Основная педагогическая задача –
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
Чему учить?
обновление
содержания
Системно-деятельностный подход
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе учебной деятельности
формирование универсальных способов действий
Универсальные учебные действия
Совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений
Универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Уникальность УУД проявляется в том, что
УУД носям межпредметный и надпредметный характер;
Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности;
Реалимзуют преемственность между ступенями образования
в широком значении
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
в узком значении
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Универсальные учебные действия
Функции УУД
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды УУД
Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества
Примеры заданий для формирования
личностных универсальных учебных действий
- проблемная задача;
- участие в проектах;
- задание, решение которого надо обосновать, основываясь только на фактах;
- ситуативная задача;
- дискуссия;
- подведение итогов урока;
- творческие задания (например, составить задачу по таблице или по чертежу);
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Задание №1.
Прочитать высказывание, ответить на вопрос:
Как вы его понимаете?
Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей…
(М. Горький)
Прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать, испытывать чувство гордости за богатство и неисчерпаемость языка.
Задание №2. Пусть столбик, высота которого равна стороне клетки тетради, соответствует 1 году жизни человека. Нарисуй столбик, высота которого соответствует твоему возрасту.
Графическое представление информации (простейшие диаграммы)
Задание №3. Предлагаю послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март».
– Какое настроение передает музыкальное произведение?
– Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?
Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись).
Задания
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
3. Смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
4. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные УУД:
Примеры заданий для формирования
регулятивных универсальных учебных действий
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе;
- «ищу ошибки»;
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) и др.
СОБЕРИ ПОСЛОВИЦЫ | |
Глуп совсем | тому ни с кем не ужиться. |
Есть что слушать, | чего в горшке не варить. |
Скучен день до вечера, | кто не знается ни с кем. |
Кто умеет беситься | да нечего кушать. |
Молчанкой никого | ничему не претит. |
Нечего про то говорить, | когда делать нечего. |
Русский аппетит | не обидишь. |
Задания
Задание 1. «Пропущенные слова»
Впишите в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте».
После прочтения детьми написанного, задать вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?»
Вывод: Это из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» – обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»).
Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога формируем умения определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.
Задание 2.Каждый обучающийся получает несколько карточек с ответами, у учителя остаются карточки с вопросами. Учитель зачитывает вопрос, обучающиеся, у кого правильный ответ, его зачитывают. В этом задание можно оставить одного или двух обучающихся без карточек, они будут выступать экспертами, которые будут следить за правильностью ответа и оценивать ответ обучающихся.
Формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.
Задания
Примеры заданий для формирования
познавательных УУД
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями;
Задания
Задание 1. Прочитайте басню Л. Н.Толстого «Отец и сыновья» и выполните задания:
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте»!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит».
- В чем главная мысль этой басни?
- На какие группы делятся все приставки?
- Заполнить таблицу примерами из данного текста:
Изменяемые приставки | Неизменяемые приставки | Приставки, зависящие от смысла |
Формируем умения анализировать, делать выводы, распределять информацию в таблице, логически излагать.
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Примеры заданий для формирования
коммуникативных универсальных учебных действий
Задания
Задание 1. Вы заметили, наверное, что каждое животное в сказках разных народов наделено определёнными качествами. Лиса, например, всегда хитрая, обманщица, медведь …, волк …, белка …, ёж …, тигр …, заяц …. Поработайте в парах. Продолжите сами эту мысль: назовите как можно больше сказочных героев – животных и их основные качества. Вспомните, в каких сказках вы их встречали.
В процессе учебной деятельности учащиеся учатся правильно общаться, договариваться, уважать мнение других товарищей, находить сообща или советуясь, правильное решение.
Задание 2. «Карта. Условные обозначения».
Двоих детей сажают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей маршрут, другому – карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо двигаться по маршруту. Второй старается провести линию по инструкции. Разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением маршрута. После выполнения задания дети меняются ролями.
В процессе учебной деятельности учащиеся учатся вырабатывать общее мнение или создать общее описание.
Типовые задачи
Личностные универсальные учебные действия:
— на личностное самоопределение;
— на развитие Я-концепции;
— на смыслообразование;
— на мотивацию;
— на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— на учёт позиции партнёра;
— на организацию и осуществление сотрудничества;
— на передачу информации и отображению предметного содержания;
— тренинги коммуникативных навыков;
— ролевые игры;
— групповые игры.
Познавательные универсальные учебные действия:
Регулятивные универсальные учебные действия:
— задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
— задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
— задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
— задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
— задачи на смысловое чтение.
— на планирование;
— на рефлексию;
— на ориентировку в ситуации;
— на прогнозирование;
— на целеполагание;
— на оценивание;
— на принятие решения;
— на самоконтроль;
— на коррекцию.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД:
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации новых государственных стандартов.
Задачи мониторинга:
Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
Личностные УУД в начальной школеСписок методик для мониторинга.
«Лесенка» (1- 4 класс).
Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) ( 3 - 4 класс.)
«Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
«Незаконченные предложения» (3-4 класс).
Соответствие количества баллов уровням сформированности УУД
Виды УУД | Уровень сформированности | Баллы |
Познавательные | Низкий | 0-6 |
Средний | 7-11 | |
Высокий | 12-16 | |
Коммуникативные | Низкий | 0-5 |
Средний | 6-10 | |
Высокий | 11-14 | |
Регулятивные | Низкий | 0-3 |
Средний | 4-6 | |
Высокий | 7-10 |
Принципы разработки мониторинга метапредметных УУД в основной и старшей школе
Мониторинг не должен требовать специальных затрат учебного времени и дополнительной коррекции рабочих программ
Мониторинг должен давать возможность оценить как метапредметные так и предметные умения
Удобство обработки результатов. Применение ИКТ-технологий
Учет специфики предметов
Результаты мониторинга должны быть информативны, показательны и способствовать подготовке учащихся к ГИА
Максимально возможная достоверность и объективность на всех этапах мониторинга. Достигаются с помощью: многократного проведения; включения в мониторинг почти всех школьных дисциплин; предоставления учащимся возможности выбирать задания.
Этапы проведения мониторинга
Подготовительный. Учителя, работающие в классах, участвующих в мониторинге, разрабатывают задания по предложенному плану.Или определяют положение каждого типа заданий в темах, изучаемых в период мониторинга.
Основной. Проведение мониторинга осуществляется в заданные сроки.
Обработка полученных данных. Учителя вносят результаты в листы индивидуальных достижений учащихся в электронном виде в едином формате. При заполнении этих листов, ставит знак «+» в нужную графу, если ученик справился с данным заданием и продемонстрировал владение определенным УУД. Затем листы индивидуальных достижений обобщаются. Выявляется степень сформированности диагностируемых метапредметных УУД
Анализ
Для выявления динамики мониторинг проводится несколько раз за учебный год, (например 1 раз в четверть)
Полученные результаты сопоставляются с результатами ГИА для определения объективности, универсальности, достоверности данной формы мониторинга
Литература
ГОС НОО, СОО, ООО (2018г.)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования// http://standart.edu.ru/attachment.aspx? id=127
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. / Под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.