презентация лекции по теме деятельность и мотивация.В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Регуляционная сторона поведения отвечает за то, как поведение складывается в конкретной ситуации.
Побуждение обеспечивает активацию и направленность поведения. Побудительная сторона поведения связана с понятием мотивации. Это понятие включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом.
Презентация.pptx
Презентация
Тема лекции:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И
МОТИВАЦИЯ
Презентация
Тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ
• План:
• О понятиях: мотив, мотивация и
деятельность
• Теоретические подходы к проблеме
мотивации
• Деятельность и её виды
• Структура деятельности
Презентация
• В поведении человека есть две
функционально взаимосвязанные стороны:
побудительная и регуляционная.
Регуляционная сторона поведения отвечает
за то, как поведение складывается в
конкретной ситуации.
• Психические процессы: ощущения,
восприятие, память, воображение, внимание,
мышление, способности, темперамент,
характер, эмоции — все это обеспечивает в
основном регуляцию поведения.
Презентация
• Побуждение обеспечивает активацию и
направленность поведения.
Побудительная сторона поведения
связана с понятием мотивации. Это
понятие включают в себя
представление о потребностях,
интересах, целях, намерениях,
стремлениях, побуждениях,
имеющихся у человека, о внешних
факторах, которые заставляют его
вести себя определенным образом.
•
Презентация
• Мотив — это то, что отражается в
сознании человека, побуждает его к деятельности,
направляя ее на
удовлетворение определенной потребности
• Мотивация – это побуждение к действию, это
способность человека удовлетворять свои
потребности посредством какой
либо деятельности.
• Деятельность это активность человека
направленная на достижение им поставленных
целей, удовлетворение разнообразных
потребностей и освоение общественного опыта.
•
Презентация
• Классификация человеческих потребностей была
предложена американским психологом, социологом
А.Маслоу. Его концепция построена по
иерархическому принципу, последовательность
которых указывает на порядок появления
потребностей в процессе индивидуального развития.
А.Маслоу выделил следующие классы потребностей:
• 1. Потребности физиологические (органические).
• 2. Потребности в безопасности и защищённости.
• 3. Потребности в принадлежности к социальной
группе и любви.
• 4. Потребность в уважении и признании.
• 5. Потребность в самовыражении.
Презентация
Презентация
• Во второй половине XX в. теории
потребностей человека были дополнены
мотивационными концепциями
Д.Макклелланда, .Аткинсона,Г.Хекхаузена.
• У человека есть два разных мотива,
функционально связанных с деятельностью.
• Это — мотив достижения успеха и мотив
избегания неудачи.
Презентация
• Замечено, что люди с сильно выраженным стремлением к
достижению успехов добиваются в жизни гораздо
большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или
отсутствует.
• Поведение людей, мотивированных на достижение успеха
и на избегание неудачи, различается следующим образом.
Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед
собой в деятельности некоторую положительную цель,
достижение которой может быть однозначно расценено
как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что
бы то ни стало добиваться только успехов в своей
деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее
включаются, выбирают средства и предпочитают
действия, направленные на достижение поставленной
цели. Берясь за какуюнибудь работу, они обязательно
рассчитывают на то, что добьются успеха, уверены в этом
Презентация
• Совершенно иначе ведут себя индивиды,
мотивированные на избегание неудачи. Их явно
выраженная цель в деятельности заключается не в
том,чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать
неудачи, все их мысли и действия в первую очередь
подчинены именно этой цели. Человек,
изначально мотивированный на неудачу, проявляет
неуверенность в себе, не верит в возможность добиться
успеха, боится критики. С работой, особенно такой,
которая чревата возможностью неудачи, у него обычно
связаны отрицательные эмоциональные переживания,
он не испытывает удовольствия от деятельности,
тяготится ею. В результате он часто оказывается не
• победителем, а побежденным, в целом — жизненным
неудачником.
Презентация
• Деятельность и её виды
• Деятельность играет важную роль в жизни
человека, благодаря ей развивается сознание,
осуществляются психические процессы.
Учитывая то, что деятельность человека
осуществляется в большинстве случаев
коллективно, в деятельности развивается и
социальная природа человека, то есть его
личность. В психологии выделяют разные виды
деятельности.
• К основным видам деятельности
относятся общение, игра, учеба, труд.
Презентация
Общение является первым видом деятельности в жизни
человека. Общение – это способ передачи информации от
одного человека другому. Это также процесс установки и
эволюции контактов между людьми или группами людей.
Общение – это такой вид совместной деятельности человека,
без которого невозможен любой другой. Общение сопровождает
многие виды труда.
Игровая деятельность. Уже в первые годы жизни у ребенка
складываются предпосылки для овладения простейшими
видами деятельности. Первой из них является игра. Игра как
вид деятельности. Игра – это вид деятельности в условных
ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение ребенком
общественного опыта. Игра тренирует ребенка в осознании
значений предметов и явлений, развивает умение в овладении
различными действиями и операциями. Как таковая она связана
с функциональным удовольствием. Ее побудителем является
потребность в активности, а источником подражание и опыт.
Презентация
• Учебная деятельность. На определенном этапе
развития в возрасте шестисеми лет у ребенка
возникает особый вид деятельности учебная
деятельность. Учебная деятельность это форма
деятельности, в которой действия человека
управляются сознательной целью освоения
определенных знаний, навыков, умений.
• Учебная деятельность не только вооружает человека
знаниями, навыками, умениями, но и формирует у него
умение управлять своими психическими процессами,
умение выбирать, организовывать и направлять свои
действия и операции, навыки и опыт в соответствии с
решаемой задачей. Таким образом, учение
подготавливает человека к трудовой деятельности.
Презентация
• Трудовая деятельность это форма
деятельности, направленная на производство
определенных общественно полезных продуктов
(ценностей), удовлетворяющих материальные
и духовные потребности человека.
• Трудовая деятельность ведущая, главная
деятельность человека. Предметом
психологического изучения трудовой
деятельности выступают психические процессы,
факторы, состояния, которые побуждают,
программируют и регулируют трудовую
активность человека, а также его личностные
свойства.
Презентация
• Структура деятельности
• Деятельность как психологический процесс
представляет собой сложное структурное
образование, в котором происходит
взаимодействие различных элементов. Основными
компонентами деятельности являются действия,
операции, которые, как и поведение, побуждаются
мотивацией, целями, задачами. Рассмотрим
структуру деятельности подробнее.
• Основной структурной единицей деятельности
является действие. Действие это
целенаправленная активность, реализуемая во
внешнем или внутреннем плане.
Презентация
Презентация
• Действие всегда связано с целью. Цель
это образ желаемого результата, то есть
того результата, который должен быть
достигнут в ходе выполнения действия.
• Цель это осознанный образ результата,
который удерживается в сознании до тех пор,
пока осуществляется действие. Отсюда цель
можно определить как осознанный образ
предвосхищаемого результата, на достижение
которого направлено действие человека. Цель
всегда существует в некоторой предметной
ситуации и конкретизируется в задачах.
Презентация
• Для понимания психологии деятельности
большое значение имеет рассмотрение
деятельности и её проявлений во внешнем и
внутреннем плане, то есть.
• Внешняя деятельность деятельность,
которая осуществляется в движениях и
доступна для наблюдения.
• Внутренняя деятельность
деятельность, осуществляющаяся в
сознании субъекта в виде смены идей,
образов, плана действий.
Презентация
Контрольные вопросы:
• 1. Что такое мотив и мотивация?
2.Что такое деятельность человека?
• 3.Какую структуру имеет деятельность
человека?
• 4. Назовите основные виды деятельности
человека?
• 5. Место потребностей в жизни людей?
Презентация
• Литература:
• 1. Леонтьев. А.Н. «Деятельность. Сознание.
Личность.» М. 2001г.
• 2.Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии» В
2т. – Т.1. М. 2003
• 3.Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую
психологию» М. 2000г.
• 4.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т.1 М.
2002г.
• 5. Немов Р.С. «Психология» В 3т. – Т.1. М. 2002г.
• 6. Мирзабдуллаева Д.Э.,Курбанова З.Б. Тексты
лекций по «Общей психологии» НамГУ 2012
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.