Учебная мотивация обучающихся
«Все наши замыслы,
все наши цели превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться»
В.А.Сухомлинский.
Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Мотивация – (от лат. означает "двигать" внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то), т.е. это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели.
Особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения | Особенности подростка, препятствующие становлению мотивации учения |
• «потребность во взрослости» — нежелание считать себя ребенком, стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другим людям, к себе; | • незрелость оценок подростком самого себя и других людей: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми. Стремление к взрослости и нежелание быть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого; |
Результаты диагностики
| кол-во | % |
Количество обследованных учащихся 5 класса | 28 |
|
Из них: |
| |
Имеют уровень мотивации: | ||
очень высокий | 18 | 64,3% |
высокий | 7 | 25,0% |
нормальный | 3 | 10,7% |
сниженный | 0 | 0,0% |
низкий | ||
Выявление основных мотивов | средний % | |
учебный мотив | 78,6% | |
социальный мотив | 24,3% | |
позиционный мотив | 38,4% | |
оценочный мотив | 42,9% | |
игровой мотив | 14,3% | |
внешний мотив | 7,1% |
Причины снижения мотивации у школьников
Причина – неумение учиться. Действие взрослого – выявление слабых сторон. Поэтапная ликвидация слабых звеньев. Отмечать успехи. Показывать ученику его продвижение вперед.
Причина – недостающие средства учения (плохо развитые познавательные способности). Действия взрослого – ориентация на то, что ребенок может.
Поведение родителей. Ребенок с малолетства начинает подражать родителям. Действия взрослого – поменять отношение к школе и учению в целом.
Другими причинами можно назвать недостаток в новых ощущениях, слишком большая опека родителей, хорошая обеспеченность ребенка всем необходимым раньше, чем он этого захочет. Такие дети растут апатичными, неинициативными, пассивными.
Отсутствие познавательных ценностей в семье. Действия взрослого – покажите ребенку пример вашей познавательной деятельности.
Дефицит внимания со стороны взрослого. Действия взрослого – постарайтесь проанализировать сколько времени вы проводите в совместной деятельности с ребенком.
Факторы, мешающие пробуждать интерес к учёбе
Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;
Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;
Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.
Памятка для родителей
Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т.д.).
Развивайте его познавательные интересы, его потребность в интеллектуальной активности.
Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.
Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметку, а на полученные знания, умения. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он ее получил.
Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретное задание, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.
Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать вашим ожиданиям.
Поддерживайте и формируйте интерес к информации.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.