Цель - определение тенденций эффективности ресурсов современного урока в достижении нового качества образования в условиях внедрения ГОС
Задачи:
Обозначить ресурсы современного урока. Выявить сущностные характеристики нового качества образования и пути его достижения в условиях школы.
Познакомиться с опытом работы учителей-предметников по теме педсовета.
Определить дальнейшие направления деятельности, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. Ориентировать деятельность педагогического коллектива на совершенствование образовательного процесса.
Ресурс — количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.
Ресурсы - это доступные средства, запасы чего-либо; источники средств или доходов.
Ресурсы – это, все, что может помочь достичь результата, например, физиология, состояния, мысли, убеждения, стратегии, переживания, люди, события, имущество, место, истории и т. п.
А образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.
Каковы ресурсы современного урока?
Временные ресурсы
Информационные ресурсы
Технологические ресурсы
Мотивационные ресурсы
Инновационные ресурсы
Здоровьесберегающие ресурсы
Ресурсы методической и психолого-педагогической компетентности учителя
Материально-технические ресурсы
Ресурсы времени
причины потери времени:
дети входят в кабинет по звонку
проверка отсутствующих
выяснение причин неготовности
"Кто пойдет к доске?"
требования вставать
опрос по вопросам содержания, которое не будет использоваться на текущем уроке
отсутствие четких, конкретных инструкций
запись в тетради информации, которая есть в учебнике
Мотивационные ресурсы современного урока
Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Причины спада школьной мотивации:
У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
Отношение ученика к учителю.
Отношение учителя к ученику.
Личная значимость предмета.
Умственное развитие ученика.
Продуктивность учебной деятельности.
Непонимание цели учения.
Страх перед школой.
Технологические и инновационные ресурсы современного обучения
Технология обучения — это педагогическая система, включающая упорядоченное содержание, специально организованные операции и действия, которые обеспечивают гарантированное достижение дидактических целей.
Информационные ресурсы
Информация – это сведения, факты, мнения, представленные в печатном или цифровом виде, которые можно хранить и передавать по мере необходимости. Присвоенная индивидом информация становится знанием.
человеческий ресурс (учитель, одноклассники, родители и т.д.);
библиографический ресурс (учебники, научно-популярная литература, художественная литература);
культурно-просветительский ресурс (фильмы, спектакли, изобразительное искусство);
электронный ресурс (использование ИКТ на уроке, использование сайта школы, сайта учителя, электронной почты, дистанционное обучение).
ЦОР(Цифровые образовательные ресурсы)
Электронные учебники | Электронные учебные пособия | Электронные учебно – методические комплексы | Электронные издания контроля ЗУН |
- прототипы традиционных учебников; | - репетиторы; | | - тесты; |
Анкета для обучающихся 6-Б, 7-А, 11 классов
Что для вас современный урок?
Что вам больше всего нравится в уроке?
Какова роль учителя на уроке?
Когда вам больше нравится урок, когда учитель все преподносит сам или когда вы сами непосредственно участвуете в «добывании» знаний»
Нужна ли на уроке физкультминутка, если да , то почему?
Согласны ли вы с утверждением:
«Взаимоотношения педагогов и учащихся можно назвать отношениями сотрудничества»
Согласны ли вы с утверждением:
«Педагоги иногда унижают человеческое достоинство учащихся»
Анкета для педагогов
І. Какие из перечисленных недостатков урока кажутся Вам типичными в практике работы школы?
1.Односторонний подход к дифференциации обучения.
2.Пассивная позиция части школьников в учебном процессе, бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда.
3. Перегруженность содержания учебного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
4. Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок, и, как следствие, преувеличение роли опроса.
5. Недооценка специального продумывания задач урока.
6. Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения.
7. Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.
8. Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
9. Увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны.
ІІ. Какие из перечисленных ресурсов развития современного урока кажутся Вам наиболее продуктивными в школе?
1.Здоровьесберегающие ресурсы (снижение тревожности и утомляемости).
2.Проектировочные ресурсы (способы актуализации и реализации потребностей учащихся, обеспечивающие мотивацию).
3. Инновационный ресурс (использование педагогических инноваций в образовательном процессе, экспериментальная и исследовательская деятельность).
4. Информационный ресурс (развитие знаний, умений и навыков на основе использования ИКТ, культуры работы с информацией).
5. Совершенствование методических знаний и умений учителя (овладение педагогическими техниками).
6. Углубление теоретических знаний детской психологии и их практическое применение.
7. Более тесная связь педагогической практики с наукой.
8. Ресурс образовательных технологий.
9. Учет потребностей учащихся (индивидуализация обучения).
Требования к уроку | Традиционный урок | Современный урок | Современный урок- использование образовательных ресурсов |
Объявление темы урока, целей и задач | Учитель сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, | |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися, способов | |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (применяется фронтальный метод) | Учащиеся осуществляют учебные | |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль ( | |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения | |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности | |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия | |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание |
Проект решения педсовета:
Педагогам гимназии в практике своей деятельности необходимо использовать системные необходимо использовать системные требования к современному уроку, озвученные на педагогическом совете:
С целью повышения качества образования продолжать использовать здоровьесберегающие и развивающие технологии.
Реализовывать системно-деятельностный и компетентностный подходы к обучению как основные при введении новых образовательных стандартов через проведение системно-деятельностных уроков.
С целью организации эффективного учебно – воспитательного процесса с использованием ИКТ технологий активизировать работу МО педагогов школы по повышению ИКТ – компетентности.
Продолжить совершенствование материально-технической базы гимназии и учебных кабинетов.
Проект решения педсовета:
Методическим объединениям продолжить работу по изучению государственных образовательных стандартов.
Проанализировать готовность технологических и образовательных ресурсов методических объединений, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов.
По результатам анализа определить проблемы, наметить план пошаговых действий и возможные риски по внедрению новых образовательных стандартов.
Вести системную работу по самообразованию, продолжить изучение педагогических технологий, методик с учетом инноваций в образовании.
Проект решения педсовета:
Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом учителей гимназии в рамках работы методических объединений.
Классным руководителям и учителям-предметникам продолжать создавать в гимназии эмоционально-психологический комфорт, способствовать воспитанию положительной мотивации обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.