«К чему ни обратись в нашей литературе — всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории».
В. Г. Белинский
«В 1792 г. в июньском номере (часть VI) «Московского журнала» появилось сочинение, успех которого у читателей для XVIII в. был исключительным, — «Бедная Лиза», которая, по словам биографа Карамзина, «владела сердцами русских читателей пятнадцать лет без соперницы, и только в 1808 г. она разделила свою славу с Марьиной рощей и потом Людмилой, первой балладой Жуковского, ещё лет на 20!». Действительно, в течение без малого сорока лет, до появления рассказов и повестей Пушкина и Гоголя, «Бедная Лиза» оставалась наиболее совершенным и представительным образцом русской художественной прозы, по крайней мере с точки зрения истории литературы».
Российский лингвист, доктор филологических наук
Владимир Николаевич Топоров
ТЕМА УРОКА
Проблемы социального и нравственного неравенств, поднятые Н.М.Карамзиным в повести «Бедная Лиза».
ЦЕЛЬ
Проанализировать образы героев с точки зрения проблем социального и нравственного неравенств.
Объяснить трагизм повести.
Задачи
Качественно работать в группах.
Внимательно (детально) работать с текстом произведения.
Проанализировать образы главных героев.
Сделать выводы.
ПЛАН
1. Образ Лизы как объект социального неравенства.
2. Образ Эраста как объект социального неравенства.
3. Образ Лизы как объект нравственного неравенства.
4. Образ Эраста как объект нравственного неравенства.
5. Сделать выводы.
1 группа
Образ Лизы как объект социального неравенства.
2 группа
Образ Эраста как объект социального неравенства.
3 группа
Образ Лизы как объект нравственного неравенства.
4 группа
Образ Эраста как объект нравственного неравенства.
«Я-МЫ-ДЕЛО».
я | Как работал, был ли активен? На каком этапе работы больше всего? Какой вклад внёс в работу группы? |
мы | Насколько эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении? |
дело | Насколько оно продвинулось, улучшилось? |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор)
1). Образ рассказчика в «Бедной Лизе». Его характер? Его отношение к миру, к главным героям? Какова его роль в повести?
2). Функции пейзажа в повести «Бедная Лиза». Приведите конкретные примеры из текста, где пейзаж отражает настроение и поведение героев.
3). Религиозный мотив в повести «Бедная Лиза». В каких эпизодах он более ярок, как вы его объясните?..
4). Эссе. Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина «Бедная Лиза» или Могут ли извлечь из сентиментальной повести современные молодые люди нравственные уроки? (объём от 1 стр. и больше).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.