Презентация "Героическая тема в русской музыке"
Оценка 4.8

Презентация "Героическая тема в русской музыке"

Оценка 4.8
pptx
11.06.2024
Презентация "Героическая тема в русской музыке"
Презентация к уроку - 'Героическая тема в музыке'.pptx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Суворовская средняя школа имени Д. А. Саруханова»
Сакского района Республики Крым

Тема урока:

« Героическая тема в русской музыке»
7 класс

Александр Невский Павел Корин.

Александр Невский Павел Корин.










Александр Невский
Павел Корин.






Подвиг Ивана Сусанина
Алексей Баранов










Князь Игорь
Константин Васильев

Эпиграф урока: «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат».

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)


Александр Порфирьевич Бородин
(1833-1887)
Русский ученый –химик,
Композитор
Знаменитые музыкальные произведения:
Опера « Князь Игорь»
Симфония №2 « Богатырская», инструментальные произведения, романсы.

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

Словарь эмоционально-образного содержания музыки

Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных теме защитников

Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных теме защитников

Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных теме защитников Родины
1.Былины о русских богатырях.
2.Русские народные солдатские песни.
3.С.С. Прокофьев опера “Война и мир”.
4.Песни о полководцах воинах Отечественной войны 1812 год.
5.Д.Д. Шостакович “Симфония №7”
6.Петровские канты.

Тема урока: Цель урока: выяснить, как героическое прошлое

Тема урока: Цель урока: выяснить, как героическое прошлое

Тема урока:


Цель урока:

выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке.

« Героическая тема в русской музыке»

На уроке мы: • вспомним героические образы произведений

На уроке мы: • вспомним героические образы произведений

На уроке мы:
• вспомним героические образы произведений М.И. Глинки, А.П.Бородина, С.С.Прокофьева;
• послушаем, как по-разному эти композиторы смогли выразить героические образы в своих музыкальных произведениях;
• рассмотрим, какие музыкально-выразительные средства использовали композиторы для раскрытия музыкальных образов;
• выполним сравнительный анализ средств художественной выразительности,
• рассмотрим картины русских художников. (Галерея героических образов)

На уроке мы: • вспомним героические образы произведений

На уроке мы: • вспомним героические образы произведений

На уроке мы:
• вспомним героические образы произведений М.И. Глинки, А.П.Бородина, С.С.Прокофьева;
• послушаем, как по-разному эти композиторы смогли выразить героические образы в своих музыкальных произведениях;
• рассмотрим, какие музыкально-выразительные средства использовали композиторы для раскрытия музыкальных образов;
• выполним сравнительный анализ средств художественной выразительности,
• рассмотрим картины русских художников. (Галерея героических образов)


Как вы думаете,есть ли необходимость вспоминать о героическом прошлом нашей Родины Изучать героическую музыку?
Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории и услышим эти истории в музыке

Групповая работа Задание: рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении:

Групповая работа Задание: рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении:

Групповая работа

Задание: рассказать о своем герое и его подвиге, описанном в одноименном музыкальном произведении:

Иван Сусанин, ему посвящена одноименная опера М.И.Глинки « Иван Сусанин»
Князь Игорь, ему посвящена одноименная опера А.П.Бородина « Князь Игорь»
Александр Невский, ему посвящена кантата С.С.Прокофьева « Александр Невский»

Словарная работа Опера- это музыкальный спектакль, где действующие лица поют под сопровождении оркестра

Словарная работа Опера- это музыкальный спектакль, где действующие лица поют под сопровождении оркестра

Словарная работа

Опера- это музыкальный спектакль, где действующие лица поют под сопровождении оркестра

В опере образ Ивана Сусанина наиболее ярко раскрывается в его заключительной арии «Ты взойдешь, моя заря!»

Ария - сольный номер в опере для одного героя, музыкальный портрет героя.

Сурово молчит заснеженный лес, как молитва звучит прощальная ария Сусанина. Сусанин, предчувствуя гибель, вспоминает детей и мысленно прощается с ними.
Какие чувства и черты характера Сусанина передает его ария?

Мужество, героизм, самопожертвование во имя спасения Отечества.

В эпилоге оперы звучит хор « Славься»,

В эпилоге оперы звучит хор « Славься»,

В эпилоге оперы звучит хор « Славься»,
Народ узнает о подвиге Ивана Сусанина, прославляет его и всех героев, погибших во имя спасения Отечества.

Чтобы передать слушателям свои чувства, переживания, описать персонажа композитор использует выразительные средства

Чтобы передать слушателям свои чувства, переживания, описать персонажа композитор использует выразительные средства

Чтобы передать слушателям свои чувства, переживания, описать персонажа
композитор использует выразительные средства. А какие выразительные средства использует композитор?

(Ритм, лад, темп, динамику)

Работа с таблицей

Работа с таблицей

Работа с таблицей

Ария князя Игоря – один из лучших номеров оперы

Ария князя Игоря – один из лучших номеров оперы

Ария князя Игоря – один из лучших номеров оперы. Находясь в плену, князь глубоко переживает свое поражение, его гложет чувство вины и бессилия

Выразительные средства музыки Ария князя

Выразительные средства музыки Ария князя

Выразительные средства музыки

Ария князя Игоря
(опера «Князь Игорь» А.П.Бородин)

Характерные черты героической музыки

Темп

 

Динамика

Ритм

Лад

Выразительные средства музыки

Ария князя Игоря
(опера «Князь Игорь» А.П.Бородин)

Характерные черты героической музыки

Темп

 медленный

героическая, мужественная, лирическая

Динамика

 тихая

Ритм

 Ровный, сменяющийся пульсирующим

Лад

 минор

Словарная работа Кантата - крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра

Словарная работа Кантата - крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра

Словарная работа

Кантата - крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра.



Композитор С.С.Прокофьев воплотил образ русских воинов в хоровых эпизодах. Хор «Вставайте, люди русские» - это колокольный набат, призыв всех русских людей встать на защиту своей Родины.

Выразительные средства музыки Кантата

Выразительные средства музыки Кантата

Выразительные
средства музыки

Кантата С. С.Прокофьева
(Хор «Вставайте, люди русские»

Характерные черты
героической музыки

Темп

 

Динамика

Ритм

Лад

Выразительные
средства музыки

Кантата С. С.Прокофьева
(Хор «Вставайте, люди русские»

Характерные черты
героической музыки

Темп

 энергичный

Мужественная, решительная, лирическая, народно-песенная.

Динамика

 громкая

Ритм

 маршевый

Лад

 мажорный

Самостоятельная работа: 1.Только полководцы могли быть защитниками

Самостоятельная работа: 1.Только полководцы могли быть защитниками

Самостоятельная работа:
1.Только полководцы могли быть защитниками Родины?
2. В чем вы видите современность темы защиты Отечества?
3. Определите характеристику звучания произведения
4 части кантаты С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»
4. Что такое кантата?
5.Вы послушали :
а) арию И. Сусанина « Ты взойдешь моя заря» из оперы М.М Глинки;
б) арию «Князя Игоря» А. П. Бородина.
Сравните их, по каким особенностям вы это определили.

Критерии оценивания

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

Вопрос Композиторы Характеристика звучания произведений

Вопрос Композиторы Характеристика звучания произведений



Вопрос

Композиторы

Характеристика
звучания
произведений




Ответ
на поставленный вопрос

5.Вы послушали:
-арию И. Сусанина из оперы М.М Гинки;
-арию «Князя Игоря» А. П. Бородина.
Сравните их, по каким особенностям вы это определили.

Самостоятельная работа Ответы: 1

Самостоятельная работа Ответы: 1

Самостоятельная работа Ответы:
1.Нет, например русский крестьянин Иван Сусанин. В опере «Иван Сусанин» композитор М.И. Глинка показывает нам героический подвиг простого крестьянина.
2. Тема защиты Отечества во все времена была, есть и будет актуальной, а значит и современной.
3. В повторяющихся энергичных интонаций слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.
4. Кантата - крупное музыкальное произведение торжественного характера, состоящее из нескольких частей, для хора, солистов и симфонического оркестра.

Вопрос М.И.Глинка Скорбное настроение, музыка строгая сдержанная

Вопрос М.И.Глинка Скорбное настроение, музыка строгая сдержанная



Вопрос

М.И.Глинка

Скорбное
настроение,
музыка
строгая
сдержанная






Сходство эмоционально- образного
строя

5.Вы послушали:
- арию И. Сусанина из оперы М.М Глинки;
- арию «Князя Игоря» А. П. Бородина.
Сравните их, по каким особенностям вы это определили.




А.П.Бородин

Настроение сосредоточенного раздумья, музыка
драматичная
напряженная

Физминутка. Въезд Александра Невского во

Физминутка. Въезд Александра Невского во

Физминутка.


Въезд Александра Невского во Псков
Владимир Серов

Сравнительный анализ средств художественной выразительности

Сравнительный анализ средств художественной выразительности

Сравнительный анализ средств художественной выразительности

Музыкальное произведение

Живописное полотно

А.П.Бородин
Ария Князя Игоря

Владимир Серов. Въезд Александра Невского во Псков

Мелодия

Линии

Лад

Колорит

Ритм

Тембр

Цвет

форма

Композиция

Сравнительный анализ средств художественной выразительности

Сравнительный анализ средств художественной выразительности

Сравнительный анализ средств художественной выразительности

Музыкальное произведение

Живописное полотно

А.П.Бородин
Ария Князя Игоря

Владимир Серов. Въезд Александра Невского во Псков

Мелодия широкая, уверенная, распевная

Линии вертикальные

Тембр голоса баритон
(высокий бас)

Цвет темный, но с большими яркими золотыми пятнами

Лад минорный

Колорит праздничный

Ритм пульсирующий

Чередование

В сложной трехчастной форме (АВА) с речитативным вступлением и заключением

Композиция- А.Невский в центре, справа от него ликующий русский народ, слева плененные, унылые тевтонцы.

Галерея героических образов (с

Галерея героических образов (с

Галерея героических образов (с.38-39)
Рассмотрите картины русских композиторов. С какими историческими событиями они связаны?

Скульптор Иван Петрович Мартос

Скульптор Иван Петрович Мартос



1.Скульптор Иван Петрович Мартос
Памятник гражданину
Кузьме Минину и
Князю Дмитрию Пожарскому



Скульптурный монумент, посвящённый предводителям Второго народного ополчения 1612 года, а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России.

Владимир Александрович Серов.

Владимир Александрович Серов.




2.Владимир Александрович Серов. Въезд Александра Невского в Псков. Фрагмент




Сцена победоносного входа в город князя Александра после победы над немецкими рыцарями на Чудском озере, произошедшая 5 апреля 1242 года.

Илья Сергеевич Глазунов. Два князя

Илья Сергеевич Глазунов. Два князя

3.Илья Сергеевич Глазунов.
Два князя. Фрагмент


Сюжет связан со славными мужественными страницами русской истории – вся суть русского народа, его несгибаемая мощь и сила слиты в этот глубинный образ русской земли, ее обширных, безграничных пространств и воли.

Архитектор Константи́н Андре́евич

Архитектор Константи́н Андре́евич



4. Архитектор Константи́н Андре́евич Тон Москва.
Храм Христа Спасителя



Возведен в честь победы в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном было принято императором Александром I

Скульптор Иосиф Иванович Козловский архитектор

Скульптор Иосиф Иванович Козловский архитектор

5.Скульптор Иосиф Иванович Козловский
архитектор Петр Семенович Бутенко
Памятник Александру Невскому
и его дружине под Псковом












Скульптурный монумент увековечил подвиг Александра Невского и русских воинов, разгромивших тевтонских рыцарей на Чудском озере в 1242 году и остановивших Крестовый поход на Русь.


Виктор Михайлович Васнецов. Баян «Баян» - былинный одноименный герой , которого в свое время считали символом умелого рассказчика народных сказок и былин

Виктор Михайлович Васнецов. Баян «Баян» - былинный одноименный герой , которого в свое время считали символом умелого рассказчика народных сказок и былин



6. Виктор Михайлович Васнецов. Баян




«Баян» - былинный одноименный герой, которого в свое время считали символом умелого рассказчика народных сказок и былин.

Физминутка. Упражнение «Аромат цветов»

Физминутка. Упражнение «Аромат цветов»

Физминутка.

Упражнение «Аромат цветов». 
Медленно вдыхают воздух носом, не поднимая плеч. Задержав дыхание на вершине вдоха, затем медленно выдыхают воздух

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях?

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях?

ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА

Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях?
Приведите примеры таких песен и докажите.
А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?
Сегодня мы продолжаем разучивать песню, которая соответствует теме нашего урока « Генерал» Сергея Ярушина (слова и музыка)

Генерал» Сергея Ярушина (слова и музыка)

Генерал» Сергея Ярушина (слова и музыка)

« Генерал» Сергея Ярушина (слова и музыка)

Вспоминал боевой генерал,
Как он службу свою начинал:
Лейтенант молодой, золоченый погон
И далекий в степи гарнизон.
Снова слышится «Рота, подъем!»
Марш-бросок под свинцовым дождем.
На пределе всех сил, но всегда первым был,
Беззаветно России служил.
 
 

Припев. Он немало дорог прошагал,
Он друзей боевых не бросал,
Был отважен в бою и подтянут в строю,
Генерал… генерал… генерал.

2.А потом был приказ «на Восток»,
И в засаду попал его полк.
Там за Черной горой сутки длился тот бой,
Генерал — настоящий герой.
А родным повторял он не раз:
Я солдат, а приказ есть приказ!
И к тому же еще и понятие есть —
Офицер! Офицерская честь!
 
Припев.
Вот опять разгулялась весна.
Как на солнце блестят ордена!
И как прежде в строю боевой офицер,
Есть мальчишкам с кого брать

Итог урока: Какую цель мы ставили перед собой?

Итог урока: Какую цель мы ставили перед собой?

Итог урока:
Какую цель мы ставили перед собой? Мы достигли цели? Посмотрите на план.
Все ли мы успели сделать?
Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Цель урока: выяснить, как героическое прошлое

Цель урока: выяснить, как героическое прошлое

Цель урока: выяснить, как героическое прошлое Родины находит отражение в русской музыке.

На уроке мы:
• вспомним героические образы произведений М.И. Глинки, А.П.Бородина, С.С.Прокофьева;
• послушаем, как по-разному эти композиторы смогли выразить героические образы в своих музыкальных произведениях;
• рассмотрим, какие музыкально-выразительные средства использовали композиторы для раскрытия музыкальных образов;
• выполним сравнительный анализ средств художественной выразительности,
• рассмотрим картины русских художников. (Галерея героических образов)

Итог урока. Рефлексия Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке?

Итог урока. Рефлексия Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке?

Итог урока. Рефлексия
Что объединяет музыкальные произведения, о которых мы сегодня говорили на уроке? Какие патриотические чувства вы испытываете, слушая эти произведения?
(любовь к Отечеству, гордость за подвиги героев, стремление защищать Родину).
Вывод.
Русские композиторы – настоящие патриоты Родины. Они рассказывают в своих произведениях о героическом прошлом родной земли, учат любить и защищать свою Родину и всегда помнить своих героев

Может ли каждый из вас стать героем?

Может ли каждый из вас стать героем?

Может ли каждый из вас стать героем? Что нужно для этого сделать?

Быть добрым, отзывчивым, смелым, хорошо учиться.

Домашнее задание Найти в Интернете информацию о произведениях искусства, раскрывающих героическую тему; провести сравнительный анализ средств художественной выразительности подобранного музыкального произведения и одного из живописных…

Домашнее задание Найти в Интернете информацию о произведениях искусства, раскрывающих героическую тему; провести сравнительный анализ средств художественной выразительности подобранного музыкального произведения и одного из живописных…

Домашнее задание
Найти в Интернете информацию о произведениях искусства, раскрывающих героическую тему; провести сравнительный анализ средств художественной выразительности подобранного музыкального произведения и одного из живописных полотен (мелодия — линия; лад — колорит; ритм — ритм; тембр — цвет; форма — композиция).


Музыкальное произведение

Живописное полотно

мелодия

линия

лад

колорит

ритм

ритм

тембр

цвет

форма

композиция

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2024