* * *
Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива?
В этом вы не правы, господа,
Знайте: математика – красива!
Вам приятно жить в опрятном доме,
Где у каждой вещи место есть?
Математика создать порядок может,
И за это ей хвала и честь!
Сколько в ней самой изящных линий,
Мощных формул, строгих теорем,
Тот не назовет её красивой,
Кто с наукой не знаком совсем!
2 | ||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||
5 |
П Р Я М О У Г О Л Ь Н Ы Й
ГИ ОТЕНУЗА
К А Т Т Ы
П Р Я М О Г О Л Ь Н И К А
К В Д Р А Т А
2. Сторона, лежащая напротив прямого угла в прямоугольном треугольнике
3. Стороны, образующие прямые углы в прямоугольном треугольнике
1. Треугольник, у которого один угол прямой, остальные острые
4. Площадь … равна произведению его смежных сторон
5. Площадь … равна квадрату его стороны.
Теорема: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов
Дано:
∆ABC - прямоуг.
Доказать:
𝑎 2 𝑎𝑎 𝑎 2 2 𝑎 2 + 𝑏 2 𝑏𝑏 𝑏 2 2 𝑏 2 = 𝑐 2 𝑐𝑐 𝑐 2 2 𝑐 2
Доказательство
a
b
c
C
A
B
Достроим ∆ ABC до квадрата со сторонами a + b
b
b
b
a
a
a
𝑆 ∎ 𝑆𝑆 𝑆 ∎ ∎ 𝑆 ∎ = (𝑎+𝑏) 2 (𝑎𝑎+𝑏𝑏) (𝑎+𝑏) 2 2 (𝑎+𝑏) 2 , 𝑆 ∆ 𝑆𝑆 𝑆 ∆ ∆ 𝑆 ∆ = 1 2 1 1 2 2 1 2 𝑎𝑎𝑏𝑏
𝑆 ∎ 𝑆𝑆 𝑆 ∎ ∎ 𝑆 ∎ =4∙ 𝑆 ∆ 𝑆𝑆 𝑆 ∆ ∆ 𝑆 ∆ 𝐴𝐴𝐵𝐵𝐶𝐶+ 𝑆 ∎ 𝑆𝑆 𝑆 ∎ ∎ 𝑆 ∎ 𝐴𝐴𝐵𝐵𝐻𝐻𝐷𝐷
H
D
𝑆 ∎ 𝑆𝑆 𝑆 ∎ ∎ 𝑆 ∎ =4∙ 1 2 1 1 2 2 1 2 𝑎𝑎𝑏𝑏+ 𝑐 2 𝑐𝑐 𝑐 2 2 𝑐 2 =2ab+ 𝑐 2 𝑐𝑐 𝑐 2 2 𝑐 2
(𝑎+𝑏) 2 =2𝑎𝑏+ 𝑐 2
𝑐 2 𝑐𝑐 𝑐 2 2 𝑐 2 = 𝑎 2 𝑎𝑎 𝑎 2 2 𝑎 2 + 𝑏 2 𝑏𝑏 𝑏 2 2 𝑏 2
Из истории теоремы Пифагора
В некоторых древнегреческих источниках описывается радость Пифагора, когда ему удалось доказать теорему. В честь такого события он приказал принести жертву богам в виде сотни быков и устроил пир.
Считается, что в трактате «Начала», созданном Евклидом, автор приводит доказательство теоремы, автором которого и был великий греческий математик. Как бы то ни было, но первым, кто сформулировал теорему, все-таки был не Пифагор. Древние жители долины Нила во времена правления фараона Аменемхета I знали равенство 𝟑 𝟐 + 𝟒 𝟐 = 𝟓 𝟐 . Предполагается, что с помощью треугольников со сторонами 3, 4 и 5 египетские «натягиватели веревок» выстраивали прямые углы.
Вернёмся к задаче…
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты.
Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
12 м
5 м
𝑎𝑎=12 м, b=5 м, с= ?
𝑎 2 𝑎𝑎 𝑎 2 2 𝑎 2 + 𝑏 2 𝑏𝑏 𝑏 2 2 𝑏 2 = 𝑐 2 𝑐𝑐 𝑐 2 2 𝑐 2
12 2 12 12 2 2 12 2 + 5 2 5 5 2 2 5 2 = с 2 с с 2 2 с 2
144+25=169
с 2 с с 2 2 с 2 =169
с=13
13∙4=52
52>50, следовательно 50 м троса не хватит для крепления мачты
1. Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам: а = 8, в = 6.
а = 8, в = 6, с = ?
Применим теорему Пифагора, т.к. ∆ − прямоугольный и известны 2 катета
𝑎 2 𝑎𝑎 𝑎 2 2 𝑎 2 + 𝑏 2 𝑏𝑏 𝑏 2 2 𝑏 2 = 𝑐 2 𝑐𝑐 𝑐 2 2 𝑐 2
8 2 8 8 2 2 8 2 + 6 2 6 6 2 2 6 2 = 𝑐 2 𝑐𝑐 𝑐 2 2 𝑐 2
64+36= с 2 с с 2 2 с 2
с 2 с с 2 2 с 2 =100,
с=10
Ответ: 10.
a
b
c
2. В прямоугольном треугольнике найдите катет в, если с = 13, а = 12.
а = 12, в = ? , с = 13
По теореме Пифагора:
𝑎 2 𝑎𝑎 𝑎 2 2 𝑎 2 + 𝑏 2 𝑏𝑏 𝑏 2 2 𝑏 2 = 𝑐 2 𝑐𝑐 𝑐 2 2 𝑐 2
12 2 12 12 2 2 12 2 + 𝑏 2 𝑏𝑏 𝑏 2 2 𝑏 2 = 13 2 13 13 2 2 13 2
144+ 𝑏 2 𝑏𝑏 𝑏 2 2 𝑏 2 =169
𝑏 2 𝑏𝑏 𝑏 2 2 𝑏 2 =169−144
𝑏 2 𝑏𝑏 𝑏 2 2 𝑏 2 =25,
𝑏𝑏=5.
Ответ: 5.
a
b
c
3. Лестницу длиной 3 м прислонили к дереву. На какой высоте (в метрах) находится верхний её конец, если нижний конец отстоит от ствола дерева на 1,8 м?
Применим теорему
Пифагора:
𝑎 2 𝑎𝑎 𝑎 2 2 𝑎 2 + 𝑏 2 𝑏𝑏 𝑏 2 2 𝑏 2 = 𝑐 2 𝑐𝑐 𝑐 2 2 𝑐 2
3 2 3 3 2 2 3 2 − 1,8 2 1,8 1,8 2 2 1,8 2 = 𝑏 2 𝑏𝑏 𝑏 2 2 𝑏 2
9−3,24=5,76 м
𝑏=2, 4 м
Шляпа информации. Итак, на тебе белая шляпа, теперь тебя интересуют ТОЛЬКО ФАКТЫ! –Что ты уже знаешь?
Шляпа осторожности. Итак, на тебе чёрная шляпа, теперь ты ВОРЧУН-ПЕССИМИСТ, ты всё критикуешь! Что тебе не понравилось?
Шляпа оптимизма. Итак, на тебе жёлтая шляпа, теперь ты обаятельный ОПТИМИСТ, ты всем доволен! Что тебе понравилось больше всего?
Шляпа творчества. Итак, на тебе зелёная шляпа, ты невероятно творческий человек, ты ФАНТАЗЁР! Как можно ещё применять полученные знания?
Шляпа мудрости. Итак, на тебе синяя шляпа, ты размышляешь о пользе, которую несут новые знания, ты - МУДРЕЦ! Чего ты достиг?
Шляпа эмоций. Итак, на тебе красная шляпа, ты не думаешь, ты чувствуешь, тебя переполняют ЭМОЦИИ! Что ты чувствуешь: радость, страх, угрозу, восхищение?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.