Предметная олимпиада
Состязание учащихся учреждений среднего общего, высшего или профессионального образования, требующее от участников демонстрации знаний и навыков в области одной или нескольких изучаемых дисциплин.
Основная цель школьной олимпиады:
выявление талантливых учащихся; развитие творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности у обучающихся; создание необходимых условий для поддержки одарённых детей; распространение и популяризация научных знаний среди молодёжи.
Принципы подготовки учащихся к олимпиаде
1. Максимальная самостоятельность –возможность самостоятельного решения заданий.
2. Принцип активности знаний. Запас знаний находится в активном применении.
3. Принцип опережающего уровня сложности. Подготовка по заданиям высокого уровня сложности.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад (упущения, недостатки, находки, не учтённые в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика).
5. Правильный настрой учащегося: «Главное не победа, главное –участие».
6. Принцип добровольного участия. Неприемлем принцип «административного давления».
Особенности одарённых детей:
- сильно развито чувство справедливости, и проявляется оно очень рано;
- широки личные системы ценностей;
- богатое воображение;
- хорошо развито чувство юмора;
- желание и попытки решать проблемы, с которыми пока сложно справиться;
- преувеличенные страхи;
- экстрасенсорные способности;
- возрастной эгоцентризм;
- проблемы в общении со сверстниками;
- очень высокий энергетический потенциал;
- малая продолжительность сна.
Опережающее развитие познания проявляется следующим образом:
- способность заниматься несколькими делами одновременно;
- любопытство;
- способность прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, видеть неожиданные связи между концепциями и событиями, делать соответствующие выводы;
- хорошая память, развито абстрактное мышление;
- повышенная концентрация внимания, упорство в достижении значимой цели в той сфере, которая для них интересна;
- стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм);
- сформированность основных компонентов умения учиться.
Мотивы участия в олимпиаде:
- мотивация содержанием;
- мотивация процессом;
- мотивы самоутверждения, самосовершенствования, самореализации;
- общественно ценные мотивы долга, ответственности, чести;
- широкие социальные мотивы;
- прогностические мотивы;
- мотив достижения успеха или избегание неудачи.
Профессионально-значимые качества учителя
1.Умение распознавать признаки одарённости ребёнка в разных сферах его деятельности.
2.Умение строить обучение в соответствии с результатами диагностики.
3.Умение координировать свои действия с действиями родителей.
4.Умение консультировать родителей и учащихся.
5.Профессиональная зрелость.
6.Теоретическая и практическая подготовка для работы с одарёнными детьми.
7.Эмоциональная стабильность.
8.Способность к самоанализу.
9.Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
10.Знакомство с концептуальными моделями обучения и развития одарённых детей.
План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам:
1. Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одарённости.
2. Разработка программы по работе с одарёнными учащимися при подготовке к олимпиадам.
3. Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одарёнными детьми.
4. Утверждение расписания курсов по выбору и факультативов, нацеленных на развитие интеллектуальных способностей учащихся.
5. Формирование индивидуальных образовательных программ учащихся по предметам.
6. Проведение школьных олимпиад
7. Участие в муниципальном, региональном и заключительном этапах.
8. Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах.
9. Организация исследовательской работы учащихся.
10. Сотрудничество с коллегами, администрацией.
11. Работа с родителями.
12. Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня..
Индивидуальный план работы с учащимся
Цели индивидуальной работы:
Задачи индивидуальной работы:
Содержание учебной деятельности:
Используемые виды деятельности:
Используемые технологии развития мыслительной деятельности учащихся:
Источники дополнительной информации:
Планируемые результаты индивидуальной работы:
График индивидуальных занятий с учителем:
Заключение о выполнении индивидуального плана
Подготовка к школьному этапу олимпиады
Виды олимпиадных заданий:
- задания с выбором одного правильного ответа,
- задания с выбором нескольких правильных ответов,
- задания на установление соответствий,
- задания на установление правильной последовательности,
- задания исследовательского и творческого характера.
Алгоритм работы над заданиями
- пошаговый тренинг с анализом правильных ответов и типичных ошибок в заданиях разного уровня сложности;
- итоговая зачётная работа;
- обсуждение результатов, анализ ошибок.
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады
Алгоритм
•рекомендации по решению тестовых заданий закрытого типа (в том числе заданий, предполагающих письменное обоснование правильного и неправильных ответов);
•работа по углублению и обобщению знаний по предмету с учётом специфики локальных особенностей района (города);
•тренинг по закреплению умений применять знания на практике с выработкой умений тренировать память, фиксировать статистический материал, осуществлять интеллектуальные операции анализа, синтеза, сравнения, делать выводы.
Возможные проблемы при подготовке участников олимпиад:
1.Неумение учащихся правильно, в соответствии с требованиями оформить работу.
2.Опора лишь на ограниченное число источников.
3.Плохо развита речевая культура.
4.Фрагментарность, мозаичность мышления.
5.Эмоциональная неустойчивость.
6.Недостаточно развитая письменная речь.
7.Несоответствие личных амбиций ребёнка и реальных достигнутых результатов.
8.Проблемы академической не успешности в отдельных предметных областях у одарённых детей.
Формы работы с участниками олимпиад:
1.Анализ документов и источников.
2.Пошаговый разбор олимпиад прошлых лет.
3.Углубленное изучение отдельных тем и разделов.
4.Элективные курсы.
5.Индивидуальная и групповая работа, консультации.
6.Собеседование с родителями.
7.Занятия в профильном лагере.
8.Лекции.
9.Семинарские занятия по обсуждению сложных вопросов.
10.Индивидуальные и коллективные дистанционные занятия.
11.Работа по индивидуальным планам.
12.Работа в разновозрастных группах.
Словарь учителя
Педагогическая технология —совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Метод обучения — процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Приём обучения —кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.
Словарь учителя
Теория развивающего обучения —направление в теории обучения и практике образования, содержанием, методами и формами организации ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путём использования их потенциальных возможностей и закономерностей этого развития.
Образовательный проект —совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Словарь учителя
Исследовательская деятельность учащихся есть деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Дифференциация— форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
Индивидуализация—это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся; предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося .
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.