Презентации по предмету "Русский язык". Презентации для внеклассной работы "Русские художники".
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Презентации по предмету "Русский язык". Презентации для внеклассной работы "Русские художники".

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Занимательные материалы +1
ppt
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл +1
14.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

И.Я.Билибин-иллюстратор сказок.ppt
--иллюстратор русских иллюстратор русских И. Я. Билибин И. Я. Билибин сказок и былин… сказок и былин… "Только совершенно недавно, точно  "Только совершенно недавно, точно  Америку, открыли старую художественную  Америку, открыли старую художественную  Русь, вандальски искалеченную, покрытую  Русь, вандальски искалеченную, покрытую  пылью и плесенью. Но и под пылью она  пылью и плесенью. Но и под пылью она  была прекрасна, так прекрасна, что вполне  была прекрасна, так прекрасна, что вполне  понятен первый минутный порыв открывших  понятен первый минутный порыв открывших  ее: вернуть! вернуть!" ее: вернуть! вернуть!"
Иван Яковлевич Билибин (1876- Иван Яковлевич Билибин (1876- 1942) – русский живописец, 1942) – русский живописец, известный художник, график, известный художник, график, иллюстратор! иллюстратор!
В течении 4-х лет Билибин  В течении 4-х лет Билибин проиллюстрировал семь русских проиллюстрировал семь русских народных сказок: «Сестрица народных сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна- «Белая уточка», «Царевна- лягушка», «Марья Моревна», лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване царевиче, Жар «Сказка об Иване царевиче, Жар птице и о сером волке», птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна- «Перышко Финиста Ясна- Сокола», «Василиса Прекрасная». Сокола», «Василиса Прекрасная».
«Белая уточка» «Белая уточка»
«Василиса Прекрасная» «Василиса Прекрасная»
Он создал характерный Он создал характерный «билибинский стиль» книжной стиль» книжной «билибинский     иллюстрации… иллюстрации… Стиль основан на  Стиль основан на изощренной стилизации изощренной стилизации мотивов народного и мотивов народного и средневекового русского средневекового русского искусства /лубка, искусства /лубка, вышивок, резьбы по вышивок, резьбы по дереву, миниатюр- дереву, миниатюр- рукописей/. Строгая рукописей/. Строгая графичность рисунка, графичность рисунка, плоскость форм, плоскость форм, орнаментальность и орнаментальность и декоративность общего декоративность общего решения сближают решения сближают произведения произведения И.Я.Билибина с графикой И.Я.Билибина с графикой стиля «модерн». стиля «модерн».
Систематические занятия рисунком под  Систематические занятия рисунком под руководством Ильи Репина и руководством Ильи Репина и знакомство с журналом и обществом знакомство с журналом и обществом «Мир искусства» способствовали росту «Мир искусства» способствовали росту мастерства и общей культуры мастерства и общей культуры Билибина. Решающее значение для Билибина. Решающее значение для художника имела экспедиция по художника имела экспедиция по Вологодской и Архангельской Вологодской и Архангельской губерниям по заданию губерниям по заданию этнографического отдела общества этнографического отдела общества «Мир искусства». «Мир искусства».
«Марья Моревна» «Марья Моревна» Летом 1899 года  Летом 1899 года Билибин уезжает в Билибин уезжает в деревню Егны, деревню Егны, Тверской губернии, Тверской губернии, чтобы самому чтобы самому увидеть – дремучие увидеть – дремучие леса, прозрачные леса, прозрачные реки, деревянные реки, деревянные избушки, услышать избушки, услышать сказки и народные сказки и народные песни. В его песни. В его воображении воображении картины оживают и картины оживают и он начинает он начинает иллюстрировать иллюстрировать русские народные русские народные
«Сказка об Иване - царевиче, «Сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и сером волке» Жар-птице и сером волке»
Название сказок исполнены славянской вязью.  Название сказок исполнены славянской вязью. Как и многие графики, Билибин работал над Как и многие графики, Билибин работал над декоративным шрифтом. декоративным шрифтом. Он хорошо знал шрифты разных эпох,  Он хорошо знал шрифты разных эпох, особенно древнерусский устав и полуустав. Ко особенно древнерусский устав и полуустав. Ко всем шести книгам Билибин рисует всем шести книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены  Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревянные орнаментальными рамками, как деревянные окна резными наличниками. Они не только окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. продолжающее основную иллюстрацию.
«Перышко Финиста Ясна «Перышко Финиста Ясна Сокола» Сокола»
«Поди туда, не знаю «Поди туда, не знаю куда» куда»
Билибин знакомится с народным искусством  Билибин знакомится с народным искусством Севера, видит воочию старинные русские Севера, видит воочию старинные русские церкви, избы, утварь в доме, старинные церкви, избы, утварь в доме, старинные наряды, вышивки. Соприкосновение с наряды, вышивки. Соприкосновение с первоисточником художественной первоисточником художественной национальной культуры заставило художника национальной культуры заставило художника переоценить свои ранние произведения. переоценить свои ранние произведения. Отныне он будет предельно точен в  Отныне он будет предельно точен в изображении архитектуры, костюма, быта. Из изображении архитектуры, костюма, быта. Из поездки по Северу Билибин привез много поездки по Северу Билибин привез много рисунков, фотографий, коллекцию образцов рисунков, фотографий, коллекцию образцов народного искусства. народного искусства. Документальное обоснование каждой  Документальное обоснование каждой подробности становится неизменным подробности становится неизменным   творческим принципом художника. творческим принципом художника.
«Царевна-лягушка» «Царевна-лягушка»
Увлечения Билибина старинным  Увлечения Билибина старинным русским искусством получило русским искусством получило отражение в иллюстрациях к отражение в иллюстрациях к Пушкинским сказкам, которые он Пушкинским сказкам, которые он создал после поездки по Северу в создал после поездки по Северу в 1905-1908гг. Работе над сказками 1905-1908гг. Работе над сказками предшествовало создание предшествовало создание декораций и костюмов к операм декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова « Сказка о Римского-Корсакова « Сказка о золотом петушке» и «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. царе Салтане» А.С.Пушкина.
«Сказку о царе Салтане» «Сказку о царе Салтане» И.Я.Билибин иллюстрировал И.Я.Билибин иллюстрировал первой.. первой  Царь Салтан Царь Салтан подслушивает разговор подслушивает разговор трех девиц. На дворе ночь, трех девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в к крыльцу, проваливаясь в снег. Вроде бы в этой сцене снег. Вроде бы в этой сцене нет ничего сказочного… И нет ничего сказочного… И все таки дух сказки все таки дух сказки присутствует! Художник присутствует! Художник показывает – изба самая показывает – изба самая настоящая, крестьянская, с настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, маленькими окошками, нарядным крыльцом, а нарядным крыльцом, а вдали церковь шатровая. И вдали церковь шатровая. И шуба у царя настоящая, шуба у царя настоящая, такие шубы в давние такие шубы в давние времена шили из бархата и времена шили из бархата и парчи, привезенных из парчи, привезенных из Греции и Персии. Греции и Персии.
Для сказок А.С.Пушкина Билибин  Для сказок А.С.Пушкина Билибин выбирает другой формат — выбирает другой формат — «альбомный», удлиненный по «альбомный», удлиненный по горизонтали. Многокрасочные горизонтали. Многокрасочные иллюстрации соседствуют здесь с иллюстрации соседствуют здесь с черно-белым орнаментальным черно-белым орнаментальным убранством. Первой была «Сказка убранством. Первой была «Сказка о царе Салтане», выпущенная в о царе Салтане», выпущенная в свет в 1905 году. За ней, в 1907 свет в 1905 году. За ней, в 1907 году, последовала «Сказка о году, последовала «Сказка о золотом петушке». Работа над золотом петушке». Работа над «Сказкой о рыбаке и рыбке» «Сказкой о рыбаке и рыбке» завершена не была. завершена не была.
«А во время разговора он «А во время разговора он стоял позадь забора»… стоял позадь забора»…
«И дивясь, перед собой «И дивясь, перед собой Видит город он Видит город он большой»… большой»…
«Корабельщики в ответ: «Мы «Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет»… объехали весь свет»…
«Сказка о золотом «Сказка о золотом петушке» петушке»
«Руслан и Людмила» «Руслан и Людмила»
 После Октябрьской революции 1917 Билибин После Октябрьской революции 1917 Билибин уезжает из России. С 1920 он сперва живёт в уезжает из России. С 1920 он сперва живёт в Каире, затем в Александрии, а в 1925 Каире, затем в Александрии, а в 1925 обосновывается в Париже. В это время он обосновывается в Париже. В это время он готовит блистательные декорации к готовит блистательные декорации к постановкам русских опер, художника постановкам русских опер, художника приглашают оформить балет Стравинского приглашают оформить балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в «Жар-птица» в Буэнос-Айресе и ряд опер в Брно и Праге. Брно и Праге.  Его огромная любовь к России с годами Его огромная любовь к России с годами примиряет художника с советской властью. В примиряет художника с советской властью. В 1935—1936 он участвует в оформлении 1935—1936 он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула монументальное панно «Микула Селянинович». Селянинович».
«Сказка о царе Горохе» «Сказка о царе Горохе» После этого, в том же  После этого, в том же 1936 году, художник 1936 году, художник возвращается на возвращается на родину и поселяется в родину и поселяется в Ленинграде. Билибин Ленинграде. Билибин преподаёт во преподаёт во Всероссийской Всероссийской Академии художеств, Академии художеств, продолжает работать продолжает работать как иллюстратор и как иллюстратор и художник театра. художник театра.
Присказка «Жил-был Присказка «Жил-был царь» царь» Жил-был царь,  Жил-был царь, У царя был двор, У царя был двор, На дворе был На дворе был кол, кол, На колу мочало, На колу мочало, Не начать ли Не начать ли сказку сказку сначала? сначала?
Позже Билибин писал об обучении  Позже Билибин писал об обучении у Репина: «Я помню такой случай у Репина: «Я помню такой случай со мной в академической со мной в академической мастерской Репина. Я сугубо мастерской Репина. Я сугубо трудился с углем в руках над трудился с углем в руках над каким-то очередным Антоном, и каким-то очередным Антоном, и что-то с этим Антоном не что-то с этим Антоном не клеилось. Проходит Репин… Даже клеилось. Проходит Репин… Даже не остановился, а так, на ходу, не остановился, а так, на ходу, ткнул куда-то в мой рисунок ткнул куда-то в мой рисунок большим пальцем, мазнул по углю большим пальцем, мазнул по углю средним, потом огрызком угля средним, потом огрызком угля сделал два или три резких удара, сделал два или три резких удара, и мой Антон был спасен. Во всяком и мой Антон был спасен. Во всяком случае, это было сделано случае, это было сделано
Иллюстрация к былине Иллюстрация к былине «Вольга и Микула «Вольга и Микула Селянинович» Селянинович»
Все сказки, иллюстрированные И.Я.  Все сказки, иллюстрированные И.Я. Билибиным, пользовались огромным Билибиным, пользовались огромным успехом, и не только в России, но и успехом, и не только в России, но и за ее пределлами! Русский музей за ее пределлами! Русский музей Александра III купил все Александра III купил все иллюстрации к «Сказке о царе иллюстрации к «Сказке о царе Салтане», а весь иллюстрированный Салтане», а весь иллюстрированный цикл «Сказки о золотом петушке» цикл «Сказки о золотом петушке» приобрела Третьяковская галерея. приобрела Третьяковская галерея. Сказки Билибина были одними из Сказки Билибина были одними из самых любимых в домашних чтениях самых любимых в домашних чтениях детей царской семьи, наследника детей царской семьи, наследника цесаревича Алексея, великих князей цесаревича Алексея, великих князей и княгинь! и княгинь!
Во Франции занимается оформлением обложек, титульных листов, афиш, торговых марок.
Обложки изданий Обложки изданий
Великая Отечественная война  Великая Отечественная война застала Ивана Билибина в застала Ивана Билибина в Ленинграде. По некоторым Ленинграде. По некоторым данным, Иван Яковлевич Билибин данным, Иван Яковлевич Билибин сам отказался покинуть Ленинград сам отказался покинуть Ленинград в сентябре 1941 года, когда еще в сентябре 1941 года, когда еще была такая возможность: на была такая возможность: на предложение эвакуироваться в предложение эвакуироваться в тыл Билибин ответил: «Из тыл Билибин ответил: «Из осажденной крепости не бегут — осажденной крепости не бегут — ее защищают…». ее защищают…». Но Ивану Билибину не суждено  Но Ивану Билибину не суждено было пережить даже первую было пережить даже первую блокадную зиму. блокадную зиму.
Он умер от голода и холода в  Он умер от голода и холода в начале февраля 1942 года в начале февраля 1942 года в больнице при Академии больнице при Академии художеств. художеств. В своих «Автобиографических  В своих «Автобиографических записках» художница Анна записках» художница Анна Остроумова-Лебедева пишет: Остроумова-Лебедева пишет: «Умер от истощения Иван «Умер от истощения Иван Яковлевич Билибин, наш Яковлевич Билибин, наш замечательный график и стилист. замечательный график и стилист. Ни один из художников не сумел Ни один из художников не сумел так почувствовать и воспринять так почувствовать и воспринять русское народное искусство, русское народное искусство, которое широко распространялось которое широко распространялось
Братская могила Братская могила профессоров профессоров Похоронен Иван  Похоронен Иван Яковлевич Яковлевич Билибин на Билибин на кладбище Остров кладбище Остров Декабристов в Декабристов в братской могиле братской могиле профессоров профессоров Академии Академии художеств. художеств.
Иллюстрации художника – Иллюстрации художника – некое зыбкое видение, некое зыбкое видение, «выплеснуться» к нам! «выплеснуться» к нам! готовое вот-вот готовое вот-вот
скачать по прямой ссылке