшей   реализации личностных склонностей и способностей каждого ученика.

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах

Преподавание технологии _в_неделимых_классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018