Рефлексия на уроках биологии( размышление)
Составила : Низовцева Наталья Алексеевна
Учитель биологии МОУ «Шипицынская СОШ»
Котласский р-н, Архангельская область
Размышление позволяет:
1.осмыслить всю полученную информацию;
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.
Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.
Предлагаю посмотреть приемы характерные для этой технологии в биологии:
Заполнение, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.
Прием «Синквэйн»
Прием «Синквэйн»
Белки
Большие, органические
Синтезируются , денатурируют, собираются
Строительный материал в клетке
Биополимеры из аминокислот
ДНК
Гигантская , двуспиральная
Реплицируется, денатурирует, хранит информацию
Состоит из нуклеотидов
Хранение наследственной информации
Тема урока : Белки и нуклеиновые
кислоты (9 класс)
Прием «Кластер»
1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.
2. Далее записывают слова или предложения которые приходят на ум в связи с данной темой.
Фотосинтез
??
«Перепутанная мозаика»
Выделительная
система
Нервная система
Пищеваритель
ная
система
Удаляет вредные
Переваривает пищу
Половая
система
Связь
С окружающей средой
Переносит кислород
Воспроизведение себе подобных
Защита внутренних органов
Кожно-мускульный мешок
Цель: способствовать формированию у учащихся умения анализировать, устанавливая взаимосвязь части и целого при изучении данного объекта.
Тема: «Внутреннее строение кольчатых червей». 7 класс.
«Слепое письмо»
Заполните пропуски названиями функциональных групп экосистемы и царств живых существ.
Цель:
Прием “Самоанализ”
Знаю | Не знаю | Надо повторить |
Дан текст :
После образования многоклеточной бластулы начинается процесс гаструляции: перемещение части клеток с поверхности бластулы вовнутрь, на место будущих органов. В результате образуется чашевидный зародыш-гаструла. Она состоит из двух слоев клеток-зародышевых листков: наружного- эктодермы внутреннего- энтодермы. У большинства многоклеточных животных в процессе гаструляции образуется третий зародышевый листок –мезодерма.
цель: способствовать контролю своих знаний Урок 11 класс
:Онтогенез
«Сопоставление альтернативных точек зрения»
Существует две точки зрения биогенеза и абиогенеза .
Обсуждение темы:
1. Почему точка зрения креационистов по поводу происхождения жизни существует в наше время?
2.Английский ученый Дж.Бернал был прав , когда в 1947 году отмечал как особый этап эволюции формирование мембран у предорганизмов, Ваша позиция к этому утверждению
.
« Происхождение живого вещества « в разделе биосфера 10 класс.
Цель : умение высказывать свою точку зрения , умение рассуждать.
Таблица вопросов
Вопросы | Митоз | Мейоз | |
1 | Процессы в интерфазе | ||
2 | Название фаз деления | ||
3 | Структуры изменяющиеся в клетке | ||
4 | Сколько делений | ||
5 | Сколько клеток образуется , с каким набором хромосом | ||
6 | Когда происходит конъюгация и кроссинговер | ||
7 | Сколько клеток и какие образуются в результате деления |
Сравнение процессов митоза и мейоза (9 класс)
Цель: научить сравнивать процессы , самостоятельно делать выводы
Анатомические особенности сердца человека
Организуется работа с терминами: эндокард, венечные сосуды, полулунные клапаны, створчатые клапаны - после чего отвечают на вопросы из рубрики «Верите ли вы, что?»)
Верите ли вы, что…( верные и неверные утверждения)
… сердце располагается в грудной полости: в середине между лёгкими и лишь немного смещено влево?
… в стенке сердца выделяют те же слои, что и в стенке артерий?
… эндокард – самый мощный слой, входящий в состав стенки сердца?
…питание сердечной мышцы осуществляется благодаря наличию венечных (коронарных) сосудов?
… сердце человека имеет такое же строение, как сердце пресмыкающихся: состоит из двух предсердий и желудочка с неполной перегородкой?
… на границе между предсердиями и желудочками расположены полулунные клапаны?
… створчатые клапаны препятствуют обратному движению крови из желудочков в предсердия?
Дискуссии и коллективное обсуждение
Темы обсуждений :
Живое вещество как ведущий фактор преобразования поверхности планеты
Эволюция биосферы до и после появления человека.
Ритмы жизни в биосфере
Цунами и их влияние на биосферу
Адаптация организмов к вредным воздействиям факторов окружающей среды.
Происхождение млекопитающих
Биология видов, обнаруженных в 20 веке.
Процессы биологического самоочищения природных вод.
Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биосферный уровень жизни» 10 класс
Цель : научиться самостоятельно делать выводы , уметь высказывать свои суждения и мысли
Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире.
Источники :
Якиманская И. С. Личностно-ориетированное обучение в современной школе. М., 1996
Халперн Д. Психология критического мышления . - СПб.,2000-(сер. «Мастера психологии»).
Учителький портал :Использование технологии "развития критического мышления" на уроках биологии
Педсовет Статья "Технология критического мышления на уроках биологии«
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.