Задачи урока
Образовательные:сформировать знания об истории открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки разобрать основные положения клеточной теории выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки.
Развивающие:
продолжить формирование умений и навыков использовать различные информационные источники: интернет, дополнительную литературу при подготовке к уроку умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать монологическую речь учащихся.
Воспитательные:
формирование умений самостоятельной работы пока-зать общебиологическое значение клеточной теории.
Блиц - опрос
Какими царствами представлена живая природа?
Растения, животные, грибы, растения.
2. Из чего состоят представители царств живой природы?
Из клеток.
3. Какое еще существует пятое царство?
Вирусы.
4. Какова особенность вирусов?
Не имеют клеточного строения
5. Какие существуют уровни организации жизни?
Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
Зарядка для ума (свойства живого организма)
жидрастьмораз
таниепи
гуциясаремоля
сорт
витиераз
леднасвенстность
ханеиды
мноразниеже
раздражимость
питание
саморегуляция
рост
развитие
наследственность
дыхание
размножение
Клетка - удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, как, например, у бактерий, но чаще он состоит из миллионов клеток.
История изучения клетки.
История изучения клетки неразрывно связана с развитием микроскопической техники и методов исследования.
В тайну клеточного строения человек смог проникнуть только благодаря изобретению в конце XVI столетия микроскопа.
Не осталась в стороне от научного прогресса и Россия.В 1693 г. во время пребывания Петра I в Дельфе А.Левенгук продемонстрировал ему, как движется кровь в плавнике рыбы.
Эти демонстрации произвели на Петра I такое большое впечатление , что вернувшись в Россию, он создал мастерскую оптических приборов.
Середина 19 в. – Теодор Шванн:
изучал клетки животных;
сопоставив данные М. Шлейдена со своими данными, пришел к выводу, что растения и животные состоят из клеток;
сформулировал основные положения клеточной теории.
Теодор Шванн (1810-1882)
Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологии:
1. Клетка является основной структурой и функциональной единицей жизни. Все организмы состоят из клеток, жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.
4. В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам регуляции.
Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологии:
1. Современной клеточной теории соответствует следующее положение:
а) «клеткам присуще мембранное строение»;
б) «клетки всех живых существ имеют ядра»;
в) «клетки бактерий и вирусов сходны по строению и функциям»;
г) «клетки всех живых существ делятся».
Проверим наши знания.
2. Клеточной теории не соответствует положение:
а) «клетка – элементарная единица жизни»;
б) клетки многоклеточных организмов объединены в ткани по сходству строения и функций»;
в) «клетки образуются путем слияния яйцеклетки и сперматозоида»»;
г) «клетки всех живых существ сходны по строению и функциям».
4. С какой из областей знания в большей мере связано развитие клеточной теории в XIX и XX столетии:
а) с развитием микроскопии;
б) с развитием философии;
в) с развитием физики и химии;
г) с развитием всех указанных направлений.
5. О единстве органического мира свидетельствует:
а) связь организмов со средой;
б) сходство живой и неживой природы;
в) наличие разных уровней организации живой природы;
г) клеточное строение организмов всех царств живой природы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.