Презентация к уроку в 5 классе: "Правописание чередующихся гласных в корнях -раст-, -ращ-, -рос-; -лаг-, -лож-; правописание о-ё после шипящих в корне слова". 14 слайдов с теоретическим и практическим материалом. Буквы о-а в корне -лаг- ― -лож-. Буквы о—ё после шипящих в корнях слов. Домашнее задание...
Правописание чередующихся
гласных в корнях
-раст-, -ращ-, -рос-;
-лаг-, -лож-; правописание о-ё
после шипящих в корне слова.
Буквы о-а в корне
-лаг- ― -лож-
• Предлагать –
предложить
• Слагаемое – сложение
• Прилагать - приложение
Буквы о-а в корне
-раст-(-ращ-) ― -рос-.
• -раст- растение
• -ращ- выращенный
• -рос- заросли
Исключения: отрасль,
росток, ростовщик,
Ростов, Ростислав.
Буквы о—ё после
шипящих в корнях слов
В корнях слов после шипящих под ударением пишется буква
о, если нельзя подобрать однокоренное слово с
безударным
гласным (шов — шовчик, крыжовник —
крыжовничек).
• Буква ё пишется, если можно подобрать однокоренное
слово с безударным гласным: чёрный — чернеть.
• Слов, в корнях которых пишется буква о после шипящих под
ударением, немного. Вот наиболее употребительные:
• шов, капюшон, шорох, трущоба, обжора, крыжовник,
чопорный, чокаться.
• Буква о пишется также в безударном положении в некоторых
словах иностранного происхождения: шоссе, шофёр,
шоколад, жокей, жонглёр.
Молодц
ы!!!
Хорошо
поработа
ли!!!
Домашнее
задание:
§§ 38, 39. На выбор:
1. Упр. 310, 318.
2. Составить кроссворд со словами на
изученное правило.
Дополнительные задания.
Вставьте пропущенные
буквы:
• 1) изл_гать, 2) пол_гать,
• 3) сл_гаемое, 4) предл_гать,
• 5) возл_гать, 6) изл_жение,
• 7) возл_жить, 8) пол_г,
• 9) перел_жить,
• 10) распол_гать,
• 11) сл_гать, 12) предпол_гать
буквы:
Вставьте пропущенные
• 13) прил_гательное,
• 14) р_стение, 15) прор_сти,
• 16) отр_сль, 17) р_стовщик,
• 18) р_сток, 19) подр_сли,
• 20) прор_сти, 21) выр_щенный,
• 22) дор_сти, 23) р_стительность,
• 24) возр_ст, 25) прир_сти.
Вставьте пропущенные буквы,
расставьте знаки препинания.
• Р_сти, р_сти яблонька подр_стай.
• Цв_ти, цв_ти яблонька расцв_тай!
• З_л_тое солнышко жарче грей!
• Выр_стайте яблоки поск_рей!
• Р_сла, р_сла яблонька подр_сла.
• Цв_ла, цв_ла яблонька отцв_ла.
• Отр_хнула яблонька свой наряд
• И поспели яблоки для ребят.
Вставьте пропущенные
буквы, расставьте знаки
препинания.
• Расти, расти, яблонька, подрастай.
• Цвети, цвети, яблонька, расцветай!
• Золотое2 солнышко, жарче грей!
• Вырастайте, яблоки1, поскорей!
• Росла, росла яблонька, подросла.
• Цвела, цвела яблонька, отцвела2.
• Отряхнула яблонька свой наряд,
• И поспели яблоки для ребят.4
Определите
«третий лишний»
1) прилагать, ловить,
помирить;
2) усложнить,
положить, изложение;
3) произрастать,
потрясти, излагать.
Творческая работа!
• выращивать цветы
• удивительное
растение
• цветочный горшок
• зеленый росточек
• разрослось по подоконнику
(по балкону, по комнате)