Презентация "Формирование грамматического строя речи у детей с моторной алалией"
Оценка 4.8

Презентация "Формирование грамматического строя речи у детей с моторной алалией"

Оценка 4.8
pptx
01.05.2023
Презентация "Формирование  грамматического строя речи  у детей с моторной алалией"
2.3. Формирование грамматического строя речи.pptx

Презентацию подготовила Саввова

Презентацию подготовила Саввова



Презентацию подготовила
Саввова И.Ф., учитель-логопед

1


Формирование
грамматического строя речи
у детей с моторной алалией

В русском языке существуют следующие грамматические категории: основные - число, падеж и род; + время глаголов – настоящее, прошедшее и будущее + вид глаголов- совершенный…

В русском языке существуют следующие грамматические категории: основные - число, падеж и род; + время глаголов – настоящее, прошедшее и будущее + вид глаголов- совершенный…


В русском языке существуют следующие грамматические категории:
основные - число, падеж и род;
+ время глаголов – настоящее, прошедшее и будущее
+ вид глаголов- совершенный и несовершенный

! Вся грамматика сначала формируется в пассиве (понимание), а потом переводим ее в актив(производство) .
Это закон онтогенеза!

Вся грамматика отрабатывается по следующей схеме: каждую категорию отрабатываем на уровне словосочетания, а затем готовую конструкцию вводим в отработанную модель

Вся грамматика отрабатывается по следующей схеме: каждую категорию отрабатываем на уровне словосочетания, а затем готовую конструкцию вводим в отработанную модель


Вся грамматика отрабатывается по следующей схеме:
каждую категорию отрабатываем на уровне словосочетания, а затем готовую конструкцию вводим в отработанную модель.

! Таким образом, структурирование
(составление) фразы идет с опережением по отношению к грамматике.

Категория числа 1. существительных, 2

Категория числа 1. существительных, 2



Категория числа
1. существительных,
2. глаголов настоящего времени,
3. притяжательных местоимений,
4. прилагательных.

Первый год обучения:

Число существительных: Существительные с окончаниями «-и, -ы» во множественном числе без перехода ударения ( ваза- вазы), а затем с переходом ударения ( коза- козы)

Число существительных: Существительные с окончаниями «-и, -ы» во множественном числе без перехода ударения ( ваза- вазы), а затем с переходом ударения ( коза- козы)


Число существительных:
Существительные с окончаниями «-и, -ы» во множественном числе без перехода ударения ( ваза- вазы), а затем с переходом ударения ( коза- козы).
Затем отрабатываются слова с окончаниями во множественном числе на «-а,-я» сначала без перехода ударения (платье - платья), затем с переходом ударения (окно - окна).

Число глаголов: Работа по образованием множественного числа глаголов с окончаниями «-ат,-ят» (сидит- сидят, лежит - лежат)

Число глаголов: Работа по образованием множественного числа глаголов с окончаниями «-ат,-ят» (сидит- сидят, лежит - лежат)


Число глаголов:
Работа по образованием множественного числа глаголов с окончаниями «-ат,-ят» (сидит- сидят, лежит - лежат)
Работа над образованием множественного числа глаголов с окончаниями «- ут, - ют» (бегут, несут, поют). И только потом проводится дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Число притяжательных местоимений:

Число притяжательных местоимений:


Число притяжательных местоимений:
Притяжательное местоимение «мой» (м.р., ед.ч) противопоставляем мест. «мои» .
А)Существительные мужского рода согласуются с притяжательными местоимениями «мой» ( мой глаз, мой мяч и т.д.). Закрепляется этот навык примерно на 30-60 словах.
Б)Затем эти же существительные
берем во множественном числе
с местоимением
«мои» (мои глаза, мои мячи).
В) Сопоставляем словосочетания
«мой мяч- мои мячи».

Падеж -винительный падеж без предлога - соотносим с именительным падежом

Падеж -винительный падеж без предлога - соотносим с именительным падежом


Падеж
-винительный падеж без предлога- соотносим с именительным падежом
А)Берем в словосочетании без перехода ударения, т.е. и в первом , и во втором слове ударение на первый слог или на второй слог. Н-р: вижу вазу, вижу рыбу ( на первый слог), или несу козу, несу сову( на второй слог). Примерно 30-60 словосочетаний. Глаголы: вижу, режу, мою, мажу; делю, кую, солю и т.д., но только те, которые не требуют предлога.
Б) Соотносим конструкции им. и вин. падежей: это ваза- вижу вазу; это рыба- вижу рыбу; ( следим за окончаниями)
В) Отрабатываем словосочетания глагол + существительное с переходом ударения, т.е. в первом слове ударение на первый слог, а во втором слове на второй слог( или наоборот).
Н-р: вижу козу, вижу лису; или несу вазу, делю рыбу и т.д.
Г) соотносим конструкции им. и вин. падежей: это лиса- вижу вазу; это нора- вижу нору ( следим за окончаниями)

Отрабатываются словосочетания : прилагательные + существительные ед

Отрабатываются словосочетания : прилагательные + существительные ед


Отрабатываются словосочетания : прилагательные + существительные ед. числа жен. рода (теплая кофта, теплая шуба и т.д.) или муж. рода (теплый шарф, теплый носок), затем эти же словосочетания во множ. числе, и только потом соотносим ед. и мн. число:
теплая кофта- теплые кофты.

Отрабатываются падежные конструкции , т

Отрабатываются падежные конструкции , т


Отрабатываются падежные конструкции, т.е. словосочетания без предлогов. Нужно брать те глаголы, которые не требуют предлога!
    А) продолжаем противопоставлять  именительный и
винительный падежи на другом  лексическом материале.
     Б) Родит. падеж –  в словосочетании : отрицательная частица «нет»+ существительное  в ед. числе - нет  цепи (-и,-ы), нет ножа (-а,-я)
затем сопоставляем
именительный и  родительный 
падежи: это дача- нет дачи
   

Второй год обучения




В) Дательный падеж. Отрабатываем словосочетания : глагол +существительное в дат

В) Дательный падеж. Отрабатываем словосочетания : глагол +существительное в дат

В)Дательный падеж. Отрабатываем  словосочетания : глагол +существительное  в дат. падеже :даю белке, несу собаке. Далее сопоставляем с именительным падежом: это белка - даю белке. Сначала существительные женского и мужского рода берем отдельно, а потом вместе противопоставляем их именительному падежу.
Г)Творительный падеж.
Отрабатываем словосочетания : глагол +существительное  в  творит. падеже : любуюсь белкой (-ой,-ей), жирафом (-ом,-ем). Далее сравниваем с именительным падежом (это кофта - любуюсь кофтой)

Число. Продолжаем отрабатывать категорию числа существительных, глаголов и прилагательных, число притяжательных местоимений, но берем « моё -мои »

Число. Продолжаем отрабатывать категорию числа существительных, глаголов и прилагательных, число притяжательных местоимений, но берем « моё -мои »


Число.
Продолжаем отрабатывать категорию числа существительных, глаголов и прилагательных, число притяжательных местоимений, но берем «моё -мои».

Берем предложные конструкции !!!-

Берем предложные конструкции !!!-


Берем предложные конструкции
!!!- Винительный падеж с предлогами в, на, под, за.
!!!- Родительный падеж с предлогами.
со значением места, где находится предмет - у, около, позади, впереди.
со значением места движения - до.
со значением: исходной точки движения - от, со, с, из
со значением отсутствия - без
со значением материала - из
для обозначения лица,
для которого совершается
действие- для

Дательный падеж с предлогами к, по !!!Творительный падеж с предлогами - для обозначения совместности предлог с -для обозначения места перед, над, под, между, за !!!

Дательный падеж с предлогами к, по !!!Творительный падеж с предлогами - для обозначения совместности предлог с -для обозначения места перед, над, под, между, за !!!


!!! Дательный падеж с предлогами к, по
!!!Творительный падеж с предлогами
- для обозначения совместности предлог с
-для обозначения места перед, над, под, между, за !!! Предложный падеж с предлогами
- для обозначения лица, предмета о котором идет речь о
- для обозначения места в, на

Род -соотношение местоимений мужского и женского рода (моя- мой) - соотносим словосочетания «прилагательное мужского рода + существительное» и «прилагательное женского рода + существительное»

Род -соотношение местоимений мужского и женского рода (моя- мой) - соотносим словосочетания «прилагательное мужского рода + существительное» и «прилагательное женского рода + существительное»


Род
-соотношение местоимений мужского и женского рода (моя- мой)
- соотносим словосочетания «прилагательное мужского рода + существительное» и «прилагательное женского рода + существительное»

Повторяем категорию числа во всех вариантах

Повторяем категорию числа во всех вариантах

третий год обучения

Повторяем категорию числа во всех вариантах
Категория падежа:
А)падежные конструкции
*Родительный падеж со значением принадлежности
(тетрадь Кати)
Б) предложно- падежные конструкции
*сопоставляем предлоги из разных падежей-
«в» вин. пад -«из» род. пад.
«на» вин. пад -«с,со» род. пад.
«к» дат. пад -«от» род. пад.
«перед» тв. пад -«после» род. пад.
«с кем? чем?» тв. пад -«без кого? чего?» род. пад. и т.д.
 

Категория рода А) Сопоставляем мужской, средний, женский род: притяжат

Категория рода А) Сопоставляем мужской, средний, женский род: притяжат


Категория рода
А) Сопоставляем мужской, средний, женский род: притяжат. местоим + сущ., прилагат+ сущ.

Б)Отрабатываем род числительных (один, два, оба, полтора),

В) Род глаголов в прошедшем времени (купил, купила).

Категория времени глагола.

Категория времени глагола.


Категория времени глагола.

Материал отрабатывается в следующей последовательности:
*глаголы настоящего времени,
*глаголы прошедшего времени,
*сопоставляем глаголы настоящего и прошедшего времени,
*затем глаголы будущего времени
*сопоставляем глаголы настоящего и будущего времени,
*сопоставляем глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
Категория  вида глагола
 Сразу сопоставляем совершенный и несовершенный вид глагола.
 

Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить "неговорящего" ребенка в болтуна

Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить "неговорящего" ребенка в болтуна

1. Башинская Т.В., Пятница Т.В. Как превратить "неговорящего" ребенка в болтуна. (Из опыта преодоления моторной алалии). "Белый ветер", 2014. 2. Новикова-Иванцова Т.Н. От слова к фразе. Книги 1, 2, 3. 3. Новикова-Иванцова Т.Н., Тексты. Методическое пособие для работы логопедов по формированию связной речи у детей с тяжелой речевой патологией. Книги 1,2. 4. Долганюк Е.В. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. 5. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. 6. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты работы с неговорящим ребенком. Формирование предложения. 7. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты добукварного периода. 8. Нищева Н.В. Потешки и пестушки для маленьких., а также пособие "Веселые дразнилки". 9. Травкина Ж.А. Комплект практических пособий: слоговые упражнения, сложи слово, формирование слоговой структуры и др.

Рекомендуем литературу:

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2023