Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Петрова О.И. учитель-дефектолог ПМПК
Особенности коммуникативной сферы дошкольников с ЗПР
Эмоциональная незрелость ведет к эмоциональной
поверхности контактов (слабое переживание и со-
чувствие к собеседнику)
Расторможенность психических процессов ведет
к импульсивному поведению (крик, ссоры, драки)
Быстрое закрепление аффективных реакций и
повторение вне реальных конфликтов.
Актуальность развития
коммуникативных навыков
особенности
социального
окружения ребёнка
дефицит
воспитанности,
доброжелательности,
речевой культуры
период
дошкольного детства-
фундамент развития
речевых навыков
Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам игровых технологий
Задачи:
Повышение потребности общения со сверстниками и взрослыми
Развитие способности к самоконтролю
Развитие способности к эмпатии
Повышение культуры вербального и невербального взаимодействия
Обогащение запаса знаний об окружающем
Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению
«Волшебные очки»
Цель: научить быть
внимательным друг к
другу, говорить
комплименты. (перед началом игры педагог объясняет, что надев «волшебные очки», дети будут видеть в своих товарищах только хорошее, дети с большим удовольствием делятся комплиментами).
Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог
Игра «Телефон»
Имитируя диалог на заданную тему «Как пригласить друга на День рождения» или «Как договориться о встречи»
Игры-ситуации
«У тебя не получается застегнуть пуговицу, попроси товарища помочь тебе» или «Тебе хочется поиграть в игрушку, в которую играет другой ребёнок, попробуй найти выход из сложившейся ситуации»
Игры на развитие невербального общения
Дети, рассматривая сюжетные
изображения различных чувств,
подробно беседуя с педагогом,
высказывая собственное
мнение о разных эмоциях, в
дальнейшем без труда могут
показать с помощью мимики и
жестов, а также угадать эмоции
играющего.
Игры на развитие невербального общения
«Угадай, кто ты?»
Игра тренирует внимание, развивает
выразительность движений,
расширяет кругозор. (Ведущий,
надев на голову весёлый ободок с карточкой (не видя и не зная кто он) пытается догадаться, внимательно наблюдая за другими игроками, которые с помощью движений показывают Кто? или Что? он)
Анализируя опыт использования игр и упражнений из цикла «Школа юных волшебников» можно сделать вывод о том, что дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, овладевая при этом новыми для них способами общения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.