Презентация к уроку литературы Н.Карамзина "Бедная Лиза"

  • ppt
  • 21.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО БЕДНОЙ ЛИЗЕ.ppt

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826 г.г.)

«К чему ни обратись в нашей литературе — всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории».
В. Г. Белинский 

Русский КЛАССИЦИЗМ

Основные черты

Русский СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ 1. Заполнение таблицы:

Я – (оценка себе)
МЫ – (оценка группе)

Русский художник Орест Адамович Кипренский «Бедная Лиза», 1827г.

«В 1792 г. в июньском номере (часть VI) «Московского журнала» появилось сочинение, успех которого у читателей для XVIII в. был исключительным, — «Бедная Лиза», которая, по словам биографа Карамзина, «владела сердцами русских читателей пятнадцать лет без соперницы, и только в 1808 г. она разделила свою славу с Марьиной рощей и потом Людмилой, первой балладой Жуковского, ещё лет на 20!». Действительно, в течение без малого сорока лет, до появления рассказов и повестей Пушкина и Гоголя, «Бедная Лиза» оставалась наиболее совершенным и представительным образцом русской художественной прозы, по крайней мере с точки зрения истории литературы».

Российский лингвист, доктор филологических наук
Владимир Николаевич Топоров

ТЕМА УРОКА

Проблемы социального и нравственного неравенств, поднятые Н.М.Карамзиным в повести «Бедная Лиза».

ЦЕЛЬ

ЦЕЛЬ

Проанализировать образы героев с точки зрения проблем социального и нравственного неравенств.
Объяснить трагизм повести.

Задачи

Качественно работать в группах.
Внимательно (детально) работать с текстом произведения.
Проанализировать образы главных героев.
Сделать выводы.

ПЛАН

1. Образ Лизы как объект социального неравенства.
2. Образ Эраста как объект социального неравенства.
3. Образ Лизы как объект нравственного неравенства.
4. Образ Эраста как объект нравственного неравенства.
5. Сделать выводы.

Работа в группах


7-10 минут

Слушая, заполняем

Лиза

Эраст

1 группа

Образ Лизы как объект социального неравенства.
1. Расскажите о социальном положении Лизы. В каком доме жила Лиза? Кто были её родители?
2. Со скольких лет Лиза начала работать? Чем она занималась?
3. Обучена ли Лиза грамоте?
4. Понимает ли Лиза, что они с Эрастом разного происхождения и не могут быть вместе?
5. Продолжает ли думать Лиза о социальном неравенстве во время развития отношений с Эрастом?

2 группа

Образ Эраста как объект социального неравенства.
1. Расскажите о социальном положении Эраста.
2. Обратите внимание, как ведёт себя Эраст при первой встрече с Лизой. С одной стороны: Лиза ему понравилась, но с другой стороны: чего он боится, стоя с ней на улице?
3. Как обращается Эраст к пожилой женщине, матери Лизы? О чём это говорит?
4. Как ведёт себя Эраст во время последней встречи?
5. Какой мотив на протяжении всего произведения связан с Эрастом?

3 группа

Образ Лизы как объект нравственного неравенства.
1. Какой характер был у главной героини? Несмотря на то, что она была безграмотная, чем отличалась её речь?
2. Семья Лизы очень нуждалась в деньгах. Предавала ли она нравственные законы, чтобы заработать больше?
3. Какие детали вводит автор в повествование, чтобы подчеркнуть чистоту души Лизы?
4. Почему Лиза просит не давать ей клятв в любви?
5. Как реагирует Лиза на решение матери выдать её замуж за деревенского парня?

4 группа

Образ Эраста как объект нравственного неравенства.
1. При первой встрече Эраст даёт понять Лизе, что он теперь будет её постоянным покупателем, вселяя в её душу надежду на скорую встречу. Сдерживает ли он своё благородное дворянское и мужское слово?
2. Речь и голос Эраста: какие они во время первых встреч, при любовных встречах, при расставании и при последней встрече? О чём это говорит?
3. Почему Эраст просит Лизу держать их встречи втайне от матери?
4. Как подействовало на Эраста общение с духовно богатой Лизой?
5. Лиза отказывается выйти замуж за нелюбимого деревенского парня, сына богатого крестьянина. А как поступает Эраст в аналогичном случае?

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ 2. Работа над образами героев:

Я – (оценка себе)
МЫ – (оценка группе)

Лиза

Эраст

ВЫВОД

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ 3. Работа над кластером:

Я – (оценка себе)
МЫ – (оценка группе)

«Я-МЫ-ДЕЛО».

я

Как работал, был ли активен? На каком этапе работы больше всего? Какой вклад внёс в работу группы?

мы

Насколько эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении?

дело

Насколько оно продвинулось, улучшилось?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор)

1). Образ рассказчика в «Бедной Лизе». Его характер? Его отношение к миру, к главным героям? Какова его роль в повести?
2). Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза». Приведите конкретные примеры из текста, где пейзаж отражает настроение и поведение героев.
3). Религиозный мотив в повести «Бедная Лиза». В каких эпизодах он более ярок, как вы его объясните?..
4). Эссе. Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина «Бедная Лиза» или Могут ли извлечь из сентиментальной повести современные молодые люди нравственные уроки? (объём от 1 стр. и больше).

СПАСИБО ЗА УРОК !