Презентация к уроку "Геометрический смысл производной"
Оценка 5

Презентация к уроку "Геометрический смысл производной"

Оценка 5
Презентации учебные
ppt
математика
10 кл—11 кл
20.02.2020
Презентация к уроку "Геометрический смысл производной"
презентация к уроку "Геометрический смысл производной"
геометрический смысл производной.ppt

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРОИЗВОДНОЙ (ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПРОИЗВОДНОЙ (ПРЕДИСЛОВИЕ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ

ПРОИЗВОДНОЙ

(ПРЕДИСЛОВИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ СВОЙСТВ
ФУНКЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОИЗВОДНОЙ)

10 класс (профильный уровень)

ОБУЧАЮЩАЯ : обобщить и закрепить идею геометрического смысла производной на основе знакомства с математическими «портретами»; сформировать начальное представление об истории развития математического анализа; учить работать…

ОБУЧАЮЩАЯ : обобщить и закрепить идею геометрического смысла производной на основе знакомства с математическими «портретами»; сформировать начальное представление об истории развития математического анализа; учить работать…

ОБУЧАЮЩАЯ :

обобщить и закрепить идею геометрического смысла производной на основе знакомства с математическими «портретами»;
сформировать начальное представление об истории развития математического анализа;
учить работать с теоретическими вопросами учебника;
«открыть» зависимость между свойствами монотонности функции, экстремумами и значениями производной.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ :

способствовать развитию общения как метода научного познания, аналитико-синтетического мышления, смысловой памяти и произвольного внимания,
развитие навыков исследовательской деятельности (планирование, выдвижение гипотез, анализ, обобщение).

РАЗВИВАЮЩАЯ :

развивать у учащихся коммуникативные компетенции,
способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.

ЦЕЛЬ УРОКА

Проверка домашнего задания и постановка проблемы

Проверка домашнего задания и постановка проблемы

Проверка домашнего задания и постановка проблемы.

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент.

III. Анализ наблюдений.

IV. Обобщение наблюдений.

V. Работа с учебником.

VI. Экскурс в историю.

VII. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание.

Дерзай !!!

II.

НАЧИНАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЖНО ПО-РАЗНОМУ

НАЧИНАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЖНО ПО-РАЗНОМУ

«НАЧИНАТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЖНО ПО-РАЗНОМУ... Все равно начало почти всегда оказывается весьма несовершенной, нередко безуспешной попыткой. ЕСТЬ ИСТИНЫ, как страны, НАИБОЛЕЕ УДОБНЫЙ ПУТЬ К КОТОРЫМ СТАНОВИТСЯ ИЗВЕСТНЫМ ЛИШЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ ИСПРОБУЕМ ВСЕ ПУТИ. Кому-то приходится, рискуя собой, сходить с проторенной дороги, чтобы указать другим правильный путь... НА ПУТИ К ИСТИНЕ МЫ ПОЧТИ ВСЕГДА ОБРЕЧЕНЫ СОВЕРШАТЬ ОШИБКИ».

ЭПИГРАФ К УРОКУ

Denis Diderot

1713 - 1784

Екатерина II

Дени Дидро

АКЦЕНТИРУЕМ ТЕОРИЮ ПО ТЕМЕ ГРАФИК 1

АКЦЕНТИРУЕМ ТЕОРИЮ ПО ТЕМЕ ГРАФИК 1

АКЦЕНТИРУЕМ ТЕОРИЮ ПО ТЕМЕ

ГРАФИК

1. В чем состоит геометрический смысл
производной ?

2. В любой ли точке графика можно провести
касательную? Какая функция называется
дифференцируемой в точке?

3. Касательная наклонена под тупым углом к
положительному направлению оси ОХ.
Следовательно, • • • .

4. Касательная наклонена под острым углом к
положительному направлению оси ОХ.
Следовательно, • • • .

5. Касательная наклонена под прямым углом к
положительному направлению оси ОХ.
Следовательно, • • • .

6. Касательная параллельна оси ОХ, либо с ней совпадает. Следовательно, • • • .

}

значение производной в точке Х₀

}

тангенс угла наклона касательной к положительному направлению оси ОХ

угловой коэффициент касательной

f ´(x₀) = tg α = к

для дифференцируемых функций : 0° ≤ α ˂180°, α ≠ 90° вопросы α - тупой tg α < 0 f ´(x₀) < 0 α –…

для дифференцируемых функций : 0° ≤ α ˂180°, α ≠ 90° вопросы α - тупой tg α < 0 f ´(x₀) < 0 α –…

для дифференцируемых функций : 0° ≤ α ˂180°, α ≠ 90°

вопросы

α - тупой
tg α < 0
f ´(x₀) < 0

α – острый
tg α >0
f ´(x₁) >0

α = 90°
tg α не сущ.
f ´(x₃) не сущ.

α = 0
tg α =0
f ´(x₂) = 0

ПРИМЕНЯЕМ ТЕОРИЮ НА ПРАКТИКЕ - - - + + + + 0 хmax хmax хmin хmin хmin

ПРИМЕНЯЕМ ТЕОРИЮ НА ПРАКТИКЕ - - - + + + + 0 хmax хmax хmin хmin хmin

ПРИМЕНЯЕМ ТЕОРИЮ НА ПРАКТИКЕ

-

-

-

+

+

+

+

0

хmax

хmax

хmin

хmin

хmin

Не
сущ.

Не
сущ.

0

0

0

ВЫДВИГАЕМАЯ ГИПОТЕЗА Что выяснили? существует связь

ВЫДВИГАЕМАЯ ГИПОТЕЗА Что выяснили? существует связь

ВЫДВИГАЕМАЯ ГИПОТЕЗА

Что выяснили?

существует
связь

Свойства
f(x):

Свойства
f '(x):

возрастания,
убывания,
точки минимума,
точки максимума

существование,
нули,
знакопостоянство

План действий

1. Анализ наблюдений (фактов).
2. Обобщение фактов.
3. Проверка и выдвижение нового
плана действий.

Какая?

ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЙ 1 Какими из перечисленных свойств обладают заданные на промежутке (a , b ) функции, графики которых будут представлены ниже

ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЙ 1 Какими из перечисленных свойств обладают заданные на промежутке (a , b ) функции, графики которых будут представлены ниже

ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЙ

1

Какими из перечисленных свойств обладают заданные на промежутке (a , b ) функции,
графики которых будут представлены ниже.

А. Функция возрастает.

Б. В каждой точке можно
провести касательную.

В. В каждой точке f ´(x) ≥ 0.

Г. В каждой точке касательная
наклонена под острым углом.

Д. Существует конечное число точек, в которых f ´(x) = 0 .

Е. Существует конечное число
точек, в которых f ´(x) не
существует .

ПРОВЕРКА

-

-

+

ПРОВЕРКА

+

+

-

ПРОВЕРКА

+

-

+

ПРОВЕРКА

-

+

-

+

-

ПРОВЕРКА

-

+

-

Какие из заданных на промежутке (a , b ) функций, графики которых будут представлены ниже, обладают указанными свойствами?

Какие из заданных на промежутке (a , b ) функций, графики которых будут представлены ниже, обладают указанными свойствами?

2

Какие из заданных на промежутке (a , b ) функций,
графики которых будут представлены ниже, обладают указанными свойствами?

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

ПРОВЕРКА

А. Функция
убывает
на (a , b ) .

1

5

Б. В каждой точке
(a , b ) можно
провести
касательную.

1

5

2

В. В каждой точке
(a , b ) f ´(x) ≤ 0.

1

5

Г. В каждой точке
(a , b ) касательная
наклонена под
тупым углом.

5

Д. Существует
конечное число
точек на (a , b ),
в которых
f ´(x) = 0 .

1

Е. Существует
конечное число
точек на (a , b ),
в которых
f ´(x) не
существует.

3

4

Используя принцип игры в «Домино» , расположите картинки так , чтобы утверждение описывало свойство точки

Используя принцип игры в «Домино» , расположите картинки так , чтобы утверждение описывало свойство точки

3

Используя принцип игры в «Домино», расположите картинки так , чтобы утверждение описывало свойство точки Х₀ .

ПЕРВИЧНОЕ ОБОБЩЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ

ПЕРВИЧНОЕ ОБОБЩЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ

ПЕРВИЧНОЕ ОБОБЩЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ

Е с л и

свойства
f(x):

,то

.

3

4

5

6

7

1

функция возрастает на
промежутке и имеет на нем производную

проходя через точку
х₀, f ´(x) меняет
знак с « - » на « + »

1

функция убывает на
промежутке и имеет
на нем производную

2

проходя через точку
х₀, f ´(x) меняет
знак с « +» на « - »

функция возрастает
на промежутке

функция убывает
на промежутке

неверно, что f ´(x) ˃ 0

неверно, что f ´(x) ˂ 0

f ´(x) ≥ 0

в точке Х₀ функция имеет экстремум

Х₀ - точка минимума функции

f ´(x) ≤ 0

Х₀ - точка
максимума функции

f ´(x₀) = 0 или f ´(x₀) не существует

2

3

4

5

6

7

П
О
М
О
Щ
Ь

свойства
f '(x):

ПРОВЕРКА Возможны случаи : 1 А

ПРОВЕРКА Возможны случаи : 1 А

ПРОВЕРКА

Возможны случаи :

1

А

Б

2

Ж

Г

В

Д

Е

Ё

З

И

3

Для проверки нажать указателем номер задания

4

5

6

7

Т
А
Б
Л
И
Ц
А

ВТОРИЧНОЕ ОБОБЩЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ

ВТОРИЧНОЕ ОБОБЩЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ

ВТОРИЧНОЕ ОБОБЩЕНИЕ НАБЛЮДЕНИЙ

I.

Е с л и

свойства
f(x):

,то

свойства
f '(x):

.

II.

Е с л и

,то

свойства
f(x):

свойства
f '(x):

.

1

функция возрастает на промежутке и имеет на нем производную

f ´(x) ≥ 0

f ´(x) ≥ 0

функция возрастает на промежутке и имеет на нем производную

Утверждение верно ???

Почему ???

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ I ряд II ряд

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ I ряд II ряд

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

I ряд

II ряд

III ряд

§44, п.1,
стр. 353

§44, п.2,
стр.355, 357

§44, п.2,
стр.360, 362

Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник (профильный уровень) / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – 4-е изд., доп. – М.: Мнемозина, 2007.

Среди выделенных утверждений укажите те, которые удовлетворяют одной из предложенных схем. Дайте объяснения по принятому решению.

I.

II.

III.

Е с л и

свойства
f(x):

,то

свойства
f '(x):

.

Е с л и

свойства
f '(x):

,то

свойства
f(x):

.

свойства
f(x):

тогда и только тогда,

Е с л и

когда

свойства
f '(x):

.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ I ряд стр

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ I ряд стр

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ

I ряд

стр. 353

Почему ???

I.

I.

II.

II.

II ряд стр. 355 стр. 357 Почему ???

II ряд стр. 355 стр. 357 Почему ???

II ряд

стр. 355

стр. 357

Почему ???

Думай !!!

I.

III ряд стр. 360 Почему ??? II

III ряд стр. 360 Почему ??? II

III ряд

стр. 360

Почему ???

II.

II.

II.

III.

стр. 362

Архимед из Сиракуз (287г.до н

Архимед из Сиракуз (287г.до н

интегральное
исчисление

Архимед
из Сиракуз
(287г.до н.э.
-212 г. до н.э.

древнегреческий ученый

Ферма Пьер
(1601-1665)

французский математик

Исаак Ньютон
(1643-1727)

английский учёный

Жозеф Луи
Лагранж
(1736-1813)

французский математик и механик

"САМАЯ ТОНКАЯ ОБЛАСТЬ МАТЕМАТИКИ"

дифференциальное
исчисление

Готфрид
Лейбниц
(1646-1716), немецкий философ и математик.

"Без настоящих единиц не может быть и множества."

математический анализ

Штрихи к портрету

«Новый метод максимумов и минимумов»

Эпоха Просвещения Петр I Россия

Ньютон рококо

арифмометр кратер на Луне подводная лодка

«Философский век»

Петр Первый

Образец архитектуры Рококо в Германии. Дворец в Брюле.

Арифмометр Лейбница в работе.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Что выяснили?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Что выяснили?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Что выяснили?
Что сделали?

Необходимое условие

Достаточное условие

Необходимое и достаточное условие

1. Существует связь между свойствами функции (монотонность, экстремумы) и значениями производной (существование, знакопостоянство, нули).
2. Провели анализ фактов по существующей связи.
3. Провели обобщение наблюдений.
4. Познакомились с математическими «портретами».
5. Познакомились с историзмом проблемы.
6. Наибольшее практическое применение имеет обратная связь.

План

1. Изучить обратную связь.
2. Научиться её применять к решению задач.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Сделать опорный конспект (§44, п

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. Сделать опорный конспект (§44, п

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Сделать опорный конспект (§44, п.1-2, стр. 352 – 362).
2. Ответить на вопросы:
– Почему признак возрастания (убывания) называется достаточным?
– Почему условие существования экстремума в точке называется необходимым?
3*. Объяснить «Штрихи к портрету» Лейбница: Эпоха Просвещения, Петр I, Россия, Ньютон, рококо, арифмометр, кратер на Луне, подводная лодка, «Философский век».

Дальнейших
успехов !!!

СПАСИБО!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.