Историческая справка
В образовательном процессе кейс-технология используется более 100 лет, но в современной образовательной практики России продолжает считаться инновационной.
Впервые – в 1908 году в Гарвардской бизнес-школе.
Вначале распространяется в профессиональном образовании, затем–в школьном.
Терминология
Кейс (Т.С.Терновская) – конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем.
Технология кейсов – педагогическая технология с использованием практических ситуаций (кейсов). Технология соответствует принципам системно-деятельностного подхода, поэтому востребована в условиях ФГОС ООО.
Кейс-стади – форма урока с использованием кейсов.
Дидактические принципы
Индивидуальный подход (каждый будет использовать собственные возможности, дополняя и развивая суждение группы);
Вариативность (опора на разнообразный материал и способы его обработки);
Обеспечение обучающихся широким набором наглядности;
Прагматизм в обучении ( при работе с кейсом восприятие обучающегося направлено прежде всего на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы;
Активность обучения
Умение работать с информацией;
Успешность в обучении;
Проблемность, опора на конкретные задачи, возникающие в реальной практике.
Кейс - технология
Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Типология (виды и функции кейсов, примеры)
Тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов эссе);
Обучающий(овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов - история христианства);
Аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);
Исследовательский (получение нового знания относительно развивающихся объектов – исследовательский проект);
Систематизирующий (систематизация ситуационного знания – разнообразные статистические материалы , графики , таблицы)
Прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в общественной жизни, или ее отдельной сфере).
Этапы урока
Подготовительный ( учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия);
Ознакомительный – знакомство, информация (на данном этапе происходит вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, поэтому очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления);
Аналитический – обсуждение, резолюция (анализ ситуации в группе, процесс выработки решения, составляющий сущность метода, он ограничен во времени);
Итоговый – диспут, сопоставление итогов (заключительная презентация результатов аналитической работы разными группами, когда обучающиеся могут сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы).
Схема создания кейса
Определение раздела учебной программы;
Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работ над кейсом;
Определение проблемы ситуации (ситуация – жизненная, учебная или научная) и создание обобщенной модели;
Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке;
Определение источников и методов сбора информации;
Выбор техник работы с данным кейсом;
Определение желаемого результата по работе обучаемых с данным кейсом (лист оценки);
Создание заданной модели;
Апробация в процессе обучения.
Виды кейсов
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным.
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео - кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Действия учителя в кейс - технологии
создание кейса или использование уже имеющегося;
распределение обучающихся по малым группам (4-6 человек);
знакомство обучающихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
организация работы обучающихся в малых группах, определение докладчиков;
работа с кейсом;
организация презентации решений в малых группах;
организация общей дискуссии;
обобщающее выступление, анализ ситуации;
оценивание обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.