Презентация " Рефлексия на уроках биологии"

  • ppt
  • 21.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рефлексия на ур биологии.ppt

Рефлексия на уроках биологии ( размышление)

Составила : Низовцева Наталья Алексеевна
Учитель биологии МОУ «Шипицынская СОШ»
Котласский р-н, Архангельская область

Размышление позволяет:

1.осмыслить всю полученную информацию;
2.присвоить новое знание;
3.сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.

Предлагаю посмотреть приемы характерные для этой технологии в биологии:

Заполнение, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.
Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
Ответы на поставленные вопросы.
Организация круглых столов
Написание творческих работ.
Исследования по отдельным вопросам темы.

Прием «Синквэйн»
Правила написания синквэйна: 1.      В первой строчке тема называется одним словом (существительным). 2.      Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). 3.      Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами. 4.      Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5.      Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

Прием «Синквэйн»


Белки
Большие, органические
Синтезируются , денатурируют, собираются
Строительный материал в клетке
Биополимеры из аминокислот




ДНК
Гигантская , двуспиральная
Реплицируется, денатурирует, хранит информацию
Состоит из нуклеотидов
Хранение наследственной информации

Тема урока : Белки и нуклеиновые
кислоты (9 класс)
Цель : самовоспроизведение информации данной на уроке

Прием «Кластер»

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

Фотосинтез

??

Фотосинтез

глюкоза

лист

Углекислый газ

вода

свет

хлорофилл

Цель : развивать мыслительную деятельность

«Перепутанная мозаика»

Выделительная
система

Нервная система

Пищеваритель
ная
система

Удаляет вредные
вещества

Переваривает пищу

Половая
система

Связь
С окружающей средой

Переносит кислород

Воспроизведение себе подобных

Защита внутренних органов

Кожно-мускульный мешок

Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.

Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей». 7 класс.

«Слепое письмо»

Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.
Организмы, потребляющие органическое вещество и перерабатывающие в новые формы, называют……….Они представлены в основном видами, относящимися к ……миру. Организмы, потребляющие органическое вещество и полностью разлагающие его до минеральных соединений, называют…..Они представлены видами, относящимися к ……..и…….

цель: способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно воспроизводить характеристику объекта по памяти.
Тема: «Экосистемы». 9 класс.

Цель:

Прием “Самоанализ”

Знаю

Не знаю

Надо повторить

Дан текст :
После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции: перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш-гаструла. Она состоит из двух слоев клеток-зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок –мезодерма.

цель: способствовать контролю своих знаний Урок 11 класс

:Онтогенез

«Сопоставление альтернативных точек зрения»

Существует две точки зрения биогенеза и абиогенеза .
Обсуждение темы:
1. Почему точка зрения креационистов по поводу происхождения жизни существует в наше время?
2.Английский ученый Дж.Бернал был прав , когда в 1947 году отмечал как особый этап эволюции формирование мембран у предорганизмов, Ваша позиция к этому утверждению

.

« Происхождение живого вещества « в разделе биосфера 10 класс.
Цель : умение высказывать свою точку зрения , умение рассуждать.

Таблица вопросов

Вопросы

Митоз

Мейоз

1

Процессы в интерфазе

2

Название фаз деления

3

Структуры изменяющиеся в клетке

4

Сколько делений

5

Сколько клеток образуется , с каким набором хромосом

6

Когда происходит конъюгация и кроссинговер

7

Сколько клеток и какие образуются в результате деления

Сравнение процессов митоза и мейоза (9 класс)
Цель: научить сравнивать процессы , самостоятельно делать выводы

Анатомические особенности сердца человека

Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)

Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения)

… сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?
… в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерий?
… эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?
…питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных (коронарных) сосудов?
… сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?
… на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны?
створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?

Дискуссии и коллективное обсуждение

Темы обсуждений :
Живое вещество как ведущий фактор преобразования поверхности планеты
Эволюция биосферы до и после появления человека.
Ритмы жизни в биосфере
Цунами и их влияние на биосферу
Адаптация организмов к вредным воздействиям факторов окружающей среды.
Происхождение млекопитающих
Биология видов, обнаруженных в 20 веке.

Процессы биологического самоочищения природных вод.

Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биосферный уровень жизни» 10 класс
Цель : научиться самостоятельно делать выводы , уметь высказывать свои суждения и мысли

Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире.

Источники :

Якиманская И. С. Личностно-ориетированное обучение в современной школе. М., 1996
Халперн Д. Психология критического мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»).
Учителький портал :Использование технологии "развития критического мышления" на уроках биологии
Педсовет Статья "Технология критического мышления на уроках биологии«