Актуальность :
экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры
Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляется экологическая культура.
Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Невозможно воспитать в ребенке экологическую культуру, если он не будет знать, что такое природа, из чего она состоит, по каким законам она живет, что приводит к ее гибели. Дети должны располагать знаниями о ней, овладеть несложными способами выращивания растений, ухода за животными, должны научиться наблюдать природу, ее сезонные изменения, видеть ее красоту и главное, должны осознать, что природу надо беречь и охранять.
Экологическая культура - совокупность разнообразных форм, деятельности человека, в которых находит внешнее отражение экологическое мышление. Развитие человека и природы понимается как совместная эволюция. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления о природе.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Под содержанием экологической культуры понимают:
связь растительных и животных организмов со средой обитания и приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;(см. прил 1)
многообразия живых организмов, их экологическое единство (цепи питания);(см.прил 2)
человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; (см прил.3)
использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека; загрязнение окружающей среды; охраны и восстановление природных богатств(см.прил.4)
Дидактические игры, являются одним из средств формирования экологической культуры.
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть: целостность отдельного организма и экосистемы,
осознать уникальность каждого объекта природы,
понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.
В процессе игр формируются знания об окружающем мире,
воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе.
Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы.
В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
Виды экологических игр.
А.Бондаренко указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольные печатные игры;
- словесные игры.
1.д\и «Угадай весенний цветок»
Цель: Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.
Дидактический материал: Стихи загадки о весенних цветах. Предметные картинки с изображением цветов.
Методика проведения: Воспитатель читает загадки, а дети по ответам находят соответствующий цветок и называют его.
В весенний солнечный денек
Золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке
Все дремал он у дорожки.
(Одуванчик)
Весна приходит с лаской и со своею сказкою,
Волшебной палочкой взмахнет-
И первый из-под снега цветочек расцветет
(Подснежник)
Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы, вряд
Цветы душистые висят.
(Ландыш)
2. д\и тема: «Кто чем питается?»
Цель: Закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Дидактический материал: Мешочек.
Методика проведения: В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.
3. Д\и «Природа и человек»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
4. д\и«Что из чего сделано?»
Цель: Учить детей определять материал из которого сделан предмет.
Дидактический материал: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка, металлический колокольчик., ключ и т.д.
Методика проведения: Дети вынимают из мешочка разные предметы и называют, указывая, из чего сделан каждый предмет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.