«Использование здоровьесберегиющих технологий во время режимных моментов в условиях школы-интерната, как фактор укрепления здоровья детей с ограниченными возможностями.»
Подготовил: воспитатель
младшей группы интерната
Гер О.В.
Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психической устойчивостью, высоким уровнем умственной и физической работоспособности, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном, динамическом мире. Поэтому, ключевой компетенцией педагога является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
На сегодняшний день тема «сохранение здоровья» – очень важная и злободневна. При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья она является первоочередной.
Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии здоровья человека. Однако психика умственно-отсталого ребёнка устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Воспитаннику должно быть интересно это делать не потому, что это полезно, а потому, что это ему нравиться. Именно поэтому в нашем интернате воспитатели используют изменённые в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний. Радость и эмоциональный подъём, которые испытывает ребёнок, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении.
Утренняя гимнастика
Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определённых волевых усилий. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.
Физминутки
Они повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
В своей работе мы используем следующие виды физминуток: оздоровительно-гигиенические, двигательно-речевые, подражательные, физкультурно-спортивные, тематические.
Пальчиковая гимнастика
Игры с участием рук и пальцев помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккапунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Дети с гораздо большей охотой делают ее, когда гимнастика связана со стихотворным ритмом.
Дыхательная гимнастика
От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, и так же способствует снятию психоэмоционального напряжения.
Точечный массаж
Это элементарный приём самопомощи своему организму в профилактике простудных заболеваний. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Регулярное выполнение этих упражнений делает ребёнка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребёнку лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Релаксационные упражнения лучше проводятся под спокойную музыку.
Подвижные игры на свежем воздухе
Они способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес,
формируют умения ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
Прогулка в режиме полного дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся. Используем такие игры, как: «Попади в цель», «Волк во рву», «Охотники и утки» и т.д.
Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе. Здоровьесберегающие технологии помогают сохранить детям здоровье, заложенное природой, поддерживать их позитивное и эмоциональное состояние, способствуют физическому развитию ребёнка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.