Презентацию подготовила
Саввова И.Ф., учитель-логопед
1
Формирование
грамматического строя речи
у детей с моторной алалией
Вся грамматика отрабатывается по следующей схеме:
каждую категорию отрабатываем на уровне словосочетания, а затем готовую конструкцию вводим в отработанную модель.
! Таким образом, структурирование
(составление) фразы идет с опережением по отношению к грамматике.
Первый год обучения:
Число существительных:
Существительные с окончаниями «-и, -ы» во множественном числе без перехода ударения ( ваза- вазы), а затем с переходом ударения ( коза- козы).
Затем отрабатываются слова с окончаниями во множественном числе на «-а,-я» сначала без перехода ударения (платье - платья), затем с переходом ударения (окно - окна).
Число глаголов:
Работа по образованием множественного числа глаголов с окончаниями «-ат,-ят» (сидит- сидят, лежит - лежат)
Работа над образованием множественного числа глаголов с окончаниями «- ут, - ют» (бегут, несут, поют). И только потом проводится дифференциация глаголов единственного и множественного числа.
Число притяжательных местоимений:
Притяжательное местоимение «мой» (м.р., ед.ч) противопоставляем мест. «мои» .
А)Существительные мужского рода согласуются с притяжательными местоимениями «мой» ( мой глаз, мой мяч и т.д.). Закрепляется этот навык примерно на 30-60 словах.
Б)Затем эти же существительные
берем во множественном числе
с местоимением
«мои» (мои глаза, мои мячи).
В) Сопоставляем словосочетания
«мой мяч- мои мячи».
Отрабатываются словосочетания : прилагательные + существительные ед. числа жен. рода (теплая кофта, теплая шуба и т.д.) или муж. рода (теплый шарф, теплый носок), затем эти же словосочетания во множ. числе, и только потом соотносим ед. и мн. число:
теплая кофта- теплые кофты.
Отрабатываются падежные конструкции, т.е. словосочетания без предлогов. Нужно брать те глаголы, которые не требуют предлога!
А) продолжаем противопоставлять именительный и
винительный падежи на другом лексическом материале.
Б) Родит. падеж – в словосочетании : отрицательная частица «нет»+ существительное в ед. числе - нет цепи (-и,-ы), нет ножа (-а,-я),
затем сопоставляем
именительный и родительный
падежи: это дача- нет дачи
Второй год обучения
В)Дательный падеж. Отрабатываем словосочетания : глагол +существительное в дат. падеже :даю белке, несу собаке. Далее сопоставляем с именительным падежом: это белка - даю белке.Сначала существительные женского и мужского рода берем отдельно, а потом вместе противопоставляем их именительному падежу.
Г)Творительный падеж.
Отрабатываем словосочетания : глагол +существительное в творит. падеже : любуюсь белкой (-ой,-ей), жирафом (-ом,-ем). Далее сравниваем с именительным падежом (это кофта - любуюсь кофтой)
Число.
Продолжаем отрабатывать категорию числа существительных, глаголов и прилагательных, число притяжательных местоимений, но берем «моё -мои».
Берем предложные конструкции
!!!- Винительный падеж с предлогами в, на, под, за.
!!!- Родительный падеж с предлогами.
со значением места, где находится предмет - у, около, позади, впереди.
со значением места движения - до.
со значением: исходной точки движения - от, со, с, из
со значением отсутствия - без
со значением материала - из
для обозначения лица,
для которого совершается
действие- для
!!! Дательный падеж с предлогами к, по
!!!Творительный падеж с предлогами
- для обозначения совместности предлог с
-для обозначения места перед, над, под, между, за !!! Предложный падеж с предлогами
- для обозначения лица, предмета о котором идет речь о
- для обозначения места в, на
Род
-соотношение местоимений мужского и женского рода (моя- мой)
- соотносим словосочетания «прилагательное мужского рода + существительное» и «прилагательное женского рода + существительное»
третий год обучения
Категория рода
А) Сопоставляем мужской, средний, женский род: притяжат. местоим + сущ., прилагат+ сущ.
Б)Отрабатываем род числительных (один, два, оба, полтора),
В) Род глаголов в прошедшем времени (купил, купила).
Категория времени глагола.
Материал отрабатывается в следующей последовательности:
*глаголы настоящего времени,
*глаголы прошедшего времени,
*сопоставляем глаголы настоящего и прошедшего времени,
*затем глаголы будущего времени
*сопоставляем глаголы настоящего и будущего времени,
*сопоставляем глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Категория вида глагола
Сразу сопоставляем совершенный и несовершенный вид глагола.
1. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить "неговорящего" ребенка в болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии). "Белый ветер", 2014.2. Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Книги 1, 2, 3.3. Новикова-Иванцова Т.Н., Тексты. Методическое пособие для работы логопедов по формированию связной речи у детей с тяжелой речевой патологией. Книги 1,2.4. Долганюк Е.В. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста.5. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.6. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребенком. Формирование предложения.7. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты добукварного периода.8. Нищева Н.В. Потешки и пестушки для маленьких., а также пособие "Веселые дразнилки".9. Травкина Ж.А. Комплект практических пособий: слоговые упражнения, сложи слово, формирование слоговой структуры и др.
Рекомендуем литературу:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.