Презентации для педагогов

  • ppt
  • 07.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая деятельность.ppt

СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

2

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективы.

3

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Совершенствование содержания и технологий образования
Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального и карьерного роста.

Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования.

4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА


Методическая работа нацелена на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников, освоения ими новых педагогических технологий.

5

МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Методическая служба – это система взаимосвязанных мер, направленных на развитие творческого потенциала, профессионального мастерства и повышения квалификации инженерно-педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования.

6

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГА

Информационный голод.
Неуверенность в собственной профессиональной правоте или компетентности.
Негативное напряжение (страх, боязнь) в связи с возможными проверками, аттестацией, экзаменами.
Экономическое бессилие.
Учащение стрессовых ситуаций и срывов на уроке и дома.

7

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГА

Внутреннее осознание неуважительного отношения общества лично ко мне – преподавателю.
Вечное нежелание готовиться к урокам.
Недостаток душевных сил, необходимых для того, чтобы проявлять столь важные для педагога терпение, уважительное отношение к каждому учащемуся, коллеге, родителю.
Повышение нервозности, неадекватное восприятие происходящего.

8

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГА

Ощущение того, что ты ничего не можешь позволить ни себе ни своим детям.
Когда учащиеся подходят к тебе с вопросами, не связанными с учебным предметом, и ждут от тебя совета, ты понимаешь, что сам мало разбираешься в происходящем, да зачастую нет желания тратить на это силы.
Часто не хочется идти на работу.
Постоянно мечтаешь о том, чтобы выспаться.

9

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГА

Не хватает знаний по психологии и педагогике.
Раздражают бесконечные придирки, совещания, отчеты, пустопорожняя болтовня.
Мучает, что собственные дети практически брошены.
Устаешь от бесконечного написания планов уроков, сочинения тестов, контрольных вопросов и т.д.
Поиски нового фактически не нужны, главное, чтобы хорошо прошли открытые уроки.
Слабая ориентация в современных образовательных технологиях.

10

ПРОБЛЕМА КОЛЛЕКТИВА

Педагогическое и управленческое общение носит дежурно-схоластической характер.
Индивидуальная работа в основном направлена на учащихся, и многие педагоги (из-за дефицита времени) не имеют возможности поддерживать отношения с коллегами на профессиональном, дружеском уровне.
Несравнимость деятельности, отсутствие устойчивых стимулирующих механизмов, формально-привычный, вызывающий эмоциональное безразличие, характер традиций.

11

ПРОБЛЕМА КОЛЛЕКТИВА

Нравственная, эмоциональная, умственная, физическая усталость как фон, который раздражает, давит влияет на характер коллективных отношений, что вызвано цикличностью, однообразностью, замкнутостью учебного заведения как системы.
Отсутствие или недостаток мужчин – педагогов резко сужает положительное эмоциональное поле.

12

ПРОБЛЕМА КОЛЛЕКТИВА

Нет представление о целостном коллективе, имеющий какие-либо согласованные ценности, есть замкнутые малые группы, чувствуется отрыв администрации от коллектива.
Нередко возникают слухи, конфликты, ссоры.
Педагоги спокойно относятся к успехам и неудачам своих коллег.

13

ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Организацию опытно - экспериментальной деятельности с методическими службами вуза, кафедры и НИИ т.д.
Проектирование и апробация инновационных педагогических технологий, методик обучения и учебных программ.
Организация повышения квалификации педагогических работников и подготовка предложений по ее совершенствованию.

14

ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Координация деятельности методических объединений, предметных (цикловых) комиссий, микрогрупп и кафедр.
Разработка предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Организация редакционно-издательской деятельности.
Подготовка и проведение конференций, научно-практических семинаров.

15

Содержание методической работы в образовательном учреждении должно работать на реализацию программы его развития, отвечать современным требованиям и включать в себя:


Программно – методическое обеспечение образовательного процесса
Разработку учебно-методических документов
Прогнозирование образовательных и воспитательных процессов
Разработку и организацию внедрения комплексной системы управления учебно-воспитательным процессом.

16

Содержание методической работы в образовательном учреждении (продолжение)


Создание банка данных передового педагогического опыта, прогрессивных методик, новых технологий обучения
Создание банка данных учебно-методической литературы
Редакционно-издательскую деятельность
Организацию и проведение педсоветов, методических советов, объединений

17

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Проблемно-диагностический подход.
Организация и управление успехом.
Встречное планирование (снизу вверх).
Стимулирование в процессе и по результатам деятельности.
Использование преимущества диалогической и микрогрупповой работы.
Индивидуальное проектирование.

18

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Реализация принципа педагогической поддержки.
Отказ отрешения глобальных педагогических и отвлеченных проблем в пользу реальных педагогических затруднений (малая педагогика).
Делегирование педагогическому самоуправлению.
Индивидуализация управленческих решений.

19

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Обеспечение профессиональной информацией.

Организация и поддержка экспериментальной деятельности педагогического коллектива.

Диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса.

Помощь в подготовки к аттестации.

Организация индивидуального консультирования и профессиональной поддержки педагогов.

20

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Организация методической и научно-исследовательской работы в образовательном учреждении.

Организация повышения квалификации педагогических работников.

Помощь в организации и проведении профессиональных конкурсов.

Помощь в повышении качества и управлении образовательным процессом.

21

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Выявление, поддержка и распространение инновационного управленческого и педагогического опыта.

Помощь в организации семинаров, конференций.

Отбор и тиражирование педагогических материалов.

Помощь в разработке и проведении экспертизы инновационных программ, методик, учебных планов, учебно-методических комплексов.
Помощь в проведении открытых мероприятий .

22

ТАБЛИЦА МЕТОДИЧЕСКИХ УСПЕХОВ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧТО СДЕЛАНО

ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ

Обеспечение необходимой методической и предметной литературой

Никому в учебном заведении нет дела до этого, а надо бы поручить библиотекарю подбор книг, статей и материалов для преподавателей- предметников

Удовлетворенность той помощью и поддержкой, которую оказывает администрация

Все время чего-то требуют, ругают, а вот сесть рядом и конкретно помочь у них руки не доходят.

23

ТАБЛИЦА МЕТОДИЧЕСКИХ УСПЕХОВ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Польза которую приносит участие в работе методобъединение

Пустая трата времени

Польза от организованной в учебном заведении системы семинаров, профессиональ-ной учебы

Лучше бы администрация помогла бы в кабинет приобрести компьютеры и др. средства ТСО

В нашем учебном учреждении всегда замечают, поддерживают инновационные открытия и педагогический опыт становится достоянием всего коллектива

Я совершенно не знаю, каковы достижения моих коллег, идти к ним на уроки нет времени

Контроль и диагностирование педагогической успешности у нас носит обучающий характер

В нашем учебном заведении контроль носит репрессивный характер, а что такое педагогическая успешность, я не знаю

24

Методическая служба – и это должно стать законом – не имеет право подменять собой административные органы учебного заведения.

Принципы по которым нельзя работать:

Принцип внеличного документального управления.
Принцип случайных решений.
Принцип управления по остаточному принципу (что вспомнилось).
Принцип тотально внутриучебного контроля.
Принцип отбывания номера (прошел урок, день, семестр и слава богу …)
Принцип циничного фиктивно - деятельного подхода.

25

ЗАПОВЕДИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Будь хозяином своей судьбы.
Достигни успеха в том что ты любишь.
Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
Строй свои отношения с подчиненными на доверии.
Развивай свои творческие способности.
Культивируй в себе объективную смелость.
Заботься о своем здоровье.
Не теряй веру в себя.
Старайся мыслить позитивно.
Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

26

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Модель – это отражение реальных объектов или процессов, аккумулирующих в себе наиболее существенные структурные элементы и связи этого реального объекта.

Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется.

27

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Модель должна быть адекватна отражаемому объекту, иначе она не выполнит своей функции.
Модель должна быть открытой, чтобы иметь возможность гибко реагировать на внешние изменения.
Модель должна быть реальной, т.е. построена с учетом условий «внешней» по отношению к модели среды.
Модель должна быть проверяемой на достоверность.

28

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УСПО

1. Прогностическая и планирующая функция:

Прогнозирование стратегии развития образовательного учреждения.
Прогнозирование возможностей образовательного учреждения в программном и материально-техническом обеспечении.
Прогнозирование результатов инновационных процессов.

29

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УСПО (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

При составлении плана необходимо соблюдать следующие условия:
Четкое определение целей и задач, которые необходимо решать в плановом периоде.
Состояние методической службы учреждения.
Учет реальных возможностей педагогического коллектива в решении научно-методических задач.

30

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УСПО (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

2. Аналитическая функция:
Анализ перспектив развития образовательного учреждения.
Анализ учебно-воспитательного процесса.
Проблемный анализ состояния образовательного учреждения, выделение проблем, требующих решения.
Анализ программно-методического и материального обеспечения учебного процесса.
Анализ условий содержания, технологии и организации учебно-воспитательного процесса.
Анализ и выявление результатов образовательного процесса, оценка качества образования, выявление достижений передового опыта, достижений и конкурентных преимуществ образовательного учреждения.

31

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УСПО (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

3. Координационная функция:
Организация и координация деятельности структурных подразделений, обеспечивающих работу методической службы.
Организация и координация научно-методической работы в учреждении.
Координация инновационной деятельности.
Организация работы по повышению квалификации.
Организация и координация редакционно-издательской деятельности.

32

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УСПО (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

4. Содержательная функция:
Разработка нормативных документов, способствующих эффективной работе образовательного учреждения.
Разработка учебно-методических документов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс и индивидуально-экспериментальную работу.
Разработка образовательных программ, воспитательных, оздоровительных.

33

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УСПО (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

5. Обучающая функция:
Курсовая подготовка.
Стажировка.
Самообразование.
Практикумы.
Методические выставки.
Семинары.
Научно-практические конференции.

34

ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УСПО (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

6. Контрольно-диагностическая функция:
Ресурсное обеспечение инновационных процессов.
Выполнение принятых решений в области развития образовательного учреждения.
Соответствие хода инновационных процессов и их результатов программам, планам, критериям.

35

ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Формы методической работы могут быть индивидуальными и коллективными.

К индивидуальным формам методической рабоьы относятся:
Консультации.
Оказание содействия в самообразовании.
Работа над методической темой.

36

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

самообразование;
изучение документов, материалов, представляющих профессиональный интерес;
анализ собственной деятельности;
накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
создание собственной базы лучших сценариев уроков, интересных приемов, находок на уроке;
разработка собственных средств наглядности;

37

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

самостоятельное проведение исследований;
постоянная работа над методической темой, представляющей интерес для педагога;
разработка диагностических процедур, заданий, тестов и проведение мониторинговых замеров в режиме самоконтроля за процессом и результатом обучения;
подготовка программного доклада в начале учебного года и годового отчета о достигнутом – в конце года;

38

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

посещение уроков и внеклассных мероприятий у коллег;
персональные консультации;
собеседования с администрацией;
индивидуальная работа с наставником;
выполнение индивидуальных заданий под контролем и при поддержке руководителя методобъединения;
разработка собственной программы самообразования;
разработка авторского курса и учебного пособия.

39

ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:

Определение плана контроля.
Составление плана контроля.
Выбор форм и методов.
Описание фактического состояния дел.
Объективная оценка состояния дел.
Рекомендации по совершенствованию деятельности конкретного педагога.
Оказание практической помощи педагогическим работникам.

40

ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА:

посещение и анализ уроков теоретического и производственного обучения, технологической практики, внеучебных мероприятий;
анализ выполнения учебных планов и программ;
наблюдение за работой преподавателей, классных руководителей, мастеров п\о;
собеседование с инженерно-педагогическими работниками по различным вопросам организации учебно-воспитательного процесса;

41

ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА:

проведение консультаций для преподавателей и мастеров п\о по актуальным проблемам образовательного процесса;
проверка качества профессионального обучения;
анализ планирующей документации, отчетов инженерно-педагогических работников, статистика данных.

42

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Повышение квалификации и самообразование. В карте находит отражение информация о том, где, когда и чему обучался преподаватель, какие элементы педагогической деятельности он изучает самостоятельно.
Рейтинг профессиональной успешности по годам. Определяется путем мониторингового отслеживания репродуктивной, проблемно-поисковой и творческой успешности студентов в процессе обучения на основе четырехсторон-него анкетирования профессиональной деятельности педагога (студентов – родителей - коллег – администрации).

43

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Общественно-педагогическая деятельность.
Внеклассная работа по предмету как наиболее важная составляющая педагогической деятельности преподавателя.
Инновационно – педагогическая деятельность:
участие в конкурсах;
разработка сценариев открытых уроков;
использование инновационных технологий в учебном процессе;
подготовка публикаций;
открытые уроки;

44

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

разработка новой программы, подготовка докладов, выступлений на семинарах, педагогических советах;
работа над создание средств ТСО и средств наглядности;
подготовка авторских учебных пособий;
внедрение в учебный процесс новых методик и экспериментальная апробация новых учебных курсов.

45

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Комплексные программы. Экспериментальная деятельность образовательного заведения.
Поиск, обобщение, анализ и внедрение инновационного педагогического и управленческого опыта.
Защита авторских проектов и разработок.
Методическая неделя.
Панорама педагогических достижений преподавателей, образовательного учреждения.

46

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Неделя изучения передового педагогического опыта, накопленного преподавателями образовательного учреждения.
Оцениваем: интересно – полезно – применимо.
Комплексное изучение коллегами инновационных достижений одного преподавателя.
Создание информационной базы передового педагогического опыта.
Проведение педагогических чтений по выбранной проблеме.

47

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Проведение семинаров, конференций с показом фактических инновационных достижений.
Педагогические советы как форма поиска, изучения и обсуждения инновационных подходов в образовательном процессе.
Организация консультативно-методической группы, которая будет осуществлять коррекцию и организационную педагогическую поддержку, например молодым преподавателям.

48

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Научно-методические обмены между образовательными учреждениями.
Творческие отчеты кафедр и педагогов.
Конкурсы педагогического мастерства.
Деловые и ролевые игры.
Лекции по различным психолого-педагогическим проблемам.
Работа коллектива над общей педагогической темой.

49

РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ

Формулировка единой методической темы учебного учреждения должна соответствовать следующим критериям:
Соответствовать направлениям ФЦПРО.
Быть актуальной, научно-обоснованной.
Иметь практическую значимость для колледжа.
Быть ориентирована на повышение творческого потенциала преподавателей и студентов.
Интенсификацию учебно-воспитательного процесса.

50

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Содержание критериев – величина не постоянная, а изменяющаяся в результате развития учебного заведения.
Обеспечить высокую эффективность методической службы – значит достичь заранее предусмотренного, оптимального результата при минимальных затратах.

51

Требования к оценки эффективности методической службы:

Объективность.
Значимость (весомость) каждого критерия.
Научность каждого критерия. (обоснованность).
Практико-ориентированная направленность.
Доступность (возможность исправления, изменения критерия).
Полнота(охват всех вопросов методической работы).
Диагностичность (возможность поставить диагноз)

52

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Краткая характеристика деятельности методической службы за отчетный период.
Организация работы по повышению качества профессионального образования на основе ГОС.
Организация методической работы в образовательном учреждении.
Методическое обеспечение нового содержания профессионального образования.
Изучение, распространение и использование передового педагогического опыта.
Организация повышения квалификации.

53

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Критерии оценки

Оценка по 3-х бальной системе

1. Рост удовлетворенности педагогов собственной профессиональной деятельностью.

2. Положительный психолого-педагогический климат в учебном учреждении.

3. Заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

4. Степень овладения педагогами современными методами обучения и применения их в работе.

5. Организация учебного процесса обучения и воспитания

54

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

6. Положительная динамика качества обучения и воспитания в течении периода обучения.

7. Высокий уровень профессиональной деятельности педагогов.

8. Своевременное распространение передового педагогического опыта.

9. Наличие в учебном учреждении системы стимулирования педагогической деятельности.

10. Система повышения квалификации педагогических работников.

55

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

11. Успешное участие в городских мероприятиях, конкурсах.

56

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УМР

Критерии оценки

Оценка по 3-х бальной системе

1. Научное психолого-педагогическое мышление.

2. Высокий уровень педагогического мастерства.

3. Определенная исследовательская смелость

4. 4. Педагогическое чутье, инициативность и активность

57

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УМР

Потребность в профессиональном критическом анализе, самовоспитании и разумное использование передового педагогического опыта

Инициативность и активность

Настойчивость и ответственность

Глубокое внимание и наблюдательность

58

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УМР

9. Умение нестандартно мыслить

10. Абстрактное мышление

Педагогическая интуиция

Исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций и творческому решению педагогических задач