Задачи: - проанализировать психолого-педагогическую и лингво-методическую литературу по проблеме нашего исследования;- изучить педагогический опыт по формированию культуроведческой компетенции младших школьников на уроках русского языка;- выявить и апробировать на практике приемы и методы формирования культуроведческой компетенции младших школьников.
- русский язык является основой национальной культуры и важнейшим средством приобщения к ее разнообразным богатствам; - владеть языком как средством общения - это значит владеть культурой речи, что должно создавать речевую среду как основу приобщения к культуре, как основу сохранения культуры;- изучать родной язык – это значит изучать русскую национальную культуру.
Культуроведческая компетенция предполагает понимание следующих основополагающих моментов:
Основные условия формирования культуроведческой компетенции:
- использование языкового межпредметного материала, а значит реализация межпредметных связей; - проведение интегрированных уроков; - работа с культуроведческим текстом.
1. На картине М. Врубеля изображена Царевна-Лебедь.
2. Она изображена на фоне сумерек.
3. Настроение картины тревожное.
4. Взгляд волшебницы загадочный, томный, а жест как бы призывает к молчанию.
5. Ее лицо очень красивое - с огромными, как синие озера, глазами.
6. Оперение царевны волшебно-мерцающее, дымчатое, отливающее розовым светом.
7. Кокошник ее украшен драгоценностями, а на руках блистают перстни.
тревожное изображает
драгоценности волшебно-мерцающие
сгущаются оперение
багряный не обещает
кокошник томный (грустный)
блистают волшебница
прощальный неписаная
дымчато-розовое
Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка будет успешнее, если:- в качестве основной дидактической единицы при обучении русскому языку использовать текст;- устанавливать межпредметные связи с литературой, музыкой, изобразительным искусством;- включать учащихся в активный процесс речевого творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.