Презентация "Приемы творческой рефлексии содержания учебного материала на уроках русского языка и литературы в 5 классе". Рефлексия-обязательное условие создания развивающей среды на уроке.
Рефлексия способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, достижению метапредметных результатов и дает возможность управлять нравственными процессами.Приемы рефлексии
Приемы творческой
Приемы творческой
Приемы творческой
Приемы творческой
рефлексии содержания
рефлексии содержания
рефлексии содержания
рефлексии содержания
учебного материала на
учебного материала на
учебного материала на
учебного материала на
уроках русского языка и
уроках русского языка и
уроках русского языка и
уроках русского языка и
литературы в 5 классе
литературы в 5 классе
литературы в 5 классе
литературы в 5 классе
Конфуций:
«Учение без
размышления
бесполезно,
но и размышление
без учения опасно».
Этап рефлексии -
обязательное условие создания
развивающей среды на уроке.
Рефлексия способствует
формированию и развитию
универсальных учебных навыков,
достижению метапредметных
результатов и дает возможность
управлять нравственными процессами.
Рефлексия
содержания
учебного материала
используется для выявления
уровня осознания содержания
учебного материала и
затрагивает интеллектуальную
сферу школьника (что понял,
осознал – что не понял, какие
затруднения испытал).
Приемы творческой
рефлексии содержания
учебного материала
Синквейн – нерифмованное пятистишие.
Схема:
существительное (местоимение)
2 прилагательных (причастия)
3 глагола
фраза из 4 слов, выражающая личное
существительное – вывод, резюме, итог
отношение к предмету
Пример синквейна
Мрак
ночной, ползущий
отдыхает, спит, царит
интересный и необычный образ
художественная находка
Кластер – фиксация
системного понятия
взаимосвязями
Герасим
портрет
каморка
отношения
Муму
Татьяна
барыня
дворовые
Хокку (хайку) -
нерифмованное трехстишие из
17 слогов (5+7+5).
Великий поэт
в стихах много мистики
был символистом
Диаманта -
нерифмованное семистишие:
1, 7 строки – имена существительные (антонимы);
2 строка – 2 прилагательных к 1
существительному;
3 строка – 3 глагола к 1 существительному;
4 строка – 2 словосочетания с
существительными;
5 строка – 3 глагола ко 2 существительному;
6 строка – 2 прилагательных ко 2
существительному.
Пример диаманты
День
яркий, радостный
наступает, идет, заканчивается
крадется, обнимает, пленяет
таинственная, волшебная
ночь
Выбор афоризма
(пословицы,
цитаты)
«Слово, оно что яблочко: с одного
– то боку зеленое, так с другого
румяное. Ты успевай, девица,
его повертывать» (из былины об
И. Муромце).
ПОПС - формула
П – позиция, О – обоснование, П – пример,
следствие(лаконичный и емкий ответ).
«Я считаю, что С.А. Есенин был необычным
поэтом, потому что его стихи ни на чьи не
похожи. Я могу это доказать на примере
стихотворения «Нивы сжаты, рощи
голы…». Только Есенин мог так сказать:
«…рыжий месяц жеребенком запрягался в
наши сани». Я делаю вывод о том, что
Есенин – настоящий мастер метафор».
«Плюс – минус –
интересно»
П
Было много
заниматель
ных
заданий,
узнали
много
нового об
антонимах,
оценивали
сами себя
М
Урок быстро
закончился
И
Интересная
физкультми
нутка,
интересная
рефлексия
«диаманта»,
все
интересно
«Паучок»
(психорисунок)
мама
нежность
друг
доброта
характер
сердце
ласка
улыбка
«Акрослово»
З – звонкая
И - игривая
М – морозная
А – аукающая
С.А. Есенин. «Поет зима – аукает…»
Предметно –
диалогическая
рефлексия-
монолог от имени продукта
деятельности или диалог с ним.
Пример: «Если бы иллюстрация
могла говорить, она бы сказала, что
нравится себе, потому что она яркая,
красивая, светлая. На нее приятно
смотреть. Еще бы она сказала, как я
старалась».
Подведем
итоги
• Важно настроить ученика на рефлексию.
• Рефлексия должна быть связана с общей канвой урока.
• Необходим учет возрастных и индивидуальных
• В процесс рефлексии должны быть вовлечены и
• Обратная связь должна быть краткой и индивидуальной.
• Нет ничего скучнее однообразной рефлексии.
«Единственный разумный способ обучать людей – это
особенностей учащихся.
учащиеся, и учитель.
подавать им пример» (А. Эйнштейн).