Противоречия воспитательного процесса
Внешние противоречия - противоречия между требованиями среды к человеку и его возможностями удовлетворить эти требования (противоречия между «надо» и «могу»).
Внутренними являются противоречия между имеющимся (актуальным на данный момент) уровнем развития личности и новыми, более высокими, требованиями к ней (противоречие между «могу» и «хочу»).
эффективное осуществления воспитательного процесса :
Необходимо целостное единство внешних и внутренних противоречий в сознании личности: внешние противоречия на уровне ее индивидуального сознания должны восприниматься как личностно значимые и вызывать у воспитанника желание изменять себя, выполнять требования педагога, совершать общественно одобряемые поступки.
И наоборот, противоречие не будет содействовать развитию личности, если ребенок не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны педагога.
Поэтому педагогу необходимо хорошо изучать воспитанников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в конкретные воспитательные задачи.
Логика воспитательного процесса(Мальковская Т. Н.)
целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития;
формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей и социально ориентированной мотивации;
приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
организация личностно и социально ценностной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
развитие важнейшей социальной функции личности – общения.
Концепция о двух уровнях развития ребенка (Выгодский Л.С.):
1) уровень «актуального развития», отражающий наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
2) уровень «зоны ближайшего развития», отражающий возможные достижения ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Заключение:
Таким образом, логика воспитательного процесса, нацеленного на развитие личности, предусматривает, что педагог должен четко представлять завтрашний день развития ребенка: то, что сегодня воспитанник может делать с помощью взрослых, завтра он должен делать сам. Это означает, что воспитание должно происходить не только как изменение уровня воспитанности каждого ребенка, но и как изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.