Пояснительная записка
Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным?
По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания.
Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Важной задачей для педагога является заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи.
Отличительной особенностью развивающих игр является необходимость выполнения какого-то задания, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку развивающих игр, используемых мной как на занятиях, так и в свободное от занятий время, в индивидуальной работе с детьми.
Дидактическая игра – загадки: «Кто живёт в лесу?
Цель: Систематизировать представление детей о диких животных.
Задачи:
1. Развивать память, логическое мышление, совершенствовать речь, обогащать словарь.
2. Знакомить детей с характером животных и их повадками.
3. Развивать интерес и желание детей больше узнать о мире животных.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение к животным.
Ход игры: воспитатель загадывает детям загадку и если дети правильно отвечают, показывает правильный ответ, в данной игре это картинка животного.
Кто пчелиный любит мёд, лапу кто зимой сосёт?
Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
Рыжая плутовка, хитрая, ловкая.
Хвост пушистый. Мех золотистый.
Дидактическая игра: «Чья тень?»
Цель: учить зрительно анализировать силуэты.
Задачи: развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность.
Ход игры:
Воспитатель предлагает рассмотреть силуэт животного, дети зрительно анализируют и дают ответ, если ответ правильный, по щелчку мышкой, на экране раскрывается реальная картинка животного.
Дидактическая игра: «Парные картинки».
Цель: развивать интеллектуальные способности детей
Задачи:
-сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия;
-уметь группировать картинки по нескольким признакам.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе все картинки рисунками вверх. Затем берет две из них и показывает играющим. Объясняет: «Это мяч, а это кукла. Это игрушки.». После этого предлагает участникам игры самим, точно также подобрать пары. Игра заканчивается, когда все пары собраны.
Дидактическая игра: «Что лишнее?»
Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Ход игры: Детям предлагается рассмотреть изображенные на картинке предметы, назвать их, объяснить их назначение и найти лишний - закрыв его кружочком, сопровождая свое действие речью (Я закрыл мишку, потому что он лишний, лошадка, корова и барашек – домашние животные, а медведь – это дикое животное).
Дидактическая игра: «Что лишнее?»
Цель: Развитие внимания, мышления, сообразительности. Формирование умения классифицировать предметы. Воспитание выдержки, чувства товарищества, интереса к игре. Расширение кругозора. Пополнение словарного запаса.
Ход игры: Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? Как можно их назвать одним словом?»
Дидактическая игра: «Кто что ест?»
Цель: закреплять знания детей о животных (что они едят).
Задачи:
1.Развивать мышление, внимание, память.
2.Обогащать и формировать словарный запас.
3.Воспитывать желание заботиться о животных.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть животных на прищепках.
1 вариант: например – кто из животных любит есть рыбу?
-Кто любит косточку? и т.д.
2. вариант: Что любит есть кошка? собака….
Дидактическая игра: «Наоборот».
Цель: Подбирать слова с противоположным значением. Учить детей называть предметы, противоположного качества.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку и говорит: «Эта машинка едет далеко, а наоборот как сказать?» Ребенок находит картинку и говорит: «А эта машинка едет близко» и т. д.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Цель: Научить ребенка составлять целое из нескольких частей. В процессе игры с картинками ребенок знакомится с окружающим миром, расширяет словарный запас, активизируется речь, развивается логическое мышление, мелкая моторика.
Логическая игра-головоломка «Танграм»
Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом. В результате складывания частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы, начиная от человека, животных и заканчивая орудиями труда и предметами обихода. Такого рода головоломки часто называют "геометрическими конструкторами", "головоломками из картона" или "разрезными головоломками".
С танграммом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное - логически мыслить.
Вывод:
Имея опыт работы с развивающими играми, я вижу большие перспективы использования разнообразных методических приемов в работе с детьми:
- возможность подбирать задания разной степени сложности, в зависимости от уровня усвоения детьми программного материала.
- характер задания в соответствии с возможностями каждого ребенка.
делать видимыми проблемы в развитии ребенка, трудно обнаружимые в традиционном обучении, а также трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи развития и обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.