Презентации по литературе к уроку "Евгений Онегин"- энциклопедия русской жизни

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 31.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6.лирические отступления.pptx


Лирические отступления в романе
А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Дополнительным средством композиции являются лирические (иначе - авторские) отступления.
Их основная функция - расширить рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

Размышления о собственной судьбе (автобиографические лирические отступления).
Размышления об искусстве, его роли.
Оценка автором литературных направлений.
Рассуждения об экономике, политике России.
Рассуждения о поколении, о судьбе.
Размышления о любви.
Размышления о природе.

Тематика лирических отступлений

 "Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он Недавнею гордится славой. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою."

Лирические отступления в романе, как своеобразные энциклопедические зарисовки. Пушкин напоминает читателю о славных страницах недавнего прошлого России — о победной войне с Наполеоном:

У Пушкина автор является особым персонажем, участником событий. Это не биографический автор (творец текста), а действующее лицо. Он знаком с героями (с Онегиным даже хорошо знаком), он хранит у себя письмо Татьяны, мы узнаем что-то о его собственной жизни. Разумеется, в нем очень многое от Пушкина, но все же это не Пушкин, а самостоятельный литературный образ, подлежащий такому же анализу, как и другие образы действующих лиц.

Отношение автора к героям выражено прямо, непосредственно:
«Онегин, добрый мой приятель…», «Татьяна, милая Татьяна!»,
«Мой бедный Ленский!»
Вместе с тем автор устанавливает четкую границу между собой и героями, неоднократно подчеркивая отличие, существующее между его и их мировосприятием, взглядами на жизнь, людей.

В истории русской литературы «Евгений Онегин» не только первый роман в стихах, но и первый реалистический роман. Впервые в литературном произведении так полно и последовательно был осуществлен принцип реалистического повествования: показ влияния среды на человека, восприятие личности в широком контексте социально-исторических обстоятельств.

Поэта беспокоит своя поэтическая
судьба и судьба своего творения:
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был Поэт!

Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:
...просто вам перескажу
Преданья русского семейства,
Любви пленительные сны
Да нравы нашей старины.

Подведём итог:
В «Евгении Онегине» насчитывается двадцать семь лирических отступлений и около пятидесяти различных лирических вставок.

Лирические отступления можно разделить на несколько групп: Авторские отступления. (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, рассуждения о «ножках». Воспоминания о московской «красавице» в 7 главе . Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в «Отрывках из путешествия Онегина») . Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах) Разговоры на житейские темы («роман требует болтовни») . Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т. д. Пейзажные лирических отступления. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения
Отступления на гражданскую тему – о героической Москве 1812 года. Некоторые отступления – «смешенного» типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.)

Спасибо за внимание!

Античные реалии в романе

Потолковать о Ювенале
(римский поэт-сатирик, родился около 42 г. до н. э.)
Из Энеиды два стиха (эпическая поэма римского поэта Вергилия)
Ромул (легендарный основатель и первый царь Рима
8 в. до н. э.)
Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита…
(Гомер – древнегреческий народный поэт;
Феокрит – древнегреческий поэт, автор идиллий)
«Наука страсти нежной, которую воспел Назон»
(Овидий Назон – римский поэт 43 г. до н. э.)
Терпсихора –муза танцев
Венера, Зевес, Диана - боги Древней Греции.

Иностранные слова

Архаизмы

1) Акцентологические (изменилось место ударения):
призрак, эпиграфы, «на зеркальном паркете зал..»

2) фонетические
Пиит» - поэт;
«осьмнадцать»- восемнадцать
«И рёвом скрыпок заглушён»

Почему так много иностранных слов в первой главе? Некоторые даже и написаны латинским шрифтом: Madam, Monsieur I`Abbe, dandy, vale, roast-beef…
И слова – то из разных языков: французские, английские, латинские, опять английские…