Презентация к уроку экологии "Воздух в жизни растений"

  • ppt
  • 07.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Воздух в жизни растений.ppt

Воздух в жизни растений

Юрина И.В.
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №18
им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринска
Тамбовской области

Вспомните эти понятия и термины

Атмосфера
Атмосферное электричество
Молния
Распространение семян ветром
Распространение семян животными
Жизненная форма растений

Вспомните эти понятия и термины

Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Атмосферное электричество -  совокупность электрических явлений и процессов в атмосфере
Молния – гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
Распространение семян ветром (приспособления – пушистые волоски, парашютики, крыловидные выросты)
Распространение семян животными (приспособления – крючки, зубчики, липучки, вкусная мякоть плода, плотная оболочка)
Жизненная форма растений - внешний облик растений, отражающий их приспособленность к условиям среды.

Состав атмосферы

Атмосфера

Азот и кислород
(<99%)

Аргон, неон, углекислый
газ, озон, метан, угарный
газ, аммиак и др.
(>1%)

Пары воды

Твердые составляющие атмосферы

Пыль образуется при выветривании горных пород, обработке почвы, в некоторых промышленных производствах, например цемента, обогащения руды.
Сажа и другие продукты горения образуются во время извержения вулканов, в двигателях различных машин, топках электростанций, бытовых котельных, при пожарах.

Твердые частички

Биогенные
(пыльца и споры растений,
споры грибов и бактерий)

Абиогенные
(пыль и продукты
горения)

Роль газов атмосферы в жизни растений.

Углекислый газ необходим как источник углерода в процессе фотосинтеза.
Углекислый газ появляется в результате дыхания живых организмов, в том числе растений, а также при окислении (разложении) органических веществ.
Кислород используется для дыхания большинством живых организмов, включая и растения. Необходимо всегда помнить, что он появился в атмосфере благодаря жизнедеятельности бактерий и растений, имеющих в своих клетках фотосинтети-ческие пигменты.
Озон, образующийся из кислорода, препятствует проникновению на Землю большей части ультрафиолетовых лучей, пагубно воздействующих на все живые организмы.

Отрицательные воздействия атмосферы на растения

Иссушающее воздействие связано с увеличением испарения воды растениями.
В безветренную погоду листья как бы окружены слоем водяного пара, образующегося при испарении воды через устьица, это снижает скорость испарения. Ветер сдувает защитную оболочку, в результате чего потери воды растением резко возрастают.
Иссушение наиболее опасно в двух случаях - когда почва холодная и когда в почве мало влаги. В этих условиях растения не могут восполнить испаряющуюся воду.

Отрицательные воздействия ветра на растения

Полегание
Ветроповал и бурелом

Атмосферное электричество - молния

Может уничтожить не только отдельное дерево, но и вызвать лесной пожар.
Электрические разряды создают условия для образования соединений азота с кислородом (оксидов).
Растворяясь в дождевой воде, оксиды азота попадают в почву. Это один из путей пополнения почвы чрезвычайно необходимым растениям химическим элементом.

Положительное влияние ветра

Опыление и распространение плодов и семян.
Анемофилия (от греческого «anemos» («анемос») - ветер и «philio» («филио») - люблю) – перенос пыльцы с цветка на цветок
Анемохория (от «anemos» и «choreo» («хорео») – распространяюсь)–распространение плодов и семян ветром.

Приспособления к опылению ветром

Цветки мелкие, невзрачные.
Лишены нектарников.
Большинство лишены запаха.
Образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая.
Тычинки на длинных, свисающих нитях.
Растут большими скоплениями.
Зацветают до распускания листьев.

Ветроопыляемые растения

березовые

злаковые

амброзия

сосна

Приспособления к опылению ветром

Мелкие и легкие (орхидеи и верески)

Крылатые (клен, сосна,
ясень, вяз)

«Волосатые»
(черный тополь)

«Парашютики»
(одуванчик)

«Копье»
(ковыли)

Жизненная форма растений «перекати-поле»

Ветер также переносит семена, не имеющие специальных приспособлений, но для этого их «родители» должны иметь жизненную форму растений «перекати-поле». К таким растениям относятся качим метельчатый (фото 54), зопник колючий, триния многостебель­ная, резак обыкновенный, сине­головник равнинный и некоторые другие.


Фото 54. Качим метельчатый - пример растения «перекати-поле»

Антропогенные изменения в атмосфере.

Человек в результате своей хозяйственной деятельности производит значительные изменения в атмосфере.
Сжигание огромного количества торфа, угля, нефти, газа и других видов топлива требует колоссальных затрат кислорода. Одновременно выделяется углекислый газ, избыток которого в атмосфере приводит к потеплению климата.
Кроме этого, в атмосферу поступают соединения (оксиды) серы, которые, растворяясь в воде, образуют кислоту. Серная кислота, в виде кислотных дождей попадая на сушу и в водоёмы, способна уничтожить всё живое.
Огромное количество пыли, сажи, других твёрдых частиц, образовавшихся в результате человеческой деятельности, снижает прозрачность атмосферы, а это препятствует прохождению солнечных лучей, что влечёт снижение объёмов фотосинтеза на планете.

Охрана атмосферы

Вопросами охраны атмосферы люди занимаются давно.

Достигнуты значительные результаты по очистке отработанных газов (включая выхлопные газы автомобилей), снижению поступления пыли в атмосферу, разрабатываются технологии по переходу на малоотходное производство.

Сделано много, но до идеального производства ещё далеко и ещё многое предстоит сделать.

Домашнее задание

§6
Ответить на вопросы:
Что представляет собой атмосфера?
Какие вещества входят в её состав?
Выполнить задания:
Расскажите об источниках поступления в атмосферу веществ, входящих в её состав.
Расскажите о положительном значении атмосферы в жизни растений.
Расскажите об отрицательном воздействии атмосферных явлений на растения.
Приведите примеры отрицательного воздействия человека на атмосферу и предложите пути их решения.

Спасибо за работу