« Благодаря истории мы точно принимаем каждого из великих
людей в своём доме, узнаём «кто он и что» и выбираем из его подвигов
самые значительные и прекрасные»
(Плутарх)
Сегодня на уроке прозвучит музыка И.С. Баха. Музыка, в которой талантливым образом слились надежда и отчаяние, радость и боль, бренное и вечное, земное и небесное.
Бах писал музыку, когда мир был совсем иным – ещё передвигались на
лошадях, стреляли из мушкетов, секли людей шпицрутенами,
фортепиано было в диковинку.
Во времена Баха церковь была всесильна. Композитор работал
кантором церкви Св. Фомы в городе Лейпциге (показать город на карте и
фотографию старого города на стенде). В обязанности кантора входило
писать музыку к богослужениям, руководить хором и быть учителем в
церковной школе. С него требовали очень многое, а давали почти ничего.
Главное, Бах должен был к каждой воскресной службе и каждому празднику сочинять по новой кантате.
Тут-то и начинались для него самые большие трудности .
Композитор стремился к доступности церковной музыки для простого
народа. Он включал в свою музыку народные песенные и даже танцевальные интонации, а церковные власти заставляли его писать музыку
традиционную, отвечающую канонам средневековья.
Вставал вопрос о лишении Баха прав исполнять в церкви свою музыку, т.к. его музыка мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении.
Бах Иоганн Себастьян
(1685-1750)
выдающийся немецкий композитор, органист, представитель эпохи барокко. Непревзойденный мастер полифонии. За свою жизнь написал более 1000 произведений. Среди них:
"Хорошо темперированный клавир"
"Страсти по Матфею" "Страсти по Иоанну"
шесть "Бранденбургских концертов" (1711-1720)
Его музыка оказала сильнейшее влияние на творчество последующих композиторов
Главная роль в повествовании принадлежит Евангелисту. Он говорит прозой , от лица очевидца. Сольные номера чередуются с хоралами.
Страсти или страдания – рассказ о последних днях земной жизни Христа»
Хорал
одноголосное песнопение в христианской церкви
многоголосная обработка. Является частью ораторий и кантат.
Что-то в музыке поминальное,
Что-то щемящее сверх понимания,
Что-то грустное, что-то печальное,
Что-то пустынное до одичания.
Что-то скифское и курганное,
Чернобыльное и полынное,
Первородное, первозданное,
Богатырское и былинное,
Что-то смелое и решительное,
И прямое, как высота,
Что-то самое значительное –
Человечность и доброта.
При жизни Бах был известным органистом, но не композитором. Слава композитора пришла к нему лишь спустя пол столетия после его смерти. Более того, большинство его произведений после смерти были забыты и лишь в 1829 году после исполнения Мендельсоном "Страстей по Матфею", началось возрождение произведений и возвеличивание имени великого композитора.
Он работал в таких жанрах как токката, фуга, страсти. Давайте с каждым из них познакомимся более подробно.
«Фуга»- с латинского означает «бег», это сложное музыкальное произведение, где один голос как бы догоняет другой. В основе большинства фуг лежит одна тема. Фугу всегда начинает один голос, который излагает тему. В зависимости от числа голосов фуга может быть
2-х, 3-х, 4-х, 5-тиголосной.
Гомофония – это когда один голос главный, а другие – второстепенные. А полифония это когда все голоса равнозначны, одинаково важны.
«Полифония» переводится как многоголосие». Каждый голос самостоятелен, поэтому все голоса выразительны и напевны. В полифонии все голоса развиваются по принципу имитации или подражанию. В музыке это прием поочередного вступления голосов, при котором каждый голос как бы подражает предыдущему, с некоторым опозданием, повторяя ту же мелодию.
Если одному из голосов нечего сказать,
он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам.
Орган – мощный инструмент. Он заменяет звучание всего симфонического оркестра. Играть на нем очень сложно. Порой органисты даже прибегали к помощи своих ассистентов, чтобы вовремя можно было использовать звучание определенного регистра.
Ванесса Мэй
Она скрипачка, никогда не умела играть на органе, но очень хотела исполнить музыку Баха. Хотела её популяризировать среди молодёжи. Ванессе удалось соединить классическую и современную музыку, создав новый стиль: техно-акустику.
Музыка приобрела какое-то изменение?
Что напомнило вам начало токкаты?
Из вступления рождается музыкальная речь. Какая она по характеру?
Как звучит фуга?
Что это? Трепет верующего сердца? Успокоение после сомнений? Признание в любви? Каждый слышит в этой музыке что-то своё, близкое и понятное только ему одному.
Вопросы:
Бах был серьезным музыкантом, но никогда не был скучным музыкантом. Он сочинял и веселую, легкую музыку, но отлично понимал, что не она составляет главную часть музыкального искусства, как шутка не составляет главную часть жизни человека.
Человеческие чувства очень разнообразны, как и музыка И. С. Баха: от серьезной, порой трагической до шуточной, полной юмора. Это часто мы ощущаем в его произведениях.
Эта пьеса из «Сюиты № 2»
Сюита – это форма музыки, состоящая из нескольких пьес, обычно танцевального склада, которые близки по характеру. У Баха много таких сюит, состоящих из старинных танцев.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.