Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов.
Познакомить с некоторыми видами минералов.
Развивающие:
Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультмедийной презентации и Интернет-ресурсов).
Для развития научного языка включить в урок следующие термины: магматические, осадочные и метаморфические горные породы, минерал, магма.
Воспитательные:
Способствовать пониманию учащимися материальности и познаваемости мира.
Воспитывать умение работать в группе, уважительно относиться к товарищам.
Как называется каменная оболочка Земли?
Из чего она состоит?
Как называются предметы, которые нас окружают?
Из чего состоят все тела?
В каких состояниях могут находиться вещества?
Какими свойствами обладают твердые тела?
Литосфера
Из почвы и горных пород
Тела
Из веществ
Твердое, жидкое, газообразное
Имеют постоянную форму и объем
Горная порода – природное тело, слагающее земную кору и состоящее из минералов.
Горные породы отличаются друг от друга окраской, плотностью, твердостью, способом образования, минеральным составом и другими признаками.
Минералы – природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли.
Например, гранит состоит из: кварца, полевого шпата, слюды.
Магматические горные породы
Образуются при застывании и за-твердевании магмы – расплавлен-ной каменной массы, возникаю-щей во время извержения вулкана.
ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Песчанники, глины образовались из обломков древних пород, которые оседали на дне океа-нов, морей, озер и в других понижениях суши. Постепенно под давлением новых слоев они уплотнялись и превращались в осадочную породу.
ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Мел, известняк представляют собой затвер-девший осадок, состоящий из раковин отмер-ших древних организмов, населявших моря и океаны.
Минералы
Тела природы, возникшие в результате ес-тественных процессов, происходящих в лито-сфере, обладающие определенным химичес-ким составом и кристаллической структурой.
нефрит
малахит
бирюза
флюорит
топаз
хризоберилл
халцедон
яшма
унакит
агат
Лабораторная работа №4
Тема: Описание минералов и горных пород, определение их свойств.
Цель работы: познакомиться с различными минералами и горными породами; научиться определять их на основании характерных свойств.
Оборудование: коллекции «Минералы», «Горные породы».
Ход работы: 1. Рассмотрите коллекцию минералов.
2. Определите для каждого минерала цвет (металлический, неметаллический), прозрачность, твердость (на мягких минералах ноготь оставляет царапину, на твердых – нет).
3. Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Название минерала | Цвет | Блеск | Прозрачность | Твердость |
Название минерала | Цвет | Блеск | Прозрач-ность | Твер-дость |
Агат
Красный
Матовый
Не прозрачен
Аметист
Асбест
Арагонит
Гематит
Диаспор
6,5 - 7
Неодно-
родный
Стеклянный
Прозрачен
7
Черный
Нет
Нет
3,5 - 4
Желтый
Стеклянный
Прозрачен
3,5 - 4
Красный
Железный
Нет
5,5 – 6,5
Белыйый
Перламут-
ровый
Полурозрачен
6,5 - 7
4. Сделайте вывод, чем отличаются минералы друг от друга, что между ними общего.
5. Рассмотрите коллекцию горных пород.
6. Определите для каждой горной породы происхождение, цвет, блеск, твердость.
7. Результаты занесите в таблицу.
8. Сделайте вывод, чем отличаются горные породы, в чем их сходство.
Название горной породы | Особенности | |||
Происхож-дение | Цвет | Блеск | Твердость | |
Выводы:
В среднем, изучаемые горные породы и минералы имеют матовый и стеклянный блеск, есть как прозрачные, так и непрозрачные формы, твердость по шкале Мосса составляет от 3 до 7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.