Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Костанайской области. Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жансурчина.
Образование Ыбрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии. После завершения учебы работал сначала писарем при воинском старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая, политическая жизнь и деятельность Ыбрая Алтынсарина.
Педагог-просветитель, энтузиаст, поэт, фольклорист, этнограф, автор учебников родного и русского языков для казахских детей. Крупный мыслитель, отдавший все силы и весь свой талант делу просвещения родного народа. Им создано семь народных светских школ.
Круг научных интересов и исследований:
Педагогика История
Фольклористика Этнография
Лингвистика Языкознание
Алтынсарин первый предпринял попытку создания казахского алфавита на основе русской графики, подготовил ряд учебников для обучения казахских детей. В 1879 году вышли в свет его учебники «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку»
Учебники Алтынсарина
«Киргизская хрестоматия»(1879г) Алтынсарина по своей идейной направленности служила принципу народности и воспитывала детей в духе любви к Родине.
В«Руководстве» дано около 500 слов и фраз, взятых из самых различных областей жизни. Такое количество слов и фраз русского языка было достаточно для первоначального употребления в устной речи
Литературная деятельность
Алтынсарин занимался и литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных стихотворений, направленных на защиту бедноты. Критику эксплуататоров и духовенства, а также много других рассказов для детей, которые воспитывали у читателя лучшие нравственные качества: трудолюбие, доброту, честность, скромность, отзывчивость, уважение к старшим и т.д.
Значительный вклад внес Алтынсарин в исследование устного народного творчества казахов, их обычаев и традиций. («Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства») Они пользовались популярностью среди ученых кругов России и не утратили своего значения до сих пор.
Значение Ыбрая Алтынсарина
Значение Алтынсарина в истории народного образования в Казахстане очень велико. Деятельность Алтынсарина представляет для нас огромный интерес с точки зрения развития общественной мысли и его места в истории народного образования и казахской литературы. Мы отдаем дань уважения Алтынсарину за его выдающуюся деятельность в качестве первого народного учителя, первого организатора народных школ в Казахстане и первого педагога-теоретика, вышедшего из среды казахского народа.
Создав на родном языке высокоталантливые рассказы и стихотворения для казахских детей, Алтынсарин занял в истории казахской литературы как писатель-художник надлежащее место – наряду с Абаем. Его искренне, задушевно написанные произведения, столь близкие детскому сердцу и детским интересам, и понэне не устарели. Велико значение Алтынсарина в истории, этнографии и краеведении.
Алтынсарин проявил свою неутомимую, кипучую деятельность как талантливый педагог, писатель и общественный деятель, борец за народную школу, за просвещение казахского народа
Вопрос Ответ
4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет способствовать:
А) Переход к капиталистической экономике
Б) Переход казахов к оседлости и земледелию
В) Открытие русско-казахских школ
Г) Занятие ремеслом
Правильный ответ
Переход к капиталистической экономике
Переход казахов к оседлости и земледелию
Занятие ремеслом
Вопрос Ответ
4. По мнению Алтынсарина, распространению русской культуры среди казахов будет способствовать:
А) Переход к капиталистической экономике
Б) Переход казахов к оседлости и земледелию
В) Открытие русско-казахских школ
Г) Занятие ремеслом
Правильный ответ
Переход к капиталистической экономике
Переход казахов к оседлости и земледелию
Занятие ремеслом
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.