2
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ
Выработка научно-обоснованных правил и процедур, направленных на обеспечение целенаправленного, эффективного и рационального управленческого труда, связанного с необходимостью планирования, организации, координации, мотивации и контроля в деятельности учреждений общего образования, исследование возможностей адаптации образовательных учреждений к условиям конкурентной среды
3
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных и обеспечивающих их процессов в системе образования.
4
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Управленческие функции
Планирование
Организация
Руководство
Контроль
Компоненты системы управления
Человеческие
Материальные
Технические
Информационные
Нормативно-правовые
Экономические
5
Основные направления реформирования управления образованием
внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;
внедрение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;
выделение в системе высшего профессионального образования общенациональных университетов и системообразующих вузов для повышения эффективности использования интеллектуального потенциала высшей школы и концентрации материально-технических и финансовых ресурсов на ключевых направлениях развития российского образования в интересах государства, общества и личности;
6
Основные направления реформирования управления образованием (окончание)
внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;
повышение эффективности институционального управления при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиления их ответственности за конечные результаты деятельности, повышения результативности и прозрачности финансирования сферы образования;
организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;
совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.
8
Задачи реформирования управления образованием
Внедрение моделей государственно-общественного управления в образовательных учреждениях, развитие попечительской деятельности в системе образования. Разработка и реализация механизмов и форм публичной отчетности в системе образования
Развитие инфраструктуры общественного участия в
образовательной деятельности
Разработка и реализация комплекса мер по формированию
управленческого корпуса для системы образования,
соответствующего современным требованиям
9
Задачи реформирования управления образованием
Формирование условий для перехода части государственных и муниципальных образовательных учреждений к новым организационно-правовым формам, в том числе внедрение новых моделей управления образовательными учреждениями
Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений
Совершенствование управления административно-хозяйственной и ресурсно обеспечивающей деятельностью в системе образования, в том числе управления финансами и бухгалтерией, управления кадрами, учета материально-технических ресурсов, управления имуществом, организации документооборота и ведения нормативно-справочной документации. Совершенствование стратегического управления сферой образования
10
Задачи реформирования управления образованием
Внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений) для повышения эффективности использования ресурсов, выделяемых на образование
Реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования
12
Управление образованием Третьего Тысячелетия
Горизонтальные структуры
Открытость учреждений образования
Усиление роли виртуальных сообществ
Роль совместно разделяемых ценностей
Маркетинг ценностей !!!
13
КОНТРОЛЬ
Контроль является не только мерилом степени обученности учащихся и оценки ее, но и главным образом, средством многопланового воздействия на личность обучаемого в целом.
«Контролировать – не значит только подмечать недостатки, констатировать положение дел. Осуществлять педагогический контроль – это воздействовать, влиять на работу, преобразовывать ее, выявлять ростки нового» С.Я. Батышев
Как и любой педагогический процесс, контроль нуждается в постоянном обновлении, поиски новых путей и решений, особенно в настоящее время в условиях жесткой конкуренции, рыночных отношений и требований к компетентности выпускника.
14
ВНУТРИУЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ
Внутриучебный (ВУК) контроль – это одна из управленческих функций, предшествующая анализу учебного процесса.
Основные функциональные задачи ВУК:
Сбор и обработка информации о состоянии учебного процесса.
Обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих решений.
Результатом ВУК должно быть основание для принятия оптимальных управленческих решений.
15
СОВРЕМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:
Быть планомерным (в течении всего учебного года).
Систематическим, позволяющим выявлять уровень подготовки преподавателей к ведению учебно-воспитательной деятельности, а также определять готовность методической службы, оказывать влияние на контролируемые объекты и стимулировать работу сотрудников учебного заведения по повышению качества образовательных услуг.
Объективным, позволяющим научно обоснованно оценить успехи и недостатки учебно-воспитательной деятельности, независимо от личностных установок администрации.
Экономичным, не отнимающим много времени у администрации и обеспечивающий научный анализ работы и объективную оценку в сравнительно короткий срок.
Простым и доступным.
Обозримым, результаты которого легко сделать наглядными и гласными.
16
ОБЪЕКТЫ ВНУТРИУЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ
Объекты ВУК | Основные акценты контроля |
1. Учебный процесс | Выполнение требований ГОС, учебных планов и программ. |
2. Воспитательный процесс | Уровень социальной активности учащихся |
17
ОБЪЕКТЫ ВНУТРИУЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
3. Методическая работа | Методический уровень цикловой (методической) комиссии, преподавателя, мастера п\о. |
4. Научная и экспериментальная деятельность | Соответствие этой деятельности концепции развития учебного учреждения |
5. Психологическое состояние | Степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, преподавателей. |
18
ОБЪЕКТЫ ВНУТРИУЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
6. Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями | Охрана труда. |
19
КЛАССИФИКАЦИЯ ВУК ПО ПРИЗНАКУ ИСПОЛНИТЕЛЯ КОНТРОЛЯ
Коллективная форма
Взаимоконтроль
Самоконтроль
Административный плановый контроль
Административный регулирующий (внеплановый контроль)
20
КЛАССИФИКАЦИЯ ВУК ПО ИСПОЛЬЗУЕМЫМ МЕТОДАМ
Наблюдение
Проверка документации
Опрос:
21
Анализ современного рынка труда позволяет сформулировать требования к специалисту:
базовая теоретическая подготовка, позволяющая осваивать смежные специальности;
практическая подготовка, позволяющая работать в случае необходимости по рабочей профессии;
умение работать с компьютерной техникой, использовать ее в сфере профессиональной деятельности, применять информационные технологии;
навыки делового общения, умение наладить деловые контакты;
профессиональная готовность к изменению вида и характера профессиональной деятельности.
22
ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
Добиться от учащихся высокого уровня знаний, согласно требованию ГОС.
Умений самостоятельно работать по выбранной профессии.
Самооценка полученных знаний и результатов контроля.
Умение находить нестандартное решение в нестандартной ситуации.
Стремление постоянно повышать свой уровень квалификации (учиться всю жизнь).
Быть компетентным в профессиональной деятельности и социальной сфере.
23
ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ:
Выявление уровня полученных знаний, умений у обучающихся.
Длительность их сохранения в памяти, в практике, психомоторная закрепляемость.
Возможность обучаемого сравнить свою работу с требованиями преподавателя, выявить недочеты в своей работе и внести коррективы в свою подготовку.
Самопроверка и самооценка работы преподавателя.
Возможность коррекции преподавателем содержимого учебного процесса.
24
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОРГАНИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННУЮ НА:
Анализ учебного процесса в целом (организацию, содержание, формы, методику проведения).
Анализ деятельности конкретного педагога 9дидактическая деятельность педагога в учебном процессе).
Анализ деятельности учащегося (учебная деятельность самого учащегося).
25
ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОЛЖЕН СПОСОБСТВОВАТЬ:
Развитию содержания учебного процесса.
Выявлению общего и относительного объема знаний, умений и навыков у учащихся.
Выявлению базовых и профессиональных компетенций, полученных и накопленных в процессе обучения.
Выявлению «пробелов» знаний, умений по отдельным предметам, темам, разделам.
Углублению и совершенствованию знаний учащихся, тем самым, реализуя обучающую функцию.
26
ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОЛЖЕН СПОСОБСТВОВАТЬ:
Развитию мотивационной сферы участия учащихся в процессе обучения и выработки компетенций.
Воспитанию дисциплины, навыков к регулярному труду, тем самым реализую воспитательную функцию.
Развития внимания, мышления, памяти, тем самым реализуя развивающую функцию.
28
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА КАЖДОМ УРОВНЕ
Первый уровень
29
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ НА КАЖДОМ УРОВНЕ
Третий уровень
30
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Содержание критериев – величина не постоянная, а изменяющаяся в результате развития учебного заведения.
Обеспечить высокую эффективность методической службы – значит достичь заранее предусмотренного, оптимального результата при минимальных затратах.
Требования к оценки эффективности методической службы:
Объективность.
Значимость (весомость) каждого критерия.
Научность каждого критерия. (обоснованность).
Практико-ориентированная направленность.
Доступность (возможность исправления, изменения критерия).
Полнота(охват всех вопросов методической работы).
Диагностичность (возможность поставить диагноз)
31
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Краткая характеристика деятельности методической службы за отчетный период.
Организация работы по повышению качества профессионального образования на основе ГОС.
Организация методической работы в образовательном учреждении.
Методическое обеспечение нового содержания профессионального образования.
Изучение, распространение и использование передового педагогического опыта.
Организация повышения квалификации.
32
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Критерии оценки | Оценка по 3-х бальной системе |
1. Рост удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью | |
2. Положительный психолого-педагогический климат в учебном учреждении. | |
3. Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях. | |
4. Степень овладения педагогами современными методами обучения и воспитания и применения их в работе. | |
5. Положительная динамика качества обучения и воспитания в течении периода обучения. | |
6. Высокий уровень профессиональной деятельности педагогов. | |
7. Своевременное распространение передового педагогического опыта. | |
33
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
8. Наличие в учебном учреждении системы стимулирования педагогической деятельности. | |
9. Система повышения квалификации педагогических работников. | |
10. Успешное участие в городских мероприятиях, конкурсах. |
34
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ И СПОСОБНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УМР
Критерии оценки | Оценка по 3-х бальной системе |
1. Научное психолого-педагогическое мышление | |
2. Высокий уровень педагогического мастерства | |
3. Определенная исследовательская смелость | |
4. Педагогическое чутье | |
5. Потребность в профессиональном критическом анализе, самовоспитании и разумное использование передового педагогического опыта. | |
6. Инициативность и активность |
35
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ И СПОСОБНОСТИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УМР (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
7. Настойчивость и ответственность | |
8. Глубокое внимание и наблюдательность | |
9. Умение нестандартно мыслить | |
10. Абстрактное мышление | |
11. Педагогическая интуиция | |
12. Исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач | |
13. Самостоятельность суждений и выводов | |
14. Эмоционально-волевые свойства | |
36
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ НА СМОТР-КОНКУРС КАБИНЕТОВ
Паспорт кабинета
План работы кабинета
Урочная работа (разработки)
Методическая работа (по теме)
Авторская разработка
Дидактический материал
Внеклассная работа
Творческие и проектные работы студентов
Фотоматериала, отражающие: внешний вид кабинета, ТСО, систематизацию средств обучения, нестандартное оборудование и т.д.
Работа на округ, город
37
ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
Психологическая готовность преподавателя:
38
ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ
Предметная готовность:
39
ПЛАН СОБЕСЕДОВАНИЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ
Учебная работа:
40
ПЛАН СОБЕСЕДОВАНИЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Отчет по документации:
41
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Сегодня компетентность чаще определяют как сочетание умений самостоятельно, ответственно (действенная компетентность) и с умением выполнять определенные трудовые функции.
Мотивация и ответственность – отличительные черты компетентного поведения работника от некомпетентного. Мотивация задает рамку индивидуального развития и роста компетентности работника, а ответственность выполняет роль рефлексивного корректирующего фактора в развитии компетентности работника.
Иначе можно сказать, что характеристика человека как компетентного – это своеобразного рода социальное признание.
42
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Личность педагога:
43
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Педагогическая коммуникативность:
44
КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИАГНОСТИ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Качество выполнения производственных (учебно-производственных) работ
Производительность труда
45
КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИАГНОСТИ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Применение профессиональных знаний в производственной (учебно-производственной) деятельности
46
КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИАГНОСТИ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Владение приемами и способами выполнения производственных (учебно-производственных) работ, включая контроль учащимися процесса и результатов своего труда
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.