Огромная роль в воспитании чувства патриотизма принадлежит учителю русского языка и литературы
« Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка...»
К.Д.Ушинский.
В содержании предмета «Русский язык» два типа учебного материала, который можно использовать для этой цели:
«Общие сведения о языке»
дидактические материалы: упражнения учебника, диктанты, изложения, темы сочинений и тексты для комплексного анализа.
В процессе воспитания патриотизма на уроках русского языка используются следующие методические приемы:
1. Попутные разъяснения учителя, раскрывающие патриотический смысл содержания текстов упражнений учебника или текстов изложений.
2. Фронтальная беседа, раскрывающая смысл темы, по которой учащиеся будут составлять предложения или писать сочинения.
3. Словесное поощрение учащихся, добивающихся настойчивым трудом успехов или преодолевающих учебные трудности.
4. Внеурочные встречи, служащие материалом для составления предложений и для написания сочинений.
5. Написание сочинений на темы гражданственности и патриотизма.
6. Упражнение в патриотическом чувстве.
Воспитание патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков.
Не только за свою страну солдаты гибли в ту войну,
а чтобы люди всей земли спокойно видеть сны могли. Е. Евтушенко
Душа навек тебе верна. Ведь я твой сын, моя страна! А. Безыменский
Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув города, покрыта сеткою меридианов, непобедима, широка, горда. К. Симонов
И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась моя голова, дорогая моя столица, золотая моя
Москва! М. Лисянский
Да, мы умеем воевать, но не хотим, чтобы опять солдаты падали в бою. Е.Евтушенко
Одним из составляющих патриотизма является воспитание трудолюбия.
В труде выражается любовь к Родине, забота о могуществе ее и процветании.
Привлекая внимание учащихся к трудовым мотивам учебных текстов, мы доносим до ума и сердца своих учеников благородную мысль о могучей силе и красоте труда.
Благодатным материалом являются пословицы и поговорки:
Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.
Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться.
Ходит журавль по болоту, нанимается на работу.
Всякий человек в деле познается.
Где кто родится, там и пригодится.
Любовь к родному языку - одно из проявлений патриотизма.
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка... Таков этот великий народный педагог - родное слово».
К. Д. Ушинский
Какой торт?
Сладкий, сахарный, сдобный, кислый, синий, пышный, горький, красивый, резиновый, бисквитный, смешной, глупый, восхитительный, прекрасный, вкусный, пресный, ягодный, мягкий, деревянный, большой, клетчатый, воздушный, черствый, праздничный, соленый, шоколадный, зеркальный, круглый, полосатый, высокий, пшеничный, кудрявый, кривой, чудесный.
Язык - это не просто свод правил и упражнении, а пример подлинной красоты и совершенства.
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!
«Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия.»
Из сочинения ученика:
« Недалеко от нашего дома протекает речка, вдоль которой растут могучие, гордые тополя-исполины и развесистые кудрявые ивы, опускающие свои тоненькие ветви-косы до самой воды. Стоит подуть лёгкому ветерку, и длинные ветви начинают плавно покачиваться, гоняя по воде лёгкую рябь. В такие минуты эти печальные красавицы кажутся мне живыми.»
Мы должны успеть раньше других на чистом листе детских душ вписать самые нужные слова, вложить в головы самые важные мысли.
Успеть познакомить своих учеников с богатством и разнообразием русского языка.
Успеть привить любовь к родной природе, родным местам.
Успеть показать красоту и богатство русской литературы, русского Слова.
Успеть сформировать самые сокровенные качества личности - патриотизм и гражданственность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.