Презентация к сценарию урока-консультации "Смысловой анализ текста. Задания 6-8 ОГЭ".

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Смысловой анализ текста.pptx

Смысловой анализ текста

Текст,
основная мысль текста

Ключевые
слова

«Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов».

Задание 6
Смысловой анализ

Помни, что ответов может быть несколько (от 2 и более);

Знай, что, если твой ответ будет отличаться от эталона хотя бы одной цифрой, он не зачтется;

Ответы к заданию записываются без пробелов и запятых.

Текст

Основная
мысль

– Группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Текст держится на идее или главной мысли.

Главная мысль текста передает отношение автора к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор.

На что нужно обращать внимание, чтобы правильно выполнить это задание?

Прочитать вопрос в задании.

Прочитать предложенный текст.

Найти, в каком из вариантов говорится приблизительно о том же, записать свой ответ.

Алгоритм выполнения задания

Читаем текст Алексея Алексеевича Дорохова, русского писателя, журналиста, автора научно-популярных книг для детей

(1)Многие ребята спрашивают: «Откуда вообще появились разные правила поведения?» (2)Никто этих правил из головы не выдумывал, они создавались в народе постепенно.
(3)Сколько раз ты, наверное, слышал: «Сними шапку, если в комнату вошёл!»
(4)«А зачем её снимать, шапку? — думал ты с досадой. — И откуда взялось такое правило?» (5)А вот откуда.
(6)В старину, лет семьсот-восемьсот назад, рыцари носили костюмы из ... листового железа. (7) Шапка железная, куртка железная, брюки железные, сапоги железные и даже рукавицы железные. (8) Их надевали не только готовясь к бою, но и вообще собираясь, скажем, съездить в гости. (9)Потому что путешествовать в те времена было довольно опасно. (10) Даже в городах люди ходили тогда вооружёнными. (11)А уезжая из дому в дальний путь, рыцари обязательно надевали на себя кольчугу, тяжёлые латы, голову прятали под железный шлем с забралом, закрывавшим лицо. (12)Но вот на пути дом, где живёт добрый человек. (13)Переступая порог, странствующий рыцарь снимает свой шлем и несёт его в руке.(14) «Я тебя не опасаюсь, — говорит он этим жестом хозяину. — Видишь, моя голова открыта. (15)Я тебе доверяю. (16)Ты хороший человек, не грабитель и не предатель. (17)Удара исподтишка не нанесёшь».
(18)Суровые эти времена давно прошли. (19)Но обычай — входя в комнату, снимать шапку — остался. (20)Остался потому, что это хороший обычай. (21)Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Все мы знаем, откуда появились различные правила поведения.
2. В старину не боялись, что на них нападут злые люди.
3. Заходя в дом, снимая головной убор, мы показываем хозяевам, что не опасаемся их.
4. Рыцари ходили в доспехах из листового железа, чтобы защитить себя от врагов.
5. Снимая шлем, рыцарь предупреждал врага о том, что он сможет себя защитить.

Тренируемся!

Чтобы правильно выполнить это задание, нужно сопоставить каждое высказывание с содержанием текста, а затем найти номера предложений в тексте, подтверждающие данное высказывание.

1 высказывание: «Все мы знаем, откуда появились различные правила поведения» не подтверждается предложением текста.
Смотрим на предложение 2: «Никто этих правил из головы не выдумывал, они создавались в народе постепенно».

ЗАПОМНИ!

2 высказывание: «В старину не боялись, что на них нападут злые люди» не подтверждается текстом. Смотрим на предложение 9: «Потому что путешествовать в те времена было довольно опасно.»

3 высказывание: «Заходя в дом, снимая головной убор, мы показываем хозяевам, что не опасаемся их» подтверждается предложение 21: «Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе».

4 высказывание: «Рыцари ходили в доспехах из листового железа, чтобы защитить себя от врагов» подтверждается предложением 6: «В старину, лет семьсот-восемьсот назад, рыцари носили костюмы из ... листового железа».

5 высказывание: «Снимая шлем, рыцарь предупреждал врага о том, что он сможет себя защитить» не подтверждается текстом. Смотрим на предложениями 13, 14: «Переступая порог, странствующий рыцарь снимает свой шлем и несёт его в руке. Я тебя не опасаюсь, — говорит он этим жестом хозяину. — Видишь, моя голова открыта».

Задание №7 связано с анализом средств выразительности.
В вариантах этого задания могут встретиться следующие средства выразительности:
Звукопись (новое на ОГЭ!)
Эпитет
Метафора (развёрнутая и скрытая)
Гипербола
Олицетворение
Сравнение и сравнительный оборот
Фразеологизм

ЗАПОМНИ!

7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Многие ребята спрашивают: откуда вообще появились разные правила поведения?
2) Но вот на пути дом, где живёт добрый человек.
3) Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе.
4) Суровые эти времена давно прошли.
5) В старину, лет семьсот-восемьсот назад, рыцари носили костюмы из ... листового железа.

ЭПИТЕТ

Эпитет - это образное художественное определение

7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Многие ребята спрашивают: откуда вообще появились разные правила поведения?
2) Но вот на пути дом, где живёт добрый человек.
3) Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошёл, уважаешь живущих в нём людей, веришь в их порядочность, в хорошее отношение к тебе.
4) Суровые эти времена давно прошли.
5) В старину, лет семьсот-восемьсот назад, рыцари носили костюмы из ... листового железа.


7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

2) Но вот на пути дом, где живёт добрый человек

4) Суровые эти времена давно прошли.

Задание № 8 связано с анализом лексических средств.
В вариантах этого задания могут
встретиться следующие лексические средства:
синонимы;
антонимы;
фразеологические обороты;
особые группы слов (жаргонизмы, профессионализмы);
просторечные слова;
диалектные слова.

ЗАПОМНИ!

8. Лексический анализ.

Найдите в ТЕКСТЕ контекстный синоним к слову ШАПКУ (предложение 19: «Но обычай — входя в комнату, снимать шапку — остался». ). Напишите этот синоним.

Контекстный синоним

Контекстными синонимами или контекстуальными называют такие слова, которые имеют значение синонимов только в данном тексте

19)Но обычай — входя в комнату, снимать шапку — остался

Находим синоним в 13 предложении текста:

13) Переступая порог, странствующий рыцарь снимает свой шлем и несёт его в руке.

Рекомендации для самостоятельной работы:
повторить темы «Текст как речевое произведение», «Смысловая и композиционная целостность текста», «Анализ текста», «Лексические средства выразительности»

КЬЮАРКОДЫ ОНЛАЙН-ТРЕНАЖЁРОВ

У вас всё получится!

До новых встреч!