Презентация "Формирование УУД на уроках математики"
Оценка 4.7

Презентация "Формирование УУД на уроках математики"

Оценка 4.7
pptx
11.04.2021
Презентация "Формирование УУД на уроках математики"
формирование ууд на уроках математики.pptx

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ

О.Н.Снегирева, учитель математики

«Учитель должен научить учиться»

Учебная ситуация ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация

Учебная ситуация ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация

Учебная ситуация

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация.
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих

Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие

Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность

Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества

Регулятивные УУД К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и…

Регулятивные УУД К регулятивным универсальным учебным действиям относятся: • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и…

Регулятивные УУД

 К регулятивным универсальным учебным действиям  относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Фрагмент урока «открытия» новых знаний из главы «Обыкновенные дроби» на тему «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Фрагмент урока «открытия» новых знаний из главы «Обыкновенные дроби» на тему «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

1. Фрагмент урока «открытия» новых знаний из главы «Обыкновенные дроби» на тему «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Выявление места и причины затруднения
 

На тарелке лежало 17 конфет. Паша взял 2 конфеты. Какую часть конфет взял Паша?
Гоша взял 3 конфеты. Какую часть взял Гоша?
Сколько всего конфет взяли воронята? Какую часть всех конфет они взяли всего? Что для этого нужно сделать?
А какую часть конфет составляют все конфеты?
Какая часть конфет осталась?

сложить дроби, вычесть

2. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Что мы должны научиться делать?
- Значит перед нами стоят задачи:
 
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь?

складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями
научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

3. Реализация проекта.
 

-Ребята, сколько конфет всего? Как выполнить сложение дробей Вспомним что показывает числитель? Значит Паша взял 2 конфеты, а Гоша – 3. Всего сколько конфет взяли? Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание.
- А теперь давайте сформулируем правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. (говорят).
- Давайте откроем учебник на странице 118 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!
(слайд, на котором буквенная запись сложения и вычитания)
- Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь

 
 
 
 
 
 
 Формулируют правила, проверяют текст правила.
𝑐 𝑐 𝑐𝑐 𝑐 𝑐 𝑐𝑐 𝑐 𝑐 =1
  а с а а с с а с − 𝑏 𝑐 𝑏𝑏 𝑏 𝑐 𝑐𝑐 𝑏 𝑐 = 𝑎−𝑏 𝑐 𝑎𝑎−𝑏𝑏 𝑎−𝑏 𝑐 𝑐𝑐 𝑎−𝑏 𝑐
 
  а с а а с с а с + 𝑏 𝑐 𝑏𝑏 𝑏 𝑐 𝑐𝑐 𝑏 𝑐 = 𝑎+𝑏 𝑐 𝑎𝑎+𝑏𝑏 𝑎+𝑏 𝑐 𝑐𝑐 𝑎+𝑏 𝑐

Фрагмент урока отработки умений и рефлексии на тему «Уравнения»

Фрагмент урока отработки умений и рефлексии на тему «Уравнения»

2. Фрагмент урока отработки умений и рефлексии на тему «Уравнения».

Деятельность учителя

Учебные задания

Деятельность учащихся

Предлагает вспомнить определение уравнения, алгоритм решения уравнений и алгоритм нахождения неизвестных компонентов арифметических действий,

 
 
 
 
 
 

1. Назовите выражения, которые являются уравнениями:
а) 15 ׃ 3 – 2
б) 4 · x – 9
в) 2 · x = 28
г) 8 · x – 1 =5 · x – 5
д) 156 – (z + 60) = 76
е) 454 + y = 200
2. Записаны уравнения с ошибкой. Найди ошибку в решении уравнения.
а) х + 14 =25
х = 25- 14
х = 10
 б) 34 – у = 17
у = 34 + 17
у = 51
в) z - 18 = 25
z = 25 – 18
z = 7
 

 
Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры, осознают уровень и качество усвоения результата
 
 
 
 
 
 
 

 
Предлагает определить уровень усвоения и качество результата с помощью разгадывания кроссворда

 
Кроссворд
 

 
 
 
 
 
 

Познавательные УУД (общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)

Познавательные УУД (общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)

Познавательные УУД (общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)

К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
        Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
 

Познавательные УУД Логическими универсальными действиями являются: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе…

Познавательные УУД Логическими универсальными действиями являются: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез — составление целого из частей, в том числе…

Познавательные УУД

Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем  входят следующие:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Фрагмент урока на тему «Углы.

Фрагмент урока на тему «Углы.

1. Фрагмент урока на тему «Углы. Измерение углов».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сегодня мы будем не только читать имена углов, но и научимся их измерять.
Какие вы знаете измерительные приборы и что ими можно измерять?
Я начинаю предложение, вы продолжаете, придумывая аналогичное предложение.
1. Спидометром измеряют скорость.
2. Линейкой измеряют длину.
3.Термометром измеряют температуру….
4….( придумывают дети)
Я даю вам модели углов, каждому ряду один угол. ( Углы прикреплены скотчем к доске, углы равны по градусной мере, длины сторон различны. Для наглядности углы сделаны из картона разного цвета. Детей это сбивает с толку.)
Вы должны их измерить, применив какой-нибудь прибор для измерения. ( На столе несколько приборов: линейка, линейка без делений, штангенциркуль, весы, динамометр, и т.д.)
Обсудите, как это можно сделать. Пока мы думаем над тем, как измерить углы, работают наши «эксперты». Они должны в книгах найти информацию об углах и их измерении.

Сравним наши углы. Углы накладываем друг на друга и видим, что они равны.

 
 
 
 
 
 
 

 
Один ученик от ряда попробует измерить свой угол. Измерения записать.
 
Дети берут энциклопедии и справочники.
( Приготовить заранее.)
Дети по очереди подходят и измеряют, как могут. Измерения записывают. Каждый берёт тот прибор, которым, по его мнению, можно измерить угол. Кто-то взвешивает, кто-то измеряет стороны линейкой и записывает длины отрезков. У всех разные записи.
 

 
Почему же получились разные записи?
Послушаем экспертов.
 
 
Что такое транспортир?
Для измерения углов применяют транспортир. Рассмотрите прибор и расскажите, что вы видите.
 
 
Измерьте углы.
Попробуйте сформулировать алгоритм измерения углов.

 
Наверное мы что-то не так делали.
В древнем Египте египтяне были очень продвинутыми и умными людьми. Самым почитаемым у них было Солнце. Египтяне вели постоянные наблюдения за светилом. Угол, образованный линией горизонта и диском Солнца на восходе они назвали 1 градус и заметили, что солнечный диск помещается на небосводе 180 раз. Они же и придумали прибор для измерения углов - транспортир.
Шкала транспортира расположена на полуокружностях.
По внешней полуокружности отсчёт идёт по часовой стрелке, начало отсчёта слева.
По внутренней полуокружности отсчёт идёт против часовой стрелки, начало отсчёта справа.
Центр этих полуокружностей отмечен на транспортире чёрточкой
Правило измерения углов.
1. Совмести вершину угла и центр полуокружности.
2. Совмести сторону угла с нулевой отметкой на транспортире.
3. Начинай отсчёт с нулевой отметки, лежащей на стороне угла.

Фрагмент урока отработки умений и рефлексии из раздела «Натуральные числа» на тему: «Решение задач с помощью уравнения»

Фрагмент урока отработки умений и рефлексии из раздела «Натуральные числа» на тему: «Решение задач с помощью уравнения»

Фрагмент урока отработки умений и рефлексии из раздела «Натуральные числа» на тему: «Решение задач с помощью уравнения»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Читает текст двух задач
а) Я задумал число. Если его разделить на 4, а потом от частного отнять 2, то получится 7. Какое число я задумал?
б) 40 кг белил разлили в несколько банок, а потом в каждую банку добавили 2кг красной краски. В каждой банке оказалось 7кг краски. Сколько было банок?
- Что общего в этих задачах?
- Сколько этапов решения содержит подобная задача ? Назовите их.
 
 
 
 
 
 
- Вызывает к доске ученика и помогает записать таблицу к задаче (а)
- Задает вопросы по ходу решения уравнения.

-Слушают.
 
 
 
 
 
 
-Есть неизвестный компонент.
- 5этапов
1-краткая запись в виде таблицы или схемы;
2 -составление уравнения;
3-решение уравнения;
4-толкование полученного результата;
5- ответ.
-Выполняют решение.

Задумал число

Действия с числом

Результат

x

: 4
- 2

Х: 4 – 2
или 7
x : 4 – 2 = 7; x : 4 = 7 +2; x : 4 = 9; x = 9 ∙ 4; 36 задуманное число. Ответ: 36.

Коммуникативные УУД К коммуникативным действиям относятся : • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов…

Коммуникативные УУД К коммуникативным действиям относятся : • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов…

Коммуникативные УУД

К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Фрагмент урока отработки умений и рефлексии из раздела «Геометрические тела» на тему «Прямоугольный параллелепипед»

Фрагмент урока отработки умений и рефлексии из раздела «Геометрические тела» на тему «Прямоугольный параллелепипед»

1. Фрагмент урока отработки умений и рефлексии из раздела «Геометрические тела» на тему «Прямоугольный параллелепипед»

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вы решили помочь папе делать ремонт, поклеить новые обои в комнате.
Что для этого вам нужно знать?
 
 
Вы измерили и выяснили, что:
– ширина комнаты равна 4 м; длина комнаты 7м, а высота 3м, площадь окон и дверей составляет 9 м2, в 1 рулоне 10 м2 обоев
Перед решением ответьте письменно на следующие вопросы:
Какой формы комната?
Какой формы стены в комнате?
Чему равна площадь
прямоугольника?__________________________
Следовательно, чему будет равна площадь оклеиваемых стен?
Составьте выражение: _______________________________________
Сколько квадратных метров обоев требуется для оклейки комнаты? Сколько рулонов обоев надо для этого купить?

Надо узнать:
Сколько рулонов обоев нужно купить?
Сколько обоев в каждом рулоне?
А для этого надо найти площадь поверхности оклеиваемых стен.
 
 
Прямоугольный параллелепипед
Прямоугольник
Произведение длины и ширины
 
((3*7)+ (3*4))*2)- 9= 57 м2
6 рулонов

Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

 

 
 

УУД

Приемы и методы формирования УУД

Регулятивные

– метод проектов
– приемы целеполагания
- приемы работы с текстом: создание алгоритмов действий
постановка вопросов по теме и выход на задачи

Познавательные

проблемная ситуация, дидактические игры
Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете»
логические цепочки
Таблицы, Работа в группах, Зигзаг
Приемы проведения рефлексии




Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)

УУД

Приемы и методы формирования УУД

Коммуникативные


Личностные

Диалоговое взаимодействие
Конференция
Технология сотрудничества
мозговой штурм

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Скачать файл