Урок биологии
В группе обучающихся по профессии
«Сварщик»
Подготовила :
Преподаватель профессиональных дисциплин
ГПОУ ТАПТ
Панюшкина Юлия Николаевна
Актуализация знанаий:
дайте ответ на предложенный вопрос
Чем живое отличается от неживого?
Какими свойствами обладают живые организмы?
Что является основой строения любого организма ?
Наука, изучающая клетку?
Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка?
Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов?
Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов
Проблемный вопрос.Вирусы – это вещества или существа?
Почему вирусы практически невозможно уничтожить?
В 1852 году русский ботаник
Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.
История изучения вирусов
В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей
История изучения вирусов
Работа в группах
Первая группа –
Вторая группа –
сторонников химической природы вирусов
сторонников биологической природы вирусов
Сходство с живыми организмами |
1. Способны к размножению |
2. Наследственность (ДНК или РНК) |
3. Изменчивость(мутации) |
4. Способны к адаптации и эволюции |
Таблица. Характерные особенности вирусов
Группа №1
Таблица. Характерные особенности вирусов
Группа №2
Отличие от живых организмов |
1. Имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого |
2. Не имеют клеточного строения |
3. Нет метаболизма |
4. Не вырабатывают энергию |
5. Не растут |
Специфические черты |
1. Очень маленькие размеры |
2. Простота организации (РНК(ДНК)+капсид) |
3. Занимают пограничное положение между неживой и живой материей |
4. Высокая скорость размножения |
5. Внутриклеточные паразиты |
Таблица. Характерные особенности вирусов
Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов.
Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки.
Понятие о вирусах
Строение вируса
Мельчайшие живые организмы
Размеры варьируют от 20 до 300нм
В среднем в 50 раз меньше бактерий
Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа
Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий
Этапы жизненного цикла вируса
Прикрепление вируса к клетке –хозяина.
2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование.
3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона.
4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида.
5. Выход множества вирусов из клетки.
6. При этом клетка либо погибает, либо остается жива.
Многообразие вирусов
Бактериофаги – вирусы поражающие бактерии
Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов
Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений
Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.
Значение вирусов
Проблемный вопрос.Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Мельчайшие живые организмы
Устроены очень просто
Не имеют клеточного строения
Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют.
Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу
Вирусы не растут и не имеют обмена веществ
Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток
Находятся на границе живого и неживого
Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток
Легко приспосабливаются к новым условиям
Мутируют
Большинство вызывает болезни
Могут долгое время находиться в скрытой форме
? Синтез вирусного белка
осуществляется
а) на собственных
рибосомах вируса
б) на рибосомах клетки-хозяина
Домашнее задание
Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа
Творческое задание: написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.
Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?
И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: -
Сегодня я узнал …
Я удивился …
Теперь я умею …
Я хотел бы …
Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее
ценности для человека.
«Всемирная хартия о природе»,
принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.