ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Понятие «задержанное развитие» ввел профессор В.В.Лебединский на основании обобщённых результатов исследований психологов, дефектологов и психиатров.
Виктор Васильевич Лебединский - российский психолог. Более 30 лет посвятил изучению психопатологии детского возраста, основал психологию аномального развития -направление, находящееся на стыке психологии, дефектологии, детской психиатрии, детской неврологии, этологии, психоанализа, создал оригинальную классификацию нарушений психического развития.
По его мнению, тип нарушения психического
развития зависит от:
1) функциональной локализации нарушения;
2) времени поражения.
Низкий темп психической активности (корковая незрелость),
Дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорковых структур),
Энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса) и др.
ПРИЧИНЫ
ЗПР
Вегетативная лабильность, (неустойчивость) на фоне соматической ослабленности (в силу незрелости самой вегетативной нервной системы, на фоне социальных, экологических, биологических причин).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В.В.Лебединский)
Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. (Н.М.Назарова)
ДИЗОНТОГЕНЕЗ – НАРУШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА
Гармонический и дисгармонический.
Дисгармонический относят к патологическим вариантам.
Дети с гармоническим инфантилизмом по психическим и физическим особенностям отстают от своих сверстников на полтора-два года. Для них характерны:
1. Непосредственность, повышенная жизнерадостность, «сенсорная жадность», неутомимость в игре;
2. При выполнении учебных заданий, умственном напряжении, у ребенка быстро наступает утомление;
3.Дети усваивают учебный материал поверхностно, навыки носят неустойчивый характер. У школьников преобладают игровые интересы, быстрая пресыщаемость и стремление делать только то, что нравится;
4.Отсутствие чувства ответственности и стойких привязанностей, снижение критичности к себе негативно сказывается на взаимоотношениях ребенка со сверстниками, педагогами, родными.
Причины: наследственность.
Прогноз: успешный при условии своевременного
и регулярного педагогического воздействия.
1.) Классификация детей с задержкой психического развития по Т.А.Власовой, М.С.Певзнер
2.) ЗПР соматогенного происхождения.(«сомато» – тело.) К замедлению темпа психического развития приводит стойкая астения, болезненное состояние, которое характеризуется: - повышенной утомляемостью, истощаемостью, неспособностью к длительному умственному и физическому напряжению; - интеллектуальная недостаточность проявляется в снижении памяти, концентрации внимания, в замедлении темпа мыслительной деятельности; - эмоциональные нарушения выражаются в повышенной раздражительности, обидчивости, плаксивости; - дети плохо переносят жару, шум, яркий свет; жалуются на головные боли и усталость; у них нарушается сон и аппетит.
Причины: длительная соматическая недостаточность
различного происхождения: хронические инфекции, аллергические состояния; врожденные и приобретенные пороки развития внутренних органов (сердце, почки, легкие и др.).
Прогноз: успешный при условии строгого соблюдения режима,
лечения, охраны и укреплении здоровья ребенка.
3.) ЗПР психогенного происхождения.
Трудности в формировании учебно-познавательной деятельности и нарушения поведении проявляется в отсутствии любознательности, усидчивости, трудолюбии, заинтересованности в успешном выполнении заданий, чувства долга и ответственности.
Процесс формирования психики определяется социальной ситуацией развития.
В условиях гиперопеки и при психотравмирующих условиях воспитания проявления личностной незрелости сочетаются с агрессивно-защитными или пассивно-защитными реакциями.
У детей отмечаются:
1) черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы:
аффективная лабильность, импульсивность, повышенная внушаемость;
2) недостаточный уровень знаний, умений и навыков, необходимых для успешного усвоения школьной программы;
3) неспособность к систематическому труду, раздражительность.
Причины: неблагоприятные условия воспитания: несогласованность и
противоречивое влияние семьи и образовательных учреждений,
конфликтная обстановка в семье, безнадзорность.
Прогноз: успешный при условии коррекционно-воспитательной
работы с ребенком и с семьей.
4.) ЗПР церебрально-органического происхождения.
У детей отмечается замедленное формирование двигательных функций, речи, этапов игровой деятельности. Эмоционально-волевая незрелость предстает в форме органического инфантилизма, который проявляется в двух вариантах: неустойчивом – с психомоторной расторможенностью и импульсивностью; тормозимом – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью и боязливостью.
Нарушения познавательной деятельности проявляются в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи, в замедленности и пониженной переключаемости психических процессов. Эта группа детей требует отграничения от умственно отсталых детей.
Причины: органическая недостаточность нервной системы резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности, родов, постнатальных инфекций и др.
Прогноз: зависит от организации специального обучения в школах для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Отставание в психическом развитии во всех
сферах психической деятельности к началу школьного возраста
Замедленная скорость приёма и переработки
сенсорной информации
Недостаточная сформированность умственных операций
Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов
Общие признаки
Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об
окружающем
Отставание в речевом развитии:
недостатки произношения, аграмматизмы, ограниченность словаря
Диагностический блок
Комплексное медико-психолого-педагогическое
изучение ребенка в целях уточнения диагноза
и для разработки
индивидуально-ориентированной
программы развития ребенка
Психолог
Дефектолог
Воспитатель
Музыкальный
руководитель
Инструктор
по физкультуре
Врач
Оздоровительный блок
Условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника.
Осуществляется комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР.
Определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления
своего здоровья.
Коррекционный блок
Развитие компенсаторных механизмов
становления психики и деятельности
проблемного ребенка.
Профилактика и коррекция
вторичных отклонений
Работа осуществляется всеми специалистами
дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи,
на основе распределенной, по согласованию,
профессиональной деятельности.
Обучение детей педагогами
Распределение занятий
Воспитатель проводит:
- занятия здоровья;
- лепка;
- аппликация;
- рисование;
- конструирование;
- ручной труд;
- физическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- обучение игре;
- социальное развитие
и ознакомление с
окружающим миром.
Дефектолог проводит:
- социальное развитие;
- познавательное развитие;
- ознакомление с
окружающим миром;
- обучение игре;
- математика;
- развитие речи;
- развитие тонкой ручной
моторики;
- подготовка к обучению
грамоте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.