Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных теме защитников Родины
1.Былины о русских богатырях.
2.Русские народные солдатские песни.
3.С.С. Прокофьев опера “Война и мир”.
4.Песни о полководцах воинах Отечественной войны 1812 год.
5.Д.Д. Шостакович “Симфония №7”
6.Петровские канты.
На уроке мы:
• вспомним героические образы произведений М.И. Глинки, А.П.Бородина, С.С.Прокофьева;
• послушаем, как по-разному эти композиторы смогли выразить героические образы в своих музыкальных произведениях;
• рассмотрим, какие музыкально-выразительные средства использовали композиторы для раскрытия музыкальных образов;
• выполним сравнительный анализ средств художественной выразительности,
• рассмотрим картины русских художников. (Галерея героических образов)
На уроке мы:
• вспомним героические образы произведений М.И. Глинки, А.П.Бородина, С.С.Прокофьева;
• послушаем, как по-разному эти композиторы смогли выразить героические образы в своих музыкальных произведениях;
• рассмотрим, какие музыкально-выразительные средства использовали композиторы для раскрытия музыкальных образов;
• выполним сравнительный анализ средств художественной выразительности,
• рассмотрим картины русских художников. (Галерея героических образов)
Как вы думаете,есть ли необходимость вспоминать о героическом прошлом нашей Родины Изучать героическую музыку?
Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории и услышим эти истории в музыке
Групповая работа
Задание: рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении:
Иван Сусанин, ему посвящена одноименная опера М.И.Глинки « Иван Сусанин»
Князь Игорь, ему посвящена одноименная опера А.П.Бородина « Князь Игорь»
Александр Невский, ему посвящена кантата С.С.Прокофьева « Александр Невский»
Словарная работа
Опера- это музыкальный спектакль, где действующие лица поют под сопровождении оркестра
В опере образ Ивана Сусанина наиболее ярко раскрывается в его заключительной арии «Ты взойдешь, моя заря!»
Ария - сольный номер в опере для одного героя, музыкальный портрет героя.
Сурово молчит заснеженный лес, как молитва звучит прощальная ария Сусанина. Сусанин, предчувствуя гибель, вспоминает детей и мысленно прощается с ними.
Какие чувства и черты характера Сусанина передает его ария?
Мужество, героизм, самопожертвование во имя спасения Отечества.
Чтобы передать слушателям свои чувства, переживания, описать персонажа
композитор использует выразительные средства. А какие выразительные средства использует композитор?
(Ритм, лад, темп, динамику)
Выразительные средства музыки | Ария князя Игоря | Характерные черты героической музыки |
Темп |
| |
Динамика | ||
Ритм | ||
Лад |
Выразительные средства музыки | Ария князя Игоря | Характерные черты героической музыки |
Темп | медленный | героическая, мужественная, лирическая |
Динамика | тихая | |
Ритм | Ровный, сменяющийся пульсирующим | |
Лад | минор |
Словарная работа
Кантата - крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра.
Композитор С.С.Прокофьев воплотил образ русских воинов в хоровых эпизодах. Хор «Вставайте, люди русские» - это колокольный набат, призыв всех русских людей встать на защиту своей Родины.
Выразительные | Кантата С. С.Прокофьева | Характерные черты |
Темп |
| |
Динамика | ||
Ритм | ||
Лад |
Выразительные | Кантата С. С.Прокофьева | Характерные черты |
Темп | энергичный | Мужественная, решительная, лирическая, народно-песенная. |
Динамика | громкая | |
Ритм | маршевый | |
Лад | мажорный |
Самостоятельная работа:
1.Только полководцы могли быть защитниками Родины?
2. В чем вы видите современность темы защиты Отечества?
3. Определите характеристику звучания произведения
4 части кантаты С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»
4. Что такое кантата?
5.Вы послушали :
а) арию И. Сусанина « Ты взойдешь моя заря» из оперы М.М Глинки;
б) арию «Князя Игоря» А. П. Бородина.
Сравните их, по каким особенностям вы это определили.
Критерии оценивания | ||||
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос |
1б |
Самостоятельная работа Ответы:
1.Нет, например русский крестьянин Иван Сусанин. В опере «Иван Сусанин» композитор М.И. Глинка показывает нам героический подвиг простого крестьянина.
2. Тема защиты Отечества во все времена была, есть и будет актуальной, а значит и современной.
3. В повторяющихся энергичных интонаций слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.
4. Кантата - крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра.
Вопрос
М.И.Глинка
Скорбное
настроение,
музыка
строгая
сдержанная
Сходство эмоционально- образного
строя
5.Вы послушали:
- арию И. Сусанина из оперы М.М Глинки;
- арию «Князя Игоря» А. П. Бородина.
Сравните их, по каким особенностям вы это определили.
А.П.Бородин
Настроение сосредоточенного раздумья, музыка
драматичная
напряженная
Сравнительный анализ средств художественной выразительности
Музыкальное произведение | Живописное полотно |
А.П.Бородин | Владимир Серов. Въезд Александра Невского во Псков |
Мелодия широкая, уверенная, распевная | Линии вертикальные |
Тембр голоса баритон | Цвет темный, но с большими яркими золотыми пятнами |
Лад минорный | Колорит праздничный |
Ритм пульсирующий | Чередование |
В сложной трехчастной форме (АВА) с речитативным вступлением и заключением | Композиция- А.Невский в центре, справа от него ликующий русский народ, слева плененные, унылые тевтонцы. |
5.Скульптор Иосиф Иванович Козловский
архитектор Петр Семенович Бутенко
Памятник Александру Невскому
и его дружине под Псковом
Скульптурный монумент увековечил подвиг Александра Невского и русских воинов, разгромивших тевтонских рыцарей на Чудском озере в 1242 году и остановивших Крестовый поход на Русь.
6. Виктор Михайлович Васнецов. Баян
«Баян» - былинный одноименный герой, которого в свое время считали символом умелого рассказчика народных сказок и былин.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях?
Приведите примеры таких песен и докажите.
А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?
Сегодня мы продолжаем разучивать песню, которая соответствует теме нашего урока « Генерал» Сергея Ярушина (слова и музыка)
« Генерал» Сергея Ярушина (слова и музыка)
Вспоминал боевой генерал, | Припев. Он немало дорог прошагал, | 2.А потом был приказ «на Восток», |
Цель урока: выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке.
На уроке мы:
• вспомним героические образы произведений М.И. Глинки, А.П.Бородина, С.С.Прокофьева;
• послушаем, как по-разному эти композиторы смогли выразить героические образы в своих музыкальных произведениях;
• рассмотрим, какие музыкально-выразительные средства использовали композиторы для раскрытия музыкальных образов;
• выполним сравнительный анализ средств художественной выразительности,
• рассмотрим картины русских художников. (Галерея героических образов)
Итог урока. Рефлексия
Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке? Какие патриотические чувства вы испытываете, слушая эти произведения?
(любовь к Отечеству, гордость за подвиги героев, стремление защищать Родину).
Вывод.
Русские композиторы – настоящие патриоты Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, учат любить и защищать свою Родину и всегда помнить своих героев
Домашнее задание
Найти в Интернете информацию о произведениях искусства, раскрывающих героическую тему; провести сравнительный анализ средств художественной выразительности подобранного музыкального произведения и одного из живописных полотен (мелодия — линия; лад — колорит; ритм — ритм; тембр — цвет; форма — композиция).
Музыкальное произведение | Живописное полотно |
мелодия | линия |
лад | колорит |
ритм | ритм |
тембр | цвет |
форма | композиция |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.