Цель
Создание условий для достижения метапредметных результатов обучения через интеграцию уроков русского языка и литературы с другими предметами.
Задачи
показать возможность интеграции уроков русского языка и литературы с другими предметами;
способствовать формированию у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных метапредметных умений;
создавать условия для устранения фрагментарности и мозаичности знаний обучающихся;
способствовать повышению уровня качества образования.
Метапредметные умения
Регулятивные
умение самостоятельно определять цели , ставить и формулировать для себя новые задачи ;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и др.
Познавательные
выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий;
умение извлекать информацию из различных источников;
умение отбирать материал по заданной теме и др.
Коммуникативные
умение составлять связное устное высказывание;
умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;
владение монологической и диалогической формой речи и др.
Русский язык + литература
В качестве иллюстративного материала можно использовать текст любого изучаемого на литературе произведения
Задания:
1. Во фразеологическом словарике найдите два-три примера крылатых выражений, которые пришли в русский язык из известных литературных произведений. Выпишите эти выражения, подумайте, в какой речевой ситуации уместно употребление каждого из них. Придумайте с ними предложения. (7 класс)
Есть еще порох в пороховницах. (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
А воз и ныне там. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»)
2. Выберите небольшой отрывок из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и охарактеризуйте признаки разговорной речи, свойственные этому фрагменту. Помогает ли речь героев понять их характер, культурный уровень, душевное состояние? Обоснуйте свою точку зрения. (8 класс)
3. Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» выпишите три предложения с составными именными сказуемыми, содержащие характеристики капитана Миронова (Василисы Егоровны, Гринева или Швабрина). Выделите в предложениях грамматические основы. (8 класс)
Русский язык, литература + история
Задания:
1. В каких школьных учебниках широко используются имена числительные и почему? Приведите соответствующие примеры из учебника истории. (6 класс)
2. Обратившись к учебнику истории, составьте небольшой список устаревших слов. Составьте предложения с ними так, чтобы между подлежащим и сказуемым необходимо было поставить тире. (5 – 6 класс).
3. Составьте три-четыре предложения, в которых бы содержалась краткая характеристика выдающихся исторических деятелей России. Употребите составное именное сказуемое со связкой был и существительным в именительном или творительном падеже. (8 класс)
4. К уроку литературы по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» подготовить сообщения об Емельяне Пугачеве и о крестьянской войне под предводительством Пугачева и её этапах, показать на карте территории, охваченные восстанием. (8 класс)
5. К уроку литературы по поэме А.С.Пушкина «Полтава» подготовить сообщение о Петре I как об исторической личности, его преобразованиях и вкладе в развитие Российского государства.
Писатель охватывает многие сферы и стороны реальной действительности, он может переносить своих действующих лиц в различные эпохи, города, страны.
Русский язык, литература + география
В текстах художественных произведений часто встречаются описания природы, в которых можно рассматривать не только средства художественной выразительности, но физико-географические явления.
Задания:
1. На уроке внеклассного чтения по романам Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» и «Таинственный остров» определите на картах местонахождение таинственного острова – последнего пристанища капитана Немо по известными координатам 35 градусов ю/ш и 150 градусов в/д. (7 – 8 класс)
2. Составление карты Мещерского края на уроках по изучению творчества К.Г.Паустовского.
3. На уроке по теме «Фразеологизмы» определить этимологию фразеологизма.
4. Из учебника географии выписать несклоняемые собственные имена существительные, обозначающие названия географических объектов (топонимы). (6 класс)
5. Показать на карте территорию употребления диалектных слов. (6 класс)
Русский язык + химия
Профильный класс: биохим
Задания:
1. Составьте краткую инструкцию для кабинета химии в публицистическом стиле, используя глаголы повелительного наклонения. (8 класс)
2. Объясните знаки препинания, составьте схему предложения. (7 – 8 класс)
Молекула – мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.
Атом – наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.
3. Ядро, протон, нейтрон, электрон что объединяет эти слова? Их морфологические признаки? Подберите однокоренные слова к слову нейтрон (нейтрализация, нейтралитет, нейтральный), каким способом они образовались? (8 класс)
4. Напишите сочинения-рассуждения на тему «Вода – источник жизни», «Для чего нужна вода» и др. (8 – 9 класс)
Русский язык + биология
Профильный класс: биохим
Задания:
1. Используя учебник биологии, приведите пример текста научного стиля речи. Охарактеризуйте языковые признаки этого стиля. (8 класс)
2. Из учебника биологии выпишите два-три предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Графически объясните постановку тире. (5 класс)
Солнце – это самая близкая к планете Земля звезда.
Тычинка – это часть цветка цветковых растений.
Цветоложе – верхняя расширенная часть цветоножки.
Банк разработок интегрированных уроков
Тема урока | Интегрируемые предметы |
Изображение Отечественной войны 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» | Литература, история, изобразительное искусство |
Мифы Древней Греции | Литература, история |
Собственные и нарицательные имена существительные | Русский язык, география |
Подготовка к написанию сочинения-миниатюры «За окном зима» | Русский язык, литературное краеведение, музыка, живопись |
Правописание корней с чередующимися гласными | Русский язык, математика |
Путешествие в Морфоляндию. «Деепричастие» | Русский язык, литература, изобразительное искусство |
Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь» | Литература, музыка, изобразтельное |
Простое осложненное предложение | Русский язык, литература |
Склонение количественных числительных | Русский язык, математика |
Диалектные слова | Русский язык, география |
Путешествие по родному городу | Русский язык, географическое и литературное краеведение |
Стихи о Великой отечественной войне | Литература, музыка, изобразительное искусство |
«Запорожская Сечь. Её нравы и обычаи» | Литература, история, география |
А.С.Пушкин «Полтава» | Литература, история |
Фразеологизмы | Русский язык, география |
Обособление причастных и деепричастных оборотов | Русский язык, литература, изобразительное искусство |
Береза – символ России | Русский язык, литература, география |
Житие протопопа Аввакума | Литература, история, МКХ |
История создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | Литература, история, география |
Емельян Пугачев: злодей или народный герой | Литература, история |
Образ Маши Мироновой | |
Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» в контексте эпохи | |
Средства художественной выразительности | Русский язык, информатика |
Публицистический стиль речи | Русский язык, химия, математика, история |
Типы речи. Текст-рассуждение | Русский язык, физика, химия |
А.С.Пушкин «Медный всадник» | Литература, история, география |
Система уроков по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» | Литература, кино, изобразительное искусство, музыка |
Страницы жизни и творчества М.Ю.Лермонтова | Литература, музыка, живопись |
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» | Литература, кино, изобразительное искусство, музыка |
Н.А.Некрасов. Русские женщины | Литература, история, литературное краеведение |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.