Математическая грамотность -
– это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке».
Одно из ведущих мест в «математической грамотности» отводится учебной задаче.
Термин «учебная задача» - в широком понимании - это то, что выдвигается самим учеником для выполнения в процессе обучения в познавательных целях.
Учебная задача часто рождается из проблемной ситуации, когда незнание сталкивается с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий: знаю – не знаю – хочу узнать.
Типы задач:
Предметные задачи: в условии описывается предметная ситуация, для решения которой требуется установление и использование знаний конкретного учебного предмета, изучаемых на разных этапах и в разных его разделах.
Межпредметные задачи : в условии описана ситуация на языке одной из предметных областей с явным или неявным использованием языка другой предметной области.
Практико-ориентированные задачи: в условии описана такая ситуация, с которой подросток встречается в повседневной своей жизненной практике. Для решения задачи нужно мобилизовать не только теоретические знания из конкретной или разных предметных областей, но и применить знания, приобретенные из повседневного опыта самого обучающегося.
Ситуационные задачи: не связаны с непосредственным повседневным опытом обучающегося, но они помогают обучающимся увидеть и понять, как и где могут быть полезны ему в будущем знания из различных предметных областей.
Формирование функциональной грамотности (читательской, математической, …)
- Учебные тексты должны быть доступны, написаны понятным ученику языком;
Опора на жизненный опыт;
Учёт возрастных интересов;
Информацию представлять не только в текстовой, но и в графической форме;
Если знания не осознаны и не присвоены учащимися, они проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались;
Знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться ими они не умеют. Учимся для школы, не для жизни!
Прогноз:
- Учащимся интересно решать практико-ориентированные задачи;
Начнут понимать, где применяется данная тема, в какой жизненной ситуации;
Результаты класса будут лучше не только в нашем предмете, но и в проектной, исследовательской деятельности;
Изменится отношение к учёбе;
Возникнет желание учиться;
Успешные и счастливые выпускники, которые справятся с любой жизненной задачей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.