Презентация "Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников"

  • Научно-исследовательская работа
  • ppt
  • 25.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к выступлению по теме "Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников"
Иконка файла материала Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников.ppt

Выполнила: Зелич Нина Витальевна Научный руководитель: Башкина Любовь Ивановна

Формирование культуроведческой компетенции при обучении русскому языку младших школьников

Цель - выявить методы и приёмы формирования культуроведческой компетенции младших школьников в процессе обучения русскому языку младших школьников.

Задачи: - проанализировать психолого-педагогическую и лингво-методическую литературу по проблеме нашего исследования; - изучить педагогический опыт по формированию культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка; - выявить и апробировать на практике приемы и методы формирования культуроведческой компетенции младших школьников.

- русский язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к ее разнообразным богатствам; - владеть языком как средством общения - это значит владеть культурой речи, что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры; - изучать родной язык – это значит изучать русскую национальную культуру.

Культуроведческая компетенция предполагает понимание следующих основополагающих моментов:

Основные условия формирования культуроведческой компетенции:

- использование языкового межпредметного материала, а значит реализация межпредметных связей; - проведение интегрированных уроков; - работа с культуроведческим текстом.

«Картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

1. Сообщение учителя.

Основные приемы создания культуроведческого фона на уроке:

Портрет сына (1902)

Девочка на фоне персидского ковра (1886)

Пан (1899)

Основные приемы создания культуроведческого фона на уроке:

2. Комментарии по ходу урока.

Балет
Опера
Либретто
Искусствовед

Основные приемы создания культуроведческого фона на уроке:

3. Подготовленные выступления учащихся.

Основные приемы создания культуроведческого фона на уроке:

4. Использование средств наглядности.

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С. Пушкина

Основные приемы создания культуроведческого фона на уроке: 5. Работа с культуроведческим текстом.

Тематический словарик на тему картина М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

1. На картине М. Врубеля изображена Царевна-Лебедь.
2. Она изображена на фоне сумерек.
3. Настроение картины тревожное.
4. Взгляд волшебницы загадочный, томный, а жест как бы призывает к молчанию.
5. Ее лицо очень красивое - с огромными, как синие озера, глазами.
6. Оперение царевны волшебно-мерцающее, дымчатое, отливающее розовым светом.
7. Кокошник ее украшен драгоценностями, а на руках блистают перстни.

тревожное изображает
драгоценности волшебно-мерцающие
сгущаются оперение
багряный не обещает
кокошник томный (грустный)
блистают волшебница
прощальный неписаная
дымчато-розовое

Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка будет успешнее, если: - в качестве основной дидактической единицы при обучении русскому языку использовать текст; - устанавливать межпредметные связи с литературой, музыкой, изобразительным искусством; - включать учащихся в активный процесс речевого творчества.

Спасибо за внимание!