2
КАЧЕСТВО:
это объективная определенность какого-либо объекта;
совокупность свойств данного конкретного объекта, благодаря которой он отличается от других объектов или схож с ними.
Свойство или принадлежность, все, что составляет сущность лица или вещи. (В. Даль).
3
КАЧЕСТВО:
Качество = Удовлетворенность потребителя = Ценность : Стоимость
Качество товара – это способность выполнять предназначенную функцию
«Потребитель – самое важное звено производственной линии. Качество должно быть направлено на удовлетворение его потребностей – настоящих и будущих» Деминг
5
Качество продукции отрасли ПО –
Способность продукции - трудового потенциала выпускника удовлетворить установленные или предполагаемые потребности общества, самого выпускника и работодателей в профессиональных, жизненных и гражданских компетенциях.
6
Жизненный цикл продукции отрасли ПО:
7
Петля качества – концептуальная модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.
8
Петля качества процесса предоставления образовательных услуг
1. Изучение социально-экономических прогнозов и определение потребностей рынков труда и образовательных услуг.
2. Разработка требований к трудовому потенциалу выпускников (уровню их знаний, умений и навыков).
3. Формирование программ и методов обучения.
4. Определение требований к уровню знаний и умений абитуриентов.
5. Обеспечение процесса обучения людскими ресурсами (преподавательскими, административными и учебно-вспомогательными кадрами).
6. Обеспечение процесса обучения материальными ресурсами.
7. Процесс обучения.
8. Присвоение квалификации выпускникам.
9. Мониторинг трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников.
9
Концепция тотального управления качеством базируется на принципах:
Ориентация организации на потребителя
Роль руководства
Вовлечение персонала в деятельность по управлению качеством
Процессный подход к производственной деятельности
Системный подход к управлению
Постоянное совершенствование
Принятие решений, основанных на достоверных данных
Установление взаимовыгодных отношений с социальными партнерами
10
ЗАПОВЕДИ УСПЕШНОГО МЕНЕДЖМЕТА КАЧЕСТВА
Постоянство цели – твердое намерение повысить качество подготовки.
Применять философию экономики: услуга – товар.
Нельзя проводить массовый контроль – ничего не даст, необходимо подходить индивидуально.
Из необучаемого ничего сделать нельзя.
Постоянно совершенствуйте процесс и технологии обучения. Нельзя оставаться на месте.
Постоянное обучение кадров, переподготовка. «Кадры решают все».
11
ЗАПОВЕДИ УСПЕШНОГО МЕНЕДЖМЕТА КАЧЕСТВА
Необходимо «лидерство» (мастер тоже – лидер).
Изгоняйте страх. Страх никогда не приведет к хорошим результатам.
Разрушайте барьеры между подразделениями. Помогайте друг другу.
Откажитесь от пустых лозунгов: «Делай все правильно с первого раза», «Увеличим производительность труда на 10%» и т.д.
Не устанавливайте производственные задания не согласовав с руководством
12
ЗАПОВЕДИ УСПЕШНОГО МЕНЕДЖМЕТА КАЧЕСТВА
Используйте педагогику успеха. Дайте возможность гордиться своим трудом.
Поощряйте стремление к образованию и совершенствованию. Источниками успешного продвижения в достижении конкурентноспособности являются знания.
Руководство должно иметь приверженность к повышению качества. Без веры, понимания и поддержки руководства, прогресс (если он буде вообще) – временным.
13
«СМЕРТЕЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ, КОТОРЫЕ ВЕДУТ К НЕУДАЧЕ»
Постоянная оценка деловых качеств сотрудников.
Частая смена руководства.
Ориентация исключительно на количественные показатели.
Потеря постоянных целей.
Акцент на кратковременный успех (например прохождение аттестации).
Большие затраты коллектива (например психологические).
Затраты материальные.
14
СХЕМА МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Первая стадия: Возникновение потребности |
Вторая стадия: Поиск путей устранения потребности |
Третья стадия: Определение направления действия |
Четвертая стадия: Осуществление действия |
Пятая стадия: Осуществление действия за полученное вознаграждение |
Шестая стадия: Устранение потребности |
15
Мониторинг
качества
Проектирование
качества
Обеспечение качества
Стадии непрерывного цикла управления качеством
16
Проектирование эталонных требований к качеству включает:
определение политики в области качества;
выработку стратегии осуществления политики качества;
разработку организационных принципов управления качеством;
разработку требований к нормативам качества и инструментам его оценки и измерения.
17
Обеспечение качества – процесс, направленный на достижение требуемого уровня качества, совокупность систематических действий, создающих условия для достижения требуемых показателей качества на каждом этапе петли качества.
18
Мониторинг качества – процесс оценки достигнутого уровня качества и сравнение с заданным уровнем качества, осуществление обратной связи с потребителями и всеми заинтересованными сторонами, внесение коррективов в производственную деятельность (педагогический процесс) и в систему управления качеством с целью её непрерывного совершенствования.
19
Выбор стратегии построения системы управления качеством:
Что конкретно является объектом управления качеством?
Кто конкретно организует и осуществляет процесс управления качеством?
Как будет обеспечиваться качество избранного объекта (объектов) управления?
20
Цель - достижение требуемого уровня качества
Объект управления
Методология разработки показателей качества,
Управленческое воздействие
Методы управления:
проектирование качества
- обеспечение качества
Обратная связь
Методы управления
Мониторинг качества
Инструменты управления
Субъект управления
21
Что?
Объектом управления качеством может быть любой элемент (процесс и результат) или группа элементов на петле качества.
Наряду с процессом и результатом обучения объектом управления качеством может быть и управленческий процесс (управленческая надстройка).
22
1 группа:
элементы, определяемые и устанавливаемые руководством
политика в области качества;
организационная структура;
оценка системы качества;
поддержание контактов с аттестующими и аккредитующими организациями.
23
2 группа:
элементы, связанные с самой системой управления качеством, с материальными и человеческими ресурсами, с оценкой качества результатов обучения.
Ведение записей по качеству;
Контроль документации по качеству;
Процедуры рассмотрения жалоб и апелляций;
Правовое и организационное обеспечение образовательной деятельности;
Финансовое обеспечение;
Материально-техническое обеспечение;
Социально-бытовое обеспечение;
Кадровое обеспечение;
Контроль результатов обучения (входной, текущий, рубежный, итоговый).
24
3 группа:
элементы, связанные с планированием, содержанием и организацией процесса обучения:
Учебные планы;
Учебные программы;
Формы, методы и технологии бучения;
Производственная практика;
Внеучебная деятельность.
25
Кто?
Субъекты управления - организационно-управленческие структуры разных уровней.
общее руководство качеством;
проектирование качества;
обеспечение качества;
мониторинг качества;
улучшение системы управления качеством.
Распределение прав, обязанностей функций в организационно-управленческих структурах:
26
Как?
Ответственность за виды и результаты деятельности, влияющие на качество документально фиксируется в документах:
должностных инструкциях и положениях о подразделениях;
документах, устанавливающих порядок выполнения функций и работ по качеству (процедуры управления качеством).
27
Как?
Методы управления качеством связаны с тремя стадиями управления: проектированием, обеспечением и мониторингом. На каждой стадии могут быть свои методы и инструменты.
Главные инструменты – это нормы и нормативы качества, нормативные акты и инструкции.
К инструментам относятся выделенные (желательно документально зафиксированные) процессы и процедуры управления качеством. Инструментами являются и разного рода сертификаты.
28
Инструменты проектирования и мониторинга качества трудового потенциала обучаемых
Качество трудового потенциала
выпускника
Стандартизация
профессиональных
компетенций
Стандартизация оценки
профессиональных
компетенций и знаний
Обязательность
информации
о трудоустройстве
Стандартизация
квалификационных
требований
Стандартизация
квалификации
экспертов по оценке
(экзаменаторов)
Обязательность опроса
работодателей о
профессиональной
компетенции выпускников
29
Инструменты проектирования и мониторинга качества процесса обучения
Качество процесса обучения
Стандартизация
требований к управлению
качеством в
образовательных
организациях
Обязательность
регулярной
самооценки
Стандартизация
требований к
аккредитующим
организациям
Обязательность регулярного внешнего
мониторинга качества
30
Вклад квалиметрии и метрологии в управление качеством
Квалиметрия
Метрология
Управление
качеством
Разработка:
Показателей качества
Критериев оценки достижения показателей качества
Единичных, комплексных и интегральных показателе качества
Методология:
Использования принципов и средств измерения
Обеспечения единства измерений
Достижения точности измерений
31
Объекты оценки при сертификации производств и систем качества
Объекты оценки
Деятельность
по управлению
качеством
Качество
процесса
производства
Качество
конечного
продукта
32
Система управления
Подсистема
управления качеством
процесса обучения
Подсистема
управления качеством
результатов обучения
33
Конфигурация систем управления качеством в России и странах продвинутых в системном управлении качеством отличается.
34
Система квалификационных стандартов и единства оценки знаний и навыков
В странах наиболее продвинутых в системном управлении качеством.
36
Квалификационный стандарт делает упор на овладение определенным набором конкретных профессиональных компетенций и поддерживающими их знаниями.
37
РФ. Показатели для самообследования и внешней аттестационной экспертизы
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности
Система управления
Структура подготовки
Содержание подготовки (на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов)
Качество подготовки выпускников
38
Рейтинговая модель Европейской премии качества
Лидирующая
роль
руководства
100 баллов
(10%)
Управление
персоналом
90 баллов
(9%)
Политика и
стратегия в
области
качества
80 баллов (8%)
Управление
ресурсами
90 баллов (9%)
Обеспечение результата 500 баллов (50%)
Результаты 500 баллов (50%)
Управление
процессами
осуществляемыми
организацией
140 баллов
(14%)
Удовлетворенность
персонала
90 баллов
9(%)
Удовлетворенность
потребителей
качеством
услуг
200 баллов
(20%)
Влияние
организации
на гражданское
общество
60 баллов (6%)
Результаты
работы
организации
150 баллов
(15%)
39
КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИАГНОСТИ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Под критерием понимается признак, на основании которого производится оценка.
Показатели качества – характеристика свойств объекта, составляющих его качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям его создания использования.
40
КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДИАГНОСТИКИ КАЧЕСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Теоретические знания.
Качество выполнения учебно - производственных работ (сравнение с эталоном).
Контрольная норма времени.
Владение необходимыми приемами и способами выполнения производственных работ.
Соблюдение правил и норм техники безопасности, производственной санитарии, экологических требований.
Организация труда и рабочего места.
41
ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Ориентация на работодателя.
Лидерство руководителя.
Вовлечение работников.
Процессный подход.
Системный подход.
Постоянное улучшение.
Принятие решений, основанных на фактах.
Хороший входной контроль.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.