Роман "Мастер и Маргарита", написанный известнейшим русским писателем М.А.Булгаковым, является поистине одним из самых мистических произведений 20 века. На протяжении многих веков людей мучили вечные вопросы о любви и ненависти, о добре и зле, о свете и тьме, о правде и лжи. И Булгаков смог ясно и четко выразить свои мысли по этой непростой теме. Теме человеческих ценностей
Он описывает общество, в котором нет моральных ценностей, а есть только деньги и опьяняющая власть. И людей, испытывающих зависть и страх перед теми, кто выше и стремящихся различными путями добиться своей личной выгоды, невзирая ни на что. Булгаков, описывая муки Маргариты на балу у сатаны, даёт нам понять, что только сильная личность может противостоять ложным, мнимым ценностям во имя высшей цели.
Говоря о ценностях, нельзя не упомянуть библейскую составляющую романа. Здесь не рассматривается вечная борьба добра и зла, но освещается немаловажная проблема совести, морального выбора. И главный герой тут - Понтий Пилат, пытающийся сделать правильный выбор: казнить ни в чём не повинного Иешуа или сохранить свою власть и могущество. Конечно, страх потерять власть сильнее страха убийства человека, поэтому его выбор однозначен – казни состояться. Таким образом, Пилат потерял себя как личность, а расплата ему – вечные угрызения совести. Подобное наказание терпят и некоторые москвичи в процессе «наблюдений» Воланда.
Воланд и его свита раскрывают суть московского общества, указывая на их пороки. Первым пороком была ложь конферансье, из-за которой ему открутили голову, и зрителей из зала, когда дело дошло до пикантных вопросов. Второй порок – жадность, выявился благодаря денежному дождю над зрителями и открытому дамскому магазину с бесплатным обменом вещей. Эти два великих греха опустили московское общество на дно. Но осталась в нём и светлая составляющая – любовь. Всепрощающая, взаимная, светлая любовь. То самое чувство, способное воскресить даже самую гнилую и самую чёрствую душу. Так Воланд, услуга за услугу конечно (ведь он дьявол), исполняет желание Маргариты – вернуть любимого Мастера к ней – и обеспечивает им побег из гнилого города в безмятежную и уютную жизнь.
Это первое произведение, где справедливость восстанавливают темные силы. В нём нет привычного образа вездесущего Бога – только сатана в лице Воланда, устанавливающий равновесие в падшем мире.Роман «Мастер и Маргарита» не только обращает наше внимание на мнимые ценности : деньги, имущество (дядя Берлиоза поехал в Москву из алчности, узнав про квартиру), предательство, личную выгоду (критики газеты, которые говорили о произведении Мастера), но также демонстрирует настоящие ценности: любовь, веру, свободу и дружбу.
Символы в романе
Символико-семантический аспект особенно важен с точкизрения постижения смысловой концепции романа, так каксимволы «рассыпаны» автором по всему художественномупространству произведения.
Москва
• Москва - глобальный символ романа.В.И. Немцев называет ее «сгустком«земных» проблем, крепко привязанныхк советским реалиям». В романеБулгакова Москва символизирует хаос,беспорядок, водоворот.• О фетишизме москвичей говоритВ.Г. Маранцман: «В романекоммунистическая Москва представленакак шаг назад от христианства,возвращение к культу вещей и бесов,духов и призраков» .
Зеркало
• Зеркало не только отражаетдействительность, но и является переходом виное измерение, в пространство, где миражипредстают повседневной реальностью.• «Прямо из зеркала» в квартире №50 вышлиКоровьев, Бегемот и Азазелло; сделавнесколько втираний волшебного крема,«Маргарита глянула в зеркало.... закрылаглаза, потом глянула еще раз и буйнорасхохоталась.»• Зеркало - символ, указывающий науниверсальность устройства мира как особойсистемы отражения.
Потерянная голова
• В романе распространена символика головнойболи. Головная боль Пилата - знак раскола,дисгармонии, символ тоски по нравственномуориентиру.• Сатирической символикой наполнен мотив«отрезанной головы» Берлиоза. В.Турбин увидел вэтом пародию на евангельский мотив усекновенияголовы Иоанна, предтечи Иисуса Христа: он«возвещал пришествие сына Божия, хотя онотолько начало совершаться», а Берлиоз «отвергалего пришествие, хотя оно давным-давносвершилось».
Солнце
• В христианском мире солнце означаетвоскресение и бессмертие. Именнобессмертие Иешуа символизируетбеспощадное солнце в ершалаимскихглавах.• В московских же оно является толчком кпути Берлиоза в бесславное небытие.• С символикой солнца связан возраст Иешуа– «человека лет двадцати семи». Впасхальных таблицах встречается такойтермин, как «круг солнца». Круг в двадцатьвосемь лет и называется кругом солнца.Появление Иешуа знаменует скороевозвращение на круги своя.
Луна
• Луна - символ времени (счет полунам) и вечности. В романеБулгакова она также стала символомсвязи времен и пространств. Луннаядорога, которую видит во снепрокуратор и которую дарует емуМастер - мост между небом иземлей, грехом и искуплением.
Треугольник
«Он [портсигар Воланда] был громадныхразмеров, червонного золота, и на крышкеего при открывании сверкнул синим и белымогнем бриллиантовый треугольник.»• В масонской символике этоВсевидящее око Бога, Л.М.Яновская в работе «ТреугольникВоланда» допускает мысль, что этоначальная буква слова «дьявол».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.