лучшедома
Презентация к собранию по теме "Развитие креативного мышления младших школьников в учебной деятельности"

Презентация к собранию по теме "Развитие креативного мышления младших школьников в учебной деятельности"

ppt
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Презентация к собранию Развитие креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.ppt

Подготовила: Топорова Светлана Анатольевна , учитель начальных классов МОУ СОШ № 64.

Развитие
креативного мышления младших школьников
в учебной деятельности

Постановка проблемы формирования креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.

Социальные преобразования, происходящие сегодня в нашей стране, выдвинули на передний план проблему выявления и поддержки одаренных детей.
Как отмечал исследователь В. С. Кагерманьян,
«если благодаря усилиям последовательностей великого реформатора Петра I, к 1813 году в России было достигнуто весьма высокое отношение высокоинтеллектуальной части населения(6%) к общему числу грамотных.., то в последние
15 - 20 лет процент «элиты» в нашей стране опустился примерно до единицы. Несмотря на достаточно высокий образовательный потенциал и разнообразный опыт развития научно-технического творчества молодежи, в нашей стране наблюдался затяжной спад в решении проблемы».

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную многоаспектную проблему: - длительное время тесты были почти под запретом; -специфические трудности тестирования младших школьников( застенчивость, страх перед незнакомыми людьми, легко отвлекаются от выполнения тестовых заданий, быстрая утомляемость); -действующие учебные программы и учебники по возрастной и педагогической психологии не содержат сведений ни об особенностях одаренных детей, ни о методах их выявления, ни о стратегиях, ни о моделях их обучения. 30% отчисленных из школ составляют дети одаренные и сверходаренные. Таким образом, обучение одаренных детей для отечественной дидактики – проблема новая. И она требует, чтобы в качестве основной линии реорганизации содержания современного школьного обучения выступала задача развития креативного мышления школьников.

Рассмотрим, что понимается в науке под креативным мышлением. В психологическом словаре дается следующее определение: « Креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию». В настоящее время все более авторитетным становится направление в рассмотрении креативного мышления как сплава способностей (общих, специальных) со свойствами личности, с характером, темпераментом, ее направленностью, опытом индивидуального психического развития в процессе социализации, образования, воспитания. Уникален опыт Д. Родари, который огромное внимание уделял работе по овладению словом, художественной речью, опытом литературного творчества, что катализирует процесс развития творческого мышления.

В науке понятию «креативное мышление» соответствуют понятия « дивергентное мышление» и « латеральное мышление». Дж. Гилфорд ввел получившее широкое признание понятие дивергентного ( расходящегося) продуктивного мышления как альтернативного, отступающего от логики мышления, которое проявляется в задачах, допускающих существование множества правильных ответов. Э. Де Боно ввел понятие «латеральное мышление» - «мышление вширь», которое выискивает новые подходы. Принципы « латерального мышления»: 1.Преодоление барьера НЕТ ( использовать заведомо неподходящую идею как переходный этап к другим идеям). 2.Создание связей между любыми, в том числе самыми отдаленными предметами и явлениями (прием « случайное совмещение»). 3.Преодоление барьера ДА (способность усомниться в истинности прописных истин, сомнение ради изменений).

Анализируя работы, связанные с особым проявлением креативного мышления, с изобретательской деятельностью, необходимо отметить, принципиально новое видение проблемы исследователем Г. С. Альтшуллером. Основополагающей задачей исследователя была разработка алгоритма решения изобретательских задач ( устранение технических противоречий).

Возрастные особенности младших школьников и формирование креативного мышления.

По современным психологическим представлениям, интеллектуально-творческое развитие происходит главным образом в годы возрастного созревания.
Ряд ученых: Я. А. Пономарева, А. В. Брумлинский,
А. М. Матюшкин, О, К. Тихомирова считают,
что к 6 годам это развитие осуществляется уже больше, чем на треть,
к 8 – наполовину,
а к 12 годам – на три четверти.

Выделим возрастные особенности младших школьников, связанные с креативным мышлением по классификации А. И. Савенкова:

1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность.
Н. С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны.

2. Развитие речи.
К. Чуковский считает, что у детей наблюдается необычный темп продвижения в развитии речи, элементы языкового творчества, т.е. свойства креативного мышления.

3.Стремление ребенка реализовать свои личностные возможности. Ростки этого стремления проявляются уже у детей 6 – 7лет. Младший школьник испытывает настоятельную потребность применять и развивать свои новые возможности. 4. Стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям. Это качество тесно связано со способностью к оценке, выражено в стремлении к совершенству.

5. Яркость воображения. То, что у детей подчас возникают неожиданные сопоставления и обобщения, рождаются продукты креативного мышления, которые отличаются оригинальностью, в значительной мере объясняется нехваткой у них закрепившихся способов анализа, готовых штампов, новизной для них самой умственной работы. 6. Несоциализированность младших школьников. Ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации( сформированность речи), а с другой стороны – еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку в качестве столового прибора, в качестве – палки, весла и т. д.

7. Потребность младших школьников к творчеству.

Психичес-
кие новообра-
зования

Позиция
взрослого

Место
работы

Значение
деятель-ности

Новообра-
зование

Потреб-ность действо-вать как взрослые

« Ты не можешь»

Сюжетно-ролевая
игра

Имитация труда

Способ-ность играть – потреб-
ность в игре

« Ты можешь»

Творческий труд

Выполне-
ние творческих
действий

Способ-ность к творчеству-
потреб-ность в творчестве

Пути формирования креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.

В мировой психологической и педагогической науках и практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания учебной деятельности, направленной на формирование креативного мышления детей. В условиях, когда за точку отсчета принимается содержание образования их « нормальных» сверстников, можно выделить два основных подхода к решению проблемы:
Изменение количественных характеристик(объем учебного материала и темп обучения),
Изменение качественных характеристик(соотношение различных направлений моделирования содержания, характер его подачи).

СТРАТЕГИЯ « ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Главная особенность – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
В педагогике выделяются три уровня реализации «исследовательского обучения»:
Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;
Преподаватель ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно;
Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.

СТРАТЕГИЯ « ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ»

Содержание образования при использовании стратегии « проблематизации» имеет ряд особенностей:
Учебные проблемы должны иметь личностную обращенность, т. е. отвечать потребностям и интересам данной группы детей;
Ведущая роль педагога в процессе обучения должна сохраняться, но у учащихся должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно;
Избираемые детьми проблемы обычно выходят за рамки одного учебного процесса;
Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей;
Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов.

СТРАТЕГИЯ « ОБУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЮ»

Предполагает создание специальной программы , направленной на развитие креативного мышления не в ходе традиционного усвоения знаний, а в процессе специальных занятий.
Пионерами этого направления в нашей стране были разработчики и сторонники теории решения изобретательских задач( Г. С. Альтшуллер и др.).
Таким образом, учебные программы для детей с высоким уровнем развития креативного мышления должны отличаться от обычных. Отличия касаются содержания программы, процессов, через которые она воплощается и которые необходимо развивать, продуктов, которых ожидают от учащихся и обстановки обучения.

Работая несколько лет по данной проблеме, я остановилась на определенной системе упражнений и уроков, позволяющих формировать навыки творческого стиля мышления(систематичности, диалектичности, нешаблонности, смелости решения, творческой интуиции).

«НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ»

Общий рисунок:
Каждый рисует только одним карандашом и карандашом определенного цвета. У каждого свой лист. Задумайте свой рисунок, начните его рисовать, но на счет «раз», «два», «три» вы должны будете передать свой листок соседу слева, а у соседа справа взять листок и дорисовать его рисунок. Передавать листки по команде надо до тех пор, пока к вам не вернется ваш листок, его вы определите по цвету своего карандаша.
С использованием музыкальных фрагментов.
Сейчас зазвучит музыка. Закройте глаза, вслушайтесь в нее, а потом нарисуйте все то, что услышали в ней.

Неоконченные картины. Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит – стоят дома пустые, специально для непридуманных загадок построенные. «Дай-ка, - думает, - нарисую загадки, да поселю в домики». Начал он рисовать, и так ему лень стало, что бросил он это дело и пошел дальше. Подошел к другому домику и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал художник целую улицу. Помогите художнику завершить рисунки. По описанию. «Круглое тело – оно же голова, Два круглых глаза смотрят на меня, Круглый нос и круглый рот. Все время песенки поет: «О-О-О». Стоит на круглых четырех ногах, И ветерок застрял в трех волосах».

С показом характера неживых объектов. Попробуйте нарисовать Дом-плаксу, Дом-растрепу….

Фантастического живого существа, которого никто не видел: Мюмзика, Бармоглота.
Варианты выполнения:
-объединение частей различных живых существ и предметов (тип: «Русалочка»);
-количественные изменения отдельных частей (тип: «Змей-Горыныч»).

Кляксы.

Творческие задачи .
(Как нарисовать кота, не рисуя его?).

« Ассоциации»

С использованием геометрических фигур:
( «Круг, вписанный в квадрат, похож на…»)
Пиктограммы:
(обозначение понятий в виде простых рисунков)
Цепочка ассоциаций:
(Ее лучше проводить в кругу. Дети отвечают по очереди.
Например: мед – пчела – боль – врач – т.д.)

Составление ассоциативных загадок:

Таблица заполняется по ходу сочинения загадок.
Последовательность работы:
Выбор объекта (вписывается на верхней строчке).
Заполнение левой части : на что похоже ?
Заполнение правой части : чем отличается ?
Вставить слова-связи «КАК», «НО».
Получаем загадку.

На что похоже?

Чем отличается?

Использование рифм: ( Выбираются созвучные пары слов, анализируется, чем они похожи, что в них общего).

РИФМЫ.
Яйцо рифмуется с лицом,
И это неспроста;
В них много общего,
К примеру, круглота.
И если курочка горда
Сияющим яйцом,
Она взлетает на крыльцо
С сияющим лицом.
Да, кстати, надо уделить
Внимание и кошкам,
Хотя они на первый взгляд
Рифмуются с окошком.
Не надо кошку протирать
До блеска мокрой тряпкой!
Она умоется сама
Язычком и лапкой.

«Да-нетки».

В нашем городе есть большой компьютер. Он тоже умеет задавать задачки и даже может ответить на ваши вопросы. Но в отличие от человека, машина умеет говорить только два слова «ДА», «НЕТ». Если задавать машине вопрос, на который нельзя ответить ни «ДА», ни «НЕТ», в ней происходит сбой, она делает так :«Ц-ц-ц…». Попробуем разгадать загадку компьютера. Задавайте вопросы.

Приемы фантазирования Дж. Родари.

« Круги по воде»:
От камня, брошенного в воду, расходятся концентрированные круги, вовлекающие в свое движение различные окружающие предметы-тростинки, кораблик и др. Так и от слова может начаться движение, привлекающее все новые и новые ассоциации.
Упражнение начинается с выбора «камня»-слова, с которым будет проводиться игра. Желательно брать недлинное слово (из 5-6букв и без букв Й, Ь, Ъ, Ы).

«Перевирание сказок»

Учитель начинает рассказывать какую-либо сказку «правильно», а ученики должны по ходу ее «перевирать».
Например: Сказка «Царевна-лягушка».
Было у отца три сына.
(не три, двадцать).
-Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться».
(не жениться, а в лес по грибы идти).
-Сыновья отвечают: «Как же нам жен выбрать?»
(не жен, а где грибы искать)…

«Бином фантазии».

Случайным образом выбираются два слова, как можно более далекие по смыслу. После этого с помощью предлогов, изменения падежей и окончаний составляются различные словосочетания, служащие основой для придумывания какой-либо истории.

«Что было потом?»
«Приведения живут на Марсе. Вернее, влачат жалкое существование, потому что никто там не принимает их всерьез – и взрослые и дети смеются им в лицо, даже греметь старыми ржавыми цепями неохота. И приведения решают эмигрировать – отправиться на Землю, где по слухам, многие еще их боятся.

«Произвольный префикс».

Изменения слова происходят за счет присоединения к слову какой-либо приставки, обладающей смысловым значением.
Напротив приставок записывается их значение и приводится пример слова с данной приставкой. После этого на доске оставляются 4-5 приставок. Дети называют различные слова, наиболее интересные из которых записываются на доске. Следующий этап работы – произвольное комбинирование слов и приставок, обсуждение полученных вариантов.
Например:
МЕЛОСТУЛ – музыкальный стул.
ВИДЕОКАРАНДАШ – превращает в картинку написанное.

Другая точка зрения.

Для иллюстрации этого упражнения можно использовать стихотворение Я. Акима:.
Что говорят двери.
Двери жаловалась дверь: «А меня сегодня Петя
«Трудно, матушка, поверь, Чуть не вывернул из петель -
Мой хозяин дорогой Утром точно на коне,
Снова пнул меня ногой. Прокатился он на мне.
Шел опять он невеселый; На такое он мастак!»
Видно, двойку нес со школы. И решили двери так:
Видишь, сколько синяков «Если будут издеваться,
Из-за этих дневников!» Перестанем открываться!»
«Вот и я ребят ругаю,-
Простонала дверь другая,
Прибегут – откуда прыть! –
А ведь лень меня закрыть.
Вся продрогла на ветру,
Так и думала – помру».

Занимательные игры помогут развивать творческое мышление детей, научить их самостоятельно искать оригинальные решения, изобретать – плодотворно использовать свое свободное время.

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)