Задачи урока
Образовательные:
познакомить учащихся с видами солнечных лучей и их влиянием на организм человека;
познакомить учащихся с влиянием Луны и магнитного поля Земли на организм человека.
Развивающие:
развивать понятия «солнечная радиация», «новолуние», «полнолуние» и «магнитное поле» и их воздействие на организм человека.
Воспитательные:
продолжить воспитание бережного отношения к своему организму и формирование здорового образа жизни.
Вспомните….
1. Сформулируйте определение здоровья.
Здоровье — естественное состояние организма, характе-ризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
2. Что такое дезадаптация?
Какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды.
3. Охарактеризуйте процесс развития болезненных состояний.
Состояние удовлетворительной адаптации →
Состояние функционального напряжения механизмов
адаптации →
Состояние неудовлетворительной адаптации →
Предболезнь →
Болезнь
Вспомните….
4. Каковы методы увеличения эффективности адаптации?
Специфические и неспецифические.
5. Что означает понятие «специфические методы увеличения эффективности адаптации»?
Методы, основанные на повышении устойчивости организма к какому-либо определённому фактору среды: холоду, высокой температуре, гипоксии и т.п.
6. Что означает понятие «неспецифические методы увеличения эффективности адаптации»?
К ним относятся все виды воздействий на организм, повышающие его адаптационную устойчивость в целом, вне зависимости от природы негативного воздействия.
Космические влияния, существовавшие ещё до возникновения жизни на Земле и оказывающие, как правило, комплексное воздействие на живые организмы, достаточно разнообразны. Они могут иметь галактическое происхождение, т.е. определяться активностью Солнца и других космических объектов либо процессами, происходящими на Земле и в околоземном пространстве.
Космические влияния совершенно необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности организма.
Если поместить животное или человека в экранированную камеру и ограничить таким образом доступ внешней энергии естественного происхождения, в организме произойдут серьёзные нарушения на молекулярном, клеточном, тканевом, органном и системном уровнях. Но с другой стороны, на увеличение длительности или интенсивности воздействия перечисленных факторов организм также реагирует развитием патологических состояний.
Инфракрасные лучи
Инфракрасные лучи легко проникают через одежду и поглощаются кожей человека более чем на 50%. Они повышают биолюминесценцию (биологическое свечение) в организме, ускоряют биохимические, ферментативные и иммунные реакции, ускоряют рост клеток и регенерацию тканей, усиливают ток крови, увеличивают температуру крови и лимфы. Понижается тонус гладких мышц и скелетной мускулатуры, ослабевает нервное напряжение.
Ультрафиолетовые лучи
Составляют менее 0,5% солнечной радиации, их количество зависит от экранирующего действия атмосферы. Эти лучи обладают бактерицидным действием: под влиянием прямых солнечных лучей погибают микроорганизмы. Попадая на кожу человека, ультрафиолетовое излучение способствует загару, что связано с образованием в результате ферментативных реакций пигмента меланина. Пигментация защищает кожу от излишней радиации.
Ультрафиолетовые лучи
Однако при длительном воздействии ультрафиолетового излучения появляются ожоги. При этом клетки эпидермиса повреждаются, что ведёт к образованию гистамина и других продуктов клеточного распада, которые всасываются в кровь и вызывают покраснение, отёк и другие признаки воспаления.
Продолжительное ультрафиолетовое облучение может привести к возникновению опухолей кожи и внутренних органов.
Ультрафиолетовые лучи
Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже витамина D, участвующего в обмене фосфора и кальция. Витамины группы D необходимы для придания плотности костям и для нормальной деятельности нервной и мышечной систем.
Умеренное ультрафиолетовое облучение повышает иммунные свойства кожи и крови, стимулирующе действует на органы кроветворения. Оно активизирует функции вегетативной нервной системы и желёз внутренней секреции. Малые дозы облучения оказывают возбуждающий, а большие — угнетающий эффект на процессы, происходящие в коре головного мозга.
Видимые лучи Солнца
Составляют около 40% радиации Солнца. Их биологическое значение для человека прежде всего состоит в возможности зрительного восприятия, роль которого сложно переоценить: до 85% всей информации об окружающей среде мы получаем с помощью зрения.
Видимые лучи Солнца
При этом зрительная информация не только обеспечивает ориентацию в пространстве, но и оказывает влияние на функции мозга. Существует даже особое научное направление — «видеоэкология», — изучающее влияние зрительной информации различного характера на состояние нашего организма.
Видимые лучи Солнца
Световые лучи проникают в тело на глубину около 5 см. Они стимулируют биохимические процессы, увеличивают иммунную реактивность, способствуют образованию пигмента. Повышается возбудимость коры головного мозга, деятельность желёз внутренней секреции, обмен веществ. Разные цвета видимого спектра оказывают различное влияние на нервно-психические процессы.
Видимые лучи Солнца
Одним из важнейших следствий периодического изменения освещённости является регуляция суточных ритмов, которые способствуют чередованию активной деятельности и восстановительных процессов.
Влияние Луны на живые организмы
Лунный свет действует на нервно-психическую сферу человека и может вызывать определённые изменения, особенно в полнолуние.
Исследования американского психиатра А. Лайбера показали: для тех, кто склонен к перевозбуждению, чья психика нестабильна, полнолуние может оказаться трудным кризисным периодом.
Влияние Луны на живые организмы
Известно, что наш разум в это время настолько активен, что трудно заснуть, поэтому полнолуние может создать дополнительные проблемы для людей, страдающих бессонницей. Сейчас есть данные, свидетельствующие о том, что в периоды полнолуния происходит больше убийств, проявлений агрессивности, неуравновешенности. Существуют и позитивные эффекты. Например, в период полнолуния резко увеличивается творческая активность, обостряется эмоциональная чувствительность.
Магнитное поле Земли
Электромагнитные поля различной интенсивности влияют на функциональное состояние организма. На них реагируют основные системы регуляции: центральная нервная система, эндокринная система, кровообращение, система крови. Изменяется метаболизм. Электромагнитные поля влияют на высшие функции мозга. Они вызывают нарушения адаптивного поведения. Страдают механизмы памяти, изменяется восприятие времени, объём и интенсивность внимания, увеличивается время простой двигательной реакции. Геомагнитные возмущения влияют на работу головного мозга спящего человека и уменьшают продолжительность сна.
Магнитное поле Земли
Живые организмы обладают собственными магнитными полями. Они возникают благодаря электрической активности клеточных мембран нервной и мышечной ткани. Другим источником являются ферромагнитные микрочастицы, попавшие в организм. Полагают, что у человека скопления магнетита органического происхождения находятся в надпочечниках и в коре головного мозга. Изучая распределение поверхностных потенциалов у животных и человека, учёные обнаружили отрицательные заряды на большей части тела и конечностях и положительные заряды в затылочной области головы и в начале позвоночного столба, то есть в районе головного и спинного мозга.
Контрольные вопросы
Какую роль космические влияния играют в жизнедеятельности организмов?
Как связаны солнечная активность и самочувствие человека?
Каково влияние Луны на живые организмы?
Каким образом магнитные поля влияют на живые системы?
© ООО «Знанио»