Презентация к собранию по теме "Развитие креативного мышления младших школьников в учебной деятельности"
Оценка 4.7

Презентация к собранию по теме "Развитие креативного мышления младших школьников в учебной деятельности"

Оценка 4.7
ppt
24.03.2020
Презентация к собранию по теме  "Развитие креативного мышления младших школьников  в учебной деятельности"
Презентация к собранию Развитие креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.ppt

Подготовила: Топорова

Подготовила: Топорова

Подготовила: Топорова Светлана Анатольевна , учитель начальных классов МОУ СОШ № 64.

Развитие
креативного мышления младших школьников
в учебной деятельности

Постановка проблемы формирования креативного мышления младших школьников в учебной деятельности

Постановка проблемы формирования креативного мышления младших школьников в учебной деятельности

Постановка проблемы формирования креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.

Социальные преобразования, происходящие сегодня в нашей стране, выдвинули на передний план проблему выявления и поддержки одаренных детей.
Как отмечал исследователь В. С. Кагерманьян,
«если благодаря усилиям последовательностей великого реформатора Петра I, к 1813 году в России было достигнуто весьма высокое отношение высокоинтеллектуальной части населения(6%) к общему числу грамотных.., то в последние
15 - 20 лет процент «элиты» в нашей стране опустился примерно до единицы. Несмотря на достаточно высокий образовательный потенциал и разнообразный опыт развития научно-технического творчества молодежи, в нашей стране наблюдался затяжной спад в решении проблемы».

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную многоаспектную проблему: - длительное время тесты были почти под запретом; -специфические трудности тестирования младших школьников( застенчивость, страх…

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную многоаспектную проблему: - длительное время тесты были почти под запретом; -специфические трудности тестирования младших школьников( застенчивость, страх…

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную многоаспектную проблему: - длительное время тесты были почти под запретом; -специфические трудности тестирования младших школьников( застенчивость, страх перед незнакомыми людьми, легко отвлекаются от выполнения тестовых заданий, быстрая утомляемость); -действующие учебные программы и учебники по возрастной и педагогической психологии не содержат сведений ни об особенностях одаренных детей, ни о методах их выявления, ни о стратегиях, ни о моделях их обучения. 30% отчисленных из школ составляют дети одаренные и сверходаренные. Таким образом, обучение одаренных детей для отечественной дидактики – проблема новая. И она требует, чтобы в качестве основной линии реорганизации содержания современного школьного обучения выступала задача развития креативного мышления школьников.

Рассмотрим, что понимается в науке под креативным мышлением

Рассмотрим, что понимается в науке под креативным мышлением

Рассмотрим, что понимается в науке под креативным мышлением. В психологическом словаре дается следующее определение: « Креативное мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию». В настоящее время все более авторитетным становится направление в рассмотрении креативного мышления как сплава способностей (общих, специальных) со свойствами личности, с характером, темпераментом, ее направленностью, опытом индивидуального психического развития в процессе социализации, образования, воспитания. Уникален опыт Д. Родари, который огромное внимание уделял работе по овладению словом, художественной речью, опытом литературного творчества, что катализирует процесс развития творческого мышления.

В науке понятию «креативное мышление» соответствуют понятия « дивергентное мышление» и « латеральное мышление»

В науке понятию «креативное мышление» соответствуют понятия « дивергентное мышление» и « латеральное мышление»

В науке понятию «креативное мышление» соответствуют понятия « дивергентное мышление» и « латеральное мышление». Дж. Гилфорд ввел получившее широкое признание понятие дивергентного ( расходящегося) продуктивного мышления как альтернативного, отступающего от логики мышления, которое проявляется в задачах, допускающих существование множества правильных ответов. Э. Де Боно ввел понятие «латеральное мышление» - «мышление вширь», которое выискивает новые подходы. Принципы « латерального мышления»: 1.Преодоление барьера НЕТ ( использовать заведомо неподходящую идею как переходный этап к другим идеям). 2.Создание связей между любыми, в том числе самыми отдаленными предметами и явлениями (прием « случайное совмещение»). 3.Преодоление барьера ДА (способность усомниться в истинности прописных истин, сомнение ради изменений).

Анализируя работы, связанные с особым проявлением креативного мышления, с изобретательской деятельностью, необходимо отметить, принципиально новое видение проблемы исследователем

Анализируя работы, связанные с особым проявлением креативного мышления, с изобретательской деятельностью, необходимо отметить, принципиально новое видение проблемы исследователем

Анализируя работы, связанные с особым проявлением креативного мышления, с изобретательской деятельностью, необходимо отметить, принципиально новое видение проблемы исследователем Г. С. Альтшуллером. Основополагающей задачей исследователя была разработка алгоритма решения изобретательских задач ( устранение технических противоречий).

Возрастные особенности младших школьников и формирование креативного мышления

Возрастные особенности младших школьников и формирование креативного мышления

Возрастные особенности младших школьников и формирование креативного мышления.

По современным психологическим представлениям, интеллектуально-творческое развитие происходит главным образом в годы возрастного созревания.
Ряд ученых: Я. А. Пономарева, А. В. Брумлинский,
А. М. Матюшкин, О, К. Тихомирова считают,
что к 6 годам это развитие осуществляется уже больше, чем на треть,
к 8 – наполовину,
а к 12 годам – на три четверти.

Выделим возрастные особенности младших школьников, связанные с креативным мышлением по классификации

Выделим возрастные особенности младших школьников, связанные с креативным мышлением по классификации

Выделим возрастные особенности младших школьников, связанные с креативным мышлением по классификации А. И. Савенкова:

1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность.
Н. С. Лейтес утверждает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны.

2. Развитие речи.
К. Чуковский считает, что у детей наблюдается необычный темп продвижения в развитии речи, элементы языкового творчества, т.е. свойства креативного мышления.

Стремление ребенка реализовать свои личностные возможности

Стремление ребенка реализовать свои личностные возможности

3.Стремление ребенка реализовать свои личностные возможности. Ростки этого стремления проявляются уже у детей 6 – 7лет. Младший школьник испытывает настоятельную потребность применять и развивать свои новые возможности. 4. Стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям. Это качество тесно связано со способностью к оценке, выражено в стремлении к совершенству.

Яркость воображения. То, что у детей подчас возникают неожиданные сопоставления и обобщения, рождаются продукты креативного мышления, которые отличаются оригинальностью, в значительной мере объясняется нехваткой у…

Яркость воображения. То, что у детей подчас возникают неожиданные сопоставления и обобщения, рождаются продукты креативного мышления, которые отличаются оригинальностью, в значительной мере объясняется нехваткой у…

5. Яркость воображения. То, что у детей подчас возникают неожиданные сопоставления и обобщения, рождаются продукты креативного мышления, которые отличаются оригинальностью, в значительной мере объясняется нехваткой у них закрепившихся способов анализа, готовых штампов, новизной для них самой умственной работы. 6. Несоциализированность младших школьников. Ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации( сформированность речи), а с другой стороны – еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку в качестве столового прибора, в качестве – палки, весла и т. д.

Потребность младших школьников к творчеству

Потребность младших школьников к творчеству

7. Потребность младших школьников к творчеству.

Психичес-
кие новообра-
зования

Позиция
взрослого

Место
работы

Значение
деятель-ности

Новообра-
зование

Потреб-ность действо-вать как взрослые

« Ты не можешь»

Сюжетно-ролевая
игра

Имитация труда

Способ-ность играть – потреб-
ность в игре

« Ты можешь»

Творческий труд

Выполне-
ние творческих
действий

Способ-ность к творчеству-
потреб-ность в творчестве

Пути формирования креативного мышления младших школьников в учебной деятельности

Пути формирования креативного мышления младших школьников в учебной деятельности

Пути формирования креативного мышления младших школьников в учебной деятельности.

В мировой психологической и педагогической науках и практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания учебной деятельности, направленной на формирование креативного мышления детей. В условиях, когда за точку отсчета принимается содержание образования их « нормальных» сверстников, можно выделить два основных подхода к решению проблемы:
Изменение количественных характеристик(объем учебного материала и темп обучения),
Изменение качественных характеристик(соотношение различных направлений моделирования содержания, характер его подачи).

Презентация к собранию по теме "Развитие креативного мышления младших школьников в учебной деятельности"

Презентация к собранию по теме  "Развитие креативного мышления младших школьников  в учебной деятельности"

СТРАТЕГИЯ « ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ

СТРАТЕГИЯ « ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ

СТРАТЕГИЯ « ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Главная особенность – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
В педагогике выделяются три уровня реализации «исследовательского обучения»:
Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся;
Преподаватель ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно;
Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.

СТРАТЕГИЯ « ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ»

СТРАТЕГИЯ « ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ»

СТРАТЕГИЯ « ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ»

Содержание образования при использовании стратегии « проблематизации» имеет ряд особенностей:
Учебные проблемы должны иметь личностную обращенность, т. е. отвечать потребностям и интересам данной группы детей;
Ведущая роль педагога в процессе обучения должна сохраняться, но у учащихся должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно;
Избираемые детьми проблемы обычно выходят за рамки одного учебного процесса;
Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей;
Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов.

СТРАТЕГИЯ « ОБУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЮ»

СТРАТЕГИЯ « ОБУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЮ»

СТРАТЕГИЯ « ОБУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЮ»

Предполагает создание специальной программы , направленной на развитие креативного мышления не в ходе традиционного усвоения знаний, а в процессе специальных занятий.
Пионерами этого направления в нашей стране были разработчики и сторонники теории решения изобретательских задач( Г. С. Альтшуллер и др.).
Таким образом, учебные программы для детей с высоким уровнем развития креативного мышления должны отличаться от обычных. Отличия касаются содержания программы, процессов, через которые она воплощается и которые необходимо развивать, продуктов, которых ожидают от учащихся и обстановки обучения.

Работая несколько лет по данной проблеме, я остановилась на определенной системе упражнений и уроков, позволяющих формировать навыки творческого стиля мышления(систематичности, диалектичности, нешаблонности, смелости решения, творческой…

Работая несколько лет по данной проблеме, я остановилась на определенной системе упражнений и уроков, позволяющих формировать навыки творческого стиля мышления(систематичности, диалектичности, нешаблонности, смелости решения, творческой…

Работая несколько лет по данной проблеме, я остановилась на определенной системе упражнений и уроков, позволяющих формировать навыки творческого стиля мышления(систематичности, диалектичности, нешаблонности, смелости решения, творческой интуиции).

НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ» Общий рисунок:

НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ» Общий рисунок:

«НЕОБЫЧНОЕ РИСОВАНИЕ»

Общий рисунок:
Каждый рисует только одним карандашом и карандашом определенного цвета. У каждого свой лист. Задумайте свой рисунок, начните его рисовать, но на счет «раз», «два», «три» вы должны будете передать свой листок соседу слева, а у соседа справа взять листок и дорисовать его рисунок. Передавать листки по команде надо до тех пор, пока к вам не вернется ваш листок, его вы определите по цвету своего карандаша.
С использованием музыкальных фрагментов.
Сейчас зазвучит музыка. Закройте глаза, вслушайтесь в нее, а потом нарисуйте все то, что услышали в ней.

Неоконченные картины.

Неоконченные картины.

Неоконченные картины. Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит – стоят дома пустые, специально для непридуманных загадок построенные. «Дай-ка, - думает, - нарисую загадки, да поселю в домики». Начал он рисовать, и так ему лень стало, что бросил он это дело и пошел дальше. Подошел к другому домику и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал художник целую улицу. Помогите художнику завершить рисунки. По описанию. «Круглое тело – оно же голова, Два круглых глаза смотрят на меня, Круглый нос и круглый рот. Все время песенки поет: «О-О-О». Стоит на круглых четырех ногах, И ветерок застрял в трех волосах».

С показом характера неживых объектов

С показом характера неживых объектов

С показом характера неживых объектов. Попробуйте нарисовать Дом-плаксу, Дом-растрепу….

Фантастического живого существа, которого никто не видел: Мюмзика, Бармоглота.
Варианты выполнения:
-объединение частей различных живых существ и предметов (тип: «Русалочка»);
-количественные изменения отдельных частей (тип: «Змей-Горыныч»).

Кляксы.

Творческие задачи .
(Как нарисовать кота, не рисуя его?).

Ассоциации» С использованием геометрических фигур: ( «Круг, вписанный в квадрат, похож на…»)

Ассоциации» С использованием геометрических фигур: ( «Круг, вписанный в квадрат, похож на…»)

« Ассоциации»

С использованием геометрических фигур:
( «Круг, вписанный в квадрат, похож на…»)
Пиктограммы:
(обозначение понятий в виде простых рисунков)
Цепочка ассоциаций:
(Ее лучше проводить в кругу. Дети отвечают по очереди.
Например: мед – пчела – боль – врач – т.д.)

Составление ассоциативных загадок:

Составление ассоциативных загадок:

Составление ассоциативных загадок:

Таблица заполняется по ходу сочинения загадок.
Последовательность работы:
Выбор объекта (вписывается на верхней строчке).
Заполнение левой части : на что похоже ?
Заполнение правой части : чем отличается ?
Вставить слова-связи «КАК», «НО».
Получаем загадку.

На что похоже?

Чем отличается?

Использование рифм: ( Выбираются созвучные пары слов, анализируется, чем они похожи, что в них общего)

Использование рифм: ( Выбираются созвучные пары слов, анализируется, чем они похожи, что в них общего)

Использование рифм: ( Выбираются созвучные пары слов, анализируется, чем они похожи, что в них общего).

РИФМЫ.
Яйцо рифмуется с лицом,
И это неспроста;
В них много общего,
К примеру, круглота.
И если курочка горда
Сияющим яйцом,
Она взлетает на крыльцо
С сияющим лицом.
Да, кстати, надо уделить
Внимание и кошкам,
Хотя они на первый взгляд
Рифмуются с окошком.
Не надо кошку протирать
До блеска мокрой тряпкой!
Она умоется сама
Язычком и лапкой.

Да-нетки». В нашем городе есть большой компьютер

Да-нетки». В нашем городе есть большой компьютер

«Да-нетки».

В нашем городе есть большой компьютер. Он тоже умеет задавать задачки и даже может ответить на ваши вопросы. Но в отличие от человека, машина умеет говорить только два слова «ДА», «НЕТ». Если задавать машине вопрос, на который нельзя ответить ни «ДА», ни «НЕТ», в ней происходит сбой, она делает так :«Ц-ц-ц…». Попробуем разгадать загадку компьютера. Задавайте вопросы.

Приемы фантазирования Дж. Родари

Приемы фантазирования Дж. Родари

Приемы фантазирования Дж. Родари.

« Круги по воде»:
От камня, брошенного в воду, расходятся концентрированные круги, вовлекающие в свое движение различные окружающие предметы-тростинки, кораблик и др. Так и от слова может начаться движение, привлекающее все новые и новые ассоциации.
Упражнение начинается с выбора «камня»-слова, с которым будет проводиться игра. Желательно брать недлинное слово (из 5-6букв и без букв Й, Ь, Ъ, Ы).

Перевирание сказок» Учитель начинает рассказывать какую-либо сказку «правильно», а ученики должны по ходу ее «перевирать»

Перевирание сказок» Учитель начинает рассказывать какую-либо сказку «правильно», а ученики должны по ходу ее «перевирать»

«Перевирание сказок»

Учитель начинает рассказывать какую-либо сказку «правильно», а ученики должны по ходу ее «перевирать».
Например: Сказка «Царевна-лягушка».
Было у отца три сына.
(не три, двадцать).
-Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться».
(не жениться, а в лес по грибы идти).
-Сыновья отвечают: «Как же нам жен выбрать?»
(не жен, а где грибы искать)…

Бином фантазии». Случайным образом выбираются два слова, как можно более далекие по смыслу

Бином фантазии». Случайным образом выбираются два слова, как можно более далекие по смыслу

«Бином фантазии».

Случайным образом выбираются два слова, как можно более далекие по смыслу. После этого с помощью предлогов, изменения падежей и окончаний составляются различные словосочетания, служащие основой для придумывания какой-либо истории.

«Что было потом?»
«Приведения живут на Марсе. Вернее, влачат жалкое существование, потому что никто там не принимает их всерьез – и взрослые и дети смеются им в лицо, даже греметь старыми ржавыми цепями неохота. И приведения решают эмигрировать – отправиться на Землю, где по слухам, многие еще их боятся.

Произвольный префикс».

Произвольный префикс».

«Произвольный префикс».

Изменения слова происходят за счет присоединения к слову какой-либо приставки, обладающей смысловым значением.
Напротив приставок записывается их значение и приводится пример слова с данной приставкой. После этого на доске оставляются 4-5 приставок. Дети называют различные слова, наиболее интересные из которых записываются на доске. Следующий этап работы – произвольное комбинирование слов и приставок, обсуждение полученных вариантов.
Например:
МЕЛОСТУЛ – музыкальный стул.
ВИДЕОКАРАНДАШ – превращает в картинку написанное.

Другая точка зрения.

Другая точка зрения.

Другая точка зрения.

Для иллюстрации этого упражнения можно использовать стихотворение Я. Акима:.
Что говорят двери.
Двери жаловалась дверь: «А меня сегодня Петя
«Трудно, матушка, поверь, Чуть не вывернул из петель -
Мой хозяин дорогой Утром точно на коне,
Снова пнул меня ногой. Прокатился он на мне.
Шел опять он невеселый; На такое он мастак!»
Видно, двойку нес со школы. И решили двери так:
Видишь, сколько синяков «Если будут издеваться,
Из-за этих дневников!» Перестанем открываться!»
«Вот и я ребят ругаю,-
Простонала дверь другая,
Прибегут – откуда прыть! –
А ведь лень меня закрыть.
Вся продрогла на ветру,
Так и думала – помру».

Занимательные игры помогут развивать творческое мышление детей, научить их самостоятельно искать оригинальные решения, изобретать – плодотворно использовать свое свободное время

Занимательные игры помогут развивать творческое мышление детей, научить их самостоятельно искать оригинальные решения, изобретать – плодотворно использовать свое свободное время

Занимательные игры помогут развивать творческое мышление детей, научить их самостоятельно искать оригинальные решения, изобретать – плодотворно использовать свое свободное время.

Презентация к собранию по теме "Развитие креативного мышления младших школьников в учебной деятельности"

Презентация к собранию по теме  "Развитие креативного мышления младших школьников  в учебной деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020