Юрина И.В.,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №18
им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринска
Тамбовской области
Горные породы
ЦЕЛИ УРОКА
Повторить внутреннее строение Земли;
познакомиться с горными породами,
слагающими земную кору;
научиться различать основные виды
горных пород по разным признакам.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов.
Познакомить с некоторыми видами минералов.
Развивающие:
Продолжить обучение учащихся анализу, сравнению и обобщению полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультмедийной презентации и Интернет-ресурсов).
Для развития научного языка включить в урок следующие термины: магматические, осадочные и метаморфические горные породы, минерал, магма.
Воспитательные:
Способствовать пониманию учащимися материальности и познаваемости мира.
Воспитывать умение работать в группе, уважительно относиться к товарищам.
Внутреннее строение земли
Океаническая кора
Континентальная кора
Верхняя мантия
Нижняя мантия
Внешнее ядро
Внутреннее ядро
К
О
Р
А
М
А
Н
Т
И
Я
Я
Д
Р
О
Как называется каменная оболочка Земли?
Из чего она состоит?
Как называются предметы, которые нас окружают?
Из чего состоят все тела?
В каких состояниях могут находиться вещества?
Какими свойствами обладают твердые тела?
Литосфера
Из почвы и горных пород
Тела
Из веществ
Твердое, жидкое, газообразное
Имеют постоянную форму и объем
Горная порода – природное тело, слагающее земную кору и состоящее из минералов.
Горные породы отличаются друг от друга окраской, плотностью, твердостью, способом образования, минеральным составом и другими признаками.
Минералы – природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли.
Например, гранит состоит из: кварца, полевого шпата, слюды.
Литосфера -
верхняя каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии ( «литос»- камень )
МАГМАТИЧЕСКИЕ ПОРОДЫ
Образуются из магмы в глубине земной коры.
Застывание магмы на глубине происходит медленно.
Из-за медленного остывания образуются крупные кристаллы, которые хорошо видны в породе.
Породы кристаллические, плотные.
Магматические горные породы
Образуются при застывании и за-твердевании магмы – расплавлен-ной каменной массы, возникаю-щей во время извержения вулкана.
ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Образуются в результате оседания и накопления на поверхности Земли
Песчанник
Глина
Известняк
Мел
Гипс
Каменная соль
ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Песчанники, глины образовались из обломков древних пород, которые оседали на дне океа-нов, морей, озер и в других понижениях суши. Постепенно под давлением новых слоев они уплотнялись и превращались в осадочную породу.
ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Мел, известняк представляют собой затвер-девший осадок, состоящий из раковин отмер-ших древних организмов, населявших моря и океаны.
Осадочные горные породы (органические):
Органические осадочные горные породы образуются:
из остатков растений-уголь;
из остатков животных – известняк.
Каменный уголь
Известняк
Осадочные горные породы (неорганические):
Породы химического происхождения образуются при выпадении веществ из раствора.
Каменная соль
Гипс
Минералы
Тела природы, возникшие в результате ес-тественных процессов, происходящих в лито-сфере, обладающие определенным химичес-ким составом и кристаллической структурой.
нефрит
малахит
бирюза
флюорит
топаз
хризоберилл
халцедон
яшма
унакит
агат
Минералы
Драгоценные и полудрагоценные камни.
хризолит
сапфир
изумруд
аквамарин
рубин
циркон
топаз
авантюрин
агат
гематит
Тигровый
глаз
гелиодор
александрит
аметист
турмалин
Магматические | Осадочные | Мета-мор-фичес-кие | |||
Глубин-ные | Излив-шиеся | Неорганические | Органи-ческие | ||
Обло-мочные | Хими-ческие | ||||
гранит | базальт | песок | Пова-ренная соль | уголь | гнейс |
алмаз | пемза | глина | гипс | нефть | |
габбро | андезит | гравий | газ | кварцит | |
диорит | липарит | галька | извест-няк | мрамор | |
мел |
Лабораторная работа №4
Тема: Описание минералов и горных пород, определение их свойств.
Цель работы: познакомиться с различными минералами и горными породами; научиться определять их на основании характерных свойств.
Оборудование: коллекции «Минералы», «Горные породы».
Ход работы: 1. Рассмотрите коллекцию минералов.
2. Определите для каждого минерала цвет (металлический, неметаллический), прозрачность, твердость (на мягких минералах ноготь оставляет царапину, на твердых – нет).
3. Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Название минерала | Цвет | Блеск | Прозрачность | Твердость |
Название минерала | Цвет | Блеск | Прозрач-ность | Твер-дость |
Агат
Красный
Матовый
Не прозрачен
Аметист
Асбест
Арагонит
Гематит
Диаспор
6,5 - 7
Неодно-
родный
Стеклянный
Прозрачен
7
Черный
Нет
Нет
3,5 - 4
Желтый
Стеклянный
Прозрачен
3,5 - 4
Красный
Железный
Нет
5,5 – 6,5
Белыйый
Перламут-
ровый
Полурозрачен
6,5 - 7
4. Сделайте вывод, чем отличаются минералы друг от друга, что между ними общего.
5. Рассмотрите коллекцию горных пород.
6. Определите для каждой горной породы происхождение, цвет, блеск, твердость.
7. Результаты занесите в таблицу.
8. Сделайте вывод, чем отличаются горные породы, в чем их сходство.
Название горной породы | Особенности | |||
Происхож-дение | Цвет | Блеск | Твердость | |
Название горной породы | Особенности | |||
Происхождение | Цвет | Блеск | Твердость | |
Обсидиан
Пемза
Кварцит
Известняк
Брекция
Вулканическая
Вулканическая
Метаморфическая
Осадочная
Осадочная
Черный
Серый
Серый
Серый
Белый
Есть
Нет
Нет
Матовый
Матовый
5
6
3
5
Высокая
Выводы:
В среднем, изучаемые горные породы и минералы имеют матовый и стеклянный блеск, есть как прозрачные, так и непрозрачные формы, твердость по шкале Мосса составляет от 3 до 7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.