Презентация " Сложные предложения"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 05.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку " Сложные предложения" по программе " Школа 21 века"
Иконка файла материала Презентация к уроку русского языка на тему _ Сложные предложения_.pptx

Учитель начальных классов
Шамаева
Ольга Николаевна

Урок русского языка 4 класс

слово

словосочетание

предложение

текст

Вот и весна пришла!
Весной всё пробуждается от зимнего сна. Солнце с каждым днём поднимается выше и светит больше. Весело, радостно поёт капель. По дорожкам бегут говорливые ручейки. Появились проталинки. Тянутся к свету золотистые корзиночки мать-и- мачехи. У черёмухи лопнули почки, и появились молоденькие листочки.

Выберите правильный ответ.

Предложение не может существовать:
1) без второстепенных членов;
2) без однородных членов;
3) без грамматической основы.

Вот и весна пришла!
Весной всё пробуждается от зимнего сна. Солнце с каждым днём поднимается выше и светит больше. Весело, радостно поёт капель. По дорожкам бегут говорливые ручейки. Появились проталинки. Тянутся к свету золотистые корзиночки мать-и- мачехи. У черёмухи лопнули почки, и появились молоденькие листочки.

Сложные предложения.

Познакомиться с
… и …
Учиться различать
… и …
Учиться ставить…

ПРОСТЫМИ

СЛОЖНЫМИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ

ПРОСТЫЕ

СЛОЖНЫЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Карточка №1.

Прочитайте. Определите грамматические основы предложений. Сделайте вывод.
Появляются первые весенние цветы.
Я люблю, когда появляются первые весенние цветы.
Пришла весна, и появляются первые весенние цветы.


Наступили тёплые дни.


Ласточки вернулись .

[ ═ ― ]

[ ― ═ ]

По структуре предложения делятся на:

Простые



С одной грамматической основой
[ - = ].
С утра идет проливной дождь.

Сложные



С двумя или более грамматическими основами
[= - ],[ - = ].
Труд человека кормит, а лень портит.

По структуре предложения делятся на:

Простые



С одной грамматической основой
[ - = ].
С утра идет проливной дождь.

Сложные



С двумя или более грамматическими основами
[= - ],[ - = ].
Труд человека кормит, а лень портит.

Памятка. Чтобы определить, какое предложение по структуре

1.Определи, сколько основ в предложении

одна две и более

Предложение Предложение
простое сложное

Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая!

Знаки препинания, как погра-ничники, охраняют границы между частями сложного предложения.


[ ], [ ].

Работа по теме урока.

Мама спросила у одного военного, где находится Красная площадь.
Он объяснил нам, и мы очень скоро пришли.
Я смотрел на часы, а они звонили.

По своей структуре сложные предложения делятся на:

Сложносочиненные предложения

Черная туча закрыла солнце, и проливной дождь застучал в окно.
[ - = ], и [ - = ].
(и, а, но, да(=и),или,
ни-ни, тоже, также)

Сложноподчиненные предложения

Вдруг я услышал, что в вышине запел жаворонок.
[ - = ], (что).
(что, потому что, где, когда, если, как, чтобы)

Работа по теме урока.

Мама спросила у одного военного, где находится Красная площадь.
Он объяснил нам, и мы очень скоро пришли.
Я смотрел на часы, а они звонили.

Составьте из двух простых предложений сложные
1 вариант

1.Поднялся сильный ветер.
2.Море разбушевалось.

2 вариант
1.Стояли ясные дни.
2.Птицы готовились к отлету.

Физкультминутка

А вот и я!

Берегите зрение!

Определи вид сложных предложений

Река была тогда пуста , и жизнь сохранялась только в лесу. (Д.Мамин-Сибиряк)
Утром звезды удаляются, потому что по небу движется солнце. (Л.Н.Толстой)
Работу кончил серп на нивах золотых, и покраснел уже вдали ковер лугов. (А.Кольцов)
Когда он вышел на улицу, луна скрылась за облаками.(А.Н.Толстой)

Простое и сложное предложение. Сочинение и подчинение.

Одни проблемы!

ТЕСТ I. Выбрать определение сложного предложения

1. Сложные предложения — это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.
2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения.
3. Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

II. Выбрать способ связи простых предложений в сложном


1. С помощью обобщающих слов.
2. С помощью союзов.
3. С помощью порядка слов.

III. Выбрать схему сложного предложения


1.[ ═ ― ].
2.[― ═ , ═].
3.[― ═ ] , [═ ― ].

IV.Найдите сложные предложения

1. Дождь стучал по крышам
и трепал листья в саду.
2. Осень наступила, высохли цветы,
и глядят уныло голые кусты.
3. Над лугами шел холодный дождь,
и ветер налетал косыми ударами.

V.Найдите простые предложения с однородными членами

1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья.
2. Осень подкрадываается незаметно, а зима приходит внезапно.
3. Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.

Ответы

I-3
II-2
III-3
IV-2,3
V-3
Поставьте оценки:
«5» - нет ошибок;
«4» - 1 или 2 ошибки;
«3» - 3 ошибки

ЕГЭ по русскому языку (11 класс)

А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев
. 1)простое с однородными членами
2)сложносочиненное
3)сложноподчиненное
4)сложное предложение с различными видами связи

Мне удалось …

Меня удивило…

Я порадовался за…

Я хочу поблагодарить … за …

Итог урока

Мне понравилось…

Закрепление изученного. Работа с алгоритмом.
Найди грамматическую основу.
Определи, сколько частей в данном сложном предложении.
Найди союз, который связывает части сложного предложения.
На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.

И.И. Левитан « Весна. Большая вода».

Пруд как бы дымится. Его гладь покрывается прозрачным туманом.

На востоке медленно разгорается заря, …

Подведём итоги.

Закрепление изученного. Работа с алгоритмом.
Найди союз, который связывает части сложного предложения.
Определи, сколько частей в данном сложном предложении.
На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.
Найди грамматическую основу.



Закрепление изученного. Работа с алгоритмом.
Найди грамматическую основу.
Определи, сколько частей в данном сложном предложении.
Найди союз, который связывает части сложного предложения.
На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.