Учебная ситуация
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация.
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.
Универсальные учебные действия
Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих
Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества
Регулятивные УУД
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
1. Фрагмент урока «открытия» новых знаний из главы «Обыкновенные дроби» на тему «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Выявление места и причины затруднения | На тарелке лежало 17 конфет. Паша взял 2 конфеты. Какую часть конфет взял Паша? | сложить дроби, вычесть |
2. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Что мы должны научиться делать? | складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями |
3. Реализация проекта. | -Ребята, сколько конфет всего? Как выполнить сложение дробей Вспомним что показывает числитель? Значит Паша взял 2 конфеты, а Гоша – 3. Всего сколько конфет взяли? Выполним сложение. А сколько осталось? Как можно узнать? Выполним вычитание. | |
2. Фрагмент урока отработки умений и рефлексии на тему «Уравнения».
Деятельность учителя | Учебные задания | Деятельность учащихся |
Предлагает вспомнить определение уравнения, алгоритм решения уравнений и алгоритм нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, | 1. Назовите выражения, которые являются уравнениями: | |
| | |
Познавательные УУД (общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы)
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Познавательные УУД
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
1. Фрагмент урока на тему «Углы. Измерение углов».
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Сегодня мы будем не только читать имена углов, но и научимся их измерять. | |
| |
Фрагмент урока отработки умений и рефлексии из раздела «Натуральные числа» на тему: «Решение задач с помощью уравнения»
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
-Читает текст двух задач | -Слушают. | |
Задумал число | Действия с числом | Результат |
x | : 4 | Х: 4 – 2 |
Коммуникативные УУД
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
1. Фрагмент урока отработки умений и рефлексии из раздела «Геометрические тела» на тему «Прямоугольный параллелепипед»
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Вы решили помочь папе делать ремонт, поклеить новые обои в комнате. | Надо узнать: |
Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)
УУД | Приемы и методы формирования УУД |
Регулятивные | – метод проектов |
Познавательные | проблемная ситуация, дидактические игры |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.