Презентация к практическому занятию по Основам латинского языка с медицинской терминологией

  • ppt
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к практическому занятию по Основам латинского языка с медицинской терминологией
Иконка файла материала Презентация 1.ppt

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА» (РУТ (МИИТ) МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Практическое занятие №7

Тема : «Определение склонения существительных. Несогласованное определение»

Зачем фельдшеру необходима анатомическая терминология

1. Зачем фельдшеру необходима анатомическая терминология?
2. Как часто она встречается в профессиональной медицинской речи? 

Зачем фельдшеру необходима анатомическая терминология

Часто, т. к. фельдшеру придется выписывать рецепты. Поэтому говорят: «Non est medicina sine lingua Latina» -
«Нет медицины без латинского языка».
Знания анатомической терминологии необходимы при изучении других дисциплин и модулей

Межпредметные связи:
СГ.02 - Иностранный язык в профессиональной деятельности; ОП.01 - Анатомия и физиология человека; ОП.02 – Основы патологии; ОП.03 – Генетика человека с основами медицинской генетики; ОП.05 – Фармакология; ОП.06 – Основы микробиологии и иммунологии; ОД – Русский язык, Клинические дисциплины.

Зачем фельдшеру необходима анатомическая терминология

Основную долю названий лекарственных препаратов (например название анальгина супрастина, воды и т.д.), лекарственных растений составляют имена существительные и словосочетания с несогласованными определениями, поэтому в усвоении фармацевтической и анатомической терминологии необходим словарный запас.
Это является основанием для изучения анатомической и фармацевтической терминологии?

Тема занятия: «Определение склонения существительных. Несогласованное определение»

Тип занятия: комбинированный урок.

Цели:
- научиться грамотно использовать склонение существительных и несогласованное определение в рецептуре,
- правильно писать и читать названия лекарственных препаратов.

Тема занятия: «Определение склонения существительных. Несогласованное определение»

Задачи:
- Образовательные:
контроль степени усвоения знаний, умений обучающихся по теме: «Определение склонения существительных. Несогласованное определение», изученных и сформированных на занятии;
систематизация знаний обучающихся по пройденным темам раздела «Анатомическая терминология;
оценка результатов усвоения обучающимися знаний и умений по данной теме.
- Развивающие:
способствовать формированию умения выписывать рецепты с помощью выполнения практических упражнений;
способствовать формированию умения составлять словосочетания; переводить рецептурную строку с латинского языка на русский и с русского на латинский язык;
способствовать формированию логического мышления;
способствовать развитию языковой грамотности;
способствовать формированию умения организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения учебных и профессиональных задач, оценивать их выполнение.
- Воспитательные:
способствовать самостоятельности в работе; индивидуальной ответственности в достижении поставленной цели; способствовать формированию интереса к изучению латинского языка;
способствовать формированию интереса к избранной профессии.

Тема занятия: «Определение склонения существительных. Несогласованное определение»

План урока.
Объяснение порядка проведения практического занятия.
− Повторение основных понятий по теме: «Изучение грамматических категорий имен существительных» (устно и письменно)
− Выполнение практических заданий под руководством преподавателя по теме занятия
− Выполнение самостоятельной работы.
− Закрепление пройденного материала «Своя игра».
− Рефлексия.
− Подведение итогов и выставление оценок.
− Домашнее задание.

Контроль исходного уровня знаний

1. Перечень вопросов для фронтального опроса студентов по теме: «Изучение грамматических категорий имен существительных» (устно).
1. Назовите грамматические категории имени существительного.
2. Как определяется основа существительного?
3. Какие существительные относятся к первому склонению?
4. Какие существительные относятся ко второму склонению?
5. Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в именительном и родительном падеже единственного числа?
6. Какие окончания имеют существительные 2-го склонения в именительном и родительном падеже единственного числа?
7. Сколько родов в латинском языке, назовите их, как кратко они обозначаются?
8. Сколько падежей в латинском языке? Назовите их по-латински.
9. Сколько склонений у существительного?
10. По какому падежу определяется склонение существительного?
11. Что указывается в словарной форме существительных?
12. Перечислите названия падежей на латинском языке, которые используются в медицине
13. Сколько чисел в латинском языке? Назовите их по-латински.

2. Тест для опроса студентов. Найдите правильные ответы

1. Сколько склонений имеют существительные в латинском языке:
три склонения
два склонения
четыре склонения
пять склонений
2. Как определяется склонение существительного:
по окончанию именительного падежа единственного числа
по окончанию именительного падежа множественного числа
по окончанию родительного падежа единственного числа
по окончанию родительного падежа множественного числа
3. По какому падежу находят основу существительного:
именительному падежу единственного числа
родительному падежу единственного числа
именительному падежу множественного числа
родительному падежу множественного числа
4. Какие существительные относятся к первому склонению;
существительные мужского рода
существительные женского рода
существительные среднего рода
существительные всех трех родов
5. Какие существительные относятся ко второму склонению:
существительные мужского рода
существительные женского рода
существительные среднего рода
существительные мужского и среднего рода

Тест для опроса студентов. Найдите правильные ответы

Эталоны ответов: 1–4; 2–3; 3–2; 4–2; 5–4.

Критерии оценок
«5» (отлично) – 5 правильных ответов.
«4» (хорошо) - 4 правильных ответов.
«3» (удовлетворительно) -3 правильных ответов.
«2» (неудовлетворительно) - менее 3 правильных ответов.
 

3.Работа с учебником

1. Кравченко В. И. «Латинский язык»: учебник для медицинских колледжей и училищ. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2022г. изд.2-е 396 с.

2. Выполните задание на стр. 48 задание №3.8.1-переводное упражнение без словаря.

Изучение нового материала Существительные первого и второго склонения. Несогласованное определение»

«

К первому склонению имен существительных относятся:
Существительные женского рода с окончанием -a в nom. sing.,
имеющие в gen. sing окончание–ae
Например, vertebra, ae, f – позвонок
Небольшое число слов греческого происхождения на в nom. sing., имеющие окончание –es в gen.sing.
Все они женского рода, знать их нужно только в словарной форме.
Aloё, es, f - алоэ
Hippophaё, ёs, f - облепиха
Kalanchoё, ёs, f - каланхоэ
chole, ёs, f – желчь

Ко второму склонению имен существительных относятся:
1. Существительные мужского рода с окончаниями-us или –er в nom. sing., и в gen. sing окончание-i,
При склонении существительных на -er (обычно встречается в клинической терминологии) гласная –е чаще всего выпадает, это видно по словарной форме: psychiāter, tri, m – врач-психиатр НО puer, ĕri, m – ребенок, мальчик
2. Существительные среднего рода с окончаниями -um в nom.sing, имеющие в gen.sing. тоже окончание -i. Например, ligamentum, i, n–связка. Почти все названия лекарственных веществ являются существительными среднего рода. На русский язык передаются русскими буквами без окончания –um. Vaselinum - вазелин, Glycerinum- глицерин.

3.Существительные женского рода на –us (встречаются в фармацевтической терминологии)
Исключения из правила о роде 2-го склонения.
Слово bolus i f. – глина, большая пилюля – по исключению женского
рода.
Существительные на –us, обозначающие названия деревьев, независимо от склонения, всегда бывают женского рода.
Например:
Alnus i, f.- ольха,
Amygdalus i, f.- миндаль (дерево),
Craetaegus i, f.- боярышник,
Eucalyptus i, f.- эвкалипт,
Juniperus i, f.- можжевельник,
Pinus i, f.- сосна,
Padus i, f.- черемуха,
Sorbus i, f.- рябина
 

4. Некоторые существительные греческого происхождения, имеющие в nom.sing. -on, в gen. sing –i.
Они среднего рода и знать их нужно только в словарной форме.
colon, i, n – толстая (ободочная) кишка
encephălon, i, n – головной мозг
scelĕton, i, n - скелет
amnion, i, n – водная оболочка плода, амниоон
ganglion, i, n – нервный узел, ганглий


Casus (падеж)

Singularis (ед. число)

Pluralis (мн. число)

m

n

m

n

Nom. (именит.)

us, er

um

i

a

Gen. (родительн.)

i

ōrum

Acc. (винительн.)

um

os

a

Abl. (творит.)

o

is


Падежные окончания существительных 2 склонения

NB! Исключения - слова женского рода:
bolus, i, f – глина, crystallus, i, f–кристалл, Alnus, i, f – ольха, Eucalyptus, i, f– эвкалипт, Juniperus, i, f – можжевельник

Несогласованное определение

определение, выраженное именем существительным в родительном падеже единственного (gen. sing.) или множественного числа (gen.pl.).
На русский язык может переводиться именем прилагательным.
Склоняется только определяемое (главное) существительное, а несогласованное остается без изменений. шейка ребра = collum costae
Несогласованное определение ставится в Genetivus Pluralis, если связано с понятием множественности

Латинское название

Перевод

1

massa pilularum

пилюльная масса

2

aqua Amygdalarum

миндальная вода

3

oleum Amygdalarum

миндальное масло

4

oleum Olivarum

оливковое масло

5

oleum Persicorum

персиковое масло

6

virus viperarum

змеиный яд

7

antidotum metallorum

противоядие при отравлении металлами

Несогласованное определение выражается существительным в родительном падеже единственного числа (Gen. Sing.). на русский язык может переводиться прилагательным

Настойка (чего?) мяты или
Мятная настойка

tinctura Menthae

1 место- определяемое слово

2 место- несогласованное определение

tinctura

Menthae

При склонении изменяется по падежам только определяемое слово

Имен.п. настойка мяты
Родит.п. настойки мяты
Винит.п. настойку мяты

Nom. S. tinctura Menthae
Gen. S. Tincturae Menthae
Acc. S. Tincturam Menthae

Исключение - несогласованное определение в родильном падеже
множественного числа Oleum Olivarum - оливковое масло

Несогласованное определение пишут с заглавной буквы, если это:
названия растений,
химических элементов,
лекарственных препаратов.
Начало рецептурной строки

Несогласованное определение- построение термина

Casus

Singularis

Pluralis

Nom.

gemma Betulae

gemmae Betulae

Gen.

gemmae Betulae

gemmarum Betulae

Dat.

gemmis Betulae

Acc.

gemmam Betulae

gemmas Betulae

Abl.

gemma Betulae

gemmis Betulae

ОБРАЗЕЦ СКЛОНЕНИЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С НЕСОГЛАСОВАННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

Несогласованное определение встречается в анатомо-гистологической терминологии очень часто:
cavĭtas oris -полость рта, frenŭlum labii- уздечка губы.
Иногда родительный падеж существительного в подобного рода сочетаниях переводится на русский язык прилагательным:
rima oris– ротовая щель (букв.: «щель рта»), lamĭna enamēli – эмалевая пластинка (букв.: «пластинка эмали»)
Несогласованное определение может включать два существительных в родительном падеже:
apex radīcis dentis – верхушка корня зуба
fundus cavitātis oris – дно полости рта
 
Два или три существительных могут соединяться в термин, при этом первое из них стоит в Nom.sg. и является определяемым, а второе и третье – в Gen.sg. и определяют местонахождение или принадлежность первого существительного к какой-либо структуре- radix dentis – корень зуба
С двумя несогласованными определениями: ligamentum tubercŭli costae – связка бугорка ребра.

Подведение итогов

Закончите следующие предложения (устно).
– На сегодняшнем занятии я понял, я узнал, я разобрался…";
– "Я похвалил бы себя…";
– "Особенно мне понравилось…";
– "После занятия мне захотелось…";
– "Сегодня мне удалось…";
– "Я сумел…";
– "Было интересно…";
– "Было трудно…";
– "Я понял, что…";
– "Теперь я могу…";
– "Я почувствовал, что…";
– "Я научился…";

Задание для домашней работы
1. Контрольные вопросы:
Ответьте на вопросы (устно).
Назовите грамматические категории имени существительного.
Как определяется основа существительного?
Какие существительные относятся к первому склонению?
Какие падежные окончания имеют существительные 1 и 2 склонения?
Какие греческие слова относятся к существительным 1 и 2 склонения?
К какому склонению существительных относятся латинские названия лекарственных препаратов?
Какие особенности склонения существительных на «er»?
Что такое несогласованное определение?
Из чего состоит несогласованное определение?
Как может переводиться на русский язык несогласованное определение?
Как строятся медицинские термины с помощью несогласованного определения?
2.Выполните задания из «Рабочей тетради» к занятию №7
(на материал задания №1 сделайте краткий конспект).
Выучите слова в словарной форме «Лексического минимума» – стр. 14–15

Спасибо за внимание!