Определяем тему урока
Проверьте себя
Имена существительные
1-скл. 2-скл. 3-скл.
Имена существительные
1-скл. 2-скл. 3-скл.
слава плач изморозь
дядя поклон верность
темнота болото россыпь
сумрак
звездопад
Какие слова вы не смогли отнести ни к одному из склонений?
Время, пламя
Почему? Какая особенность есть у этих слов?
Время, пламя – ср.р
Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись.
К какому склонению относятся имена существительные
среднего рода, оканчивающиеся на –мя?
| Склонение |
| |
2-е | 3-е | ||
Р.п. | поля | степи | племени |
Д.п. | полю | ||
Т.п. | полем | степью | племенем |
П.п. | о поле | о степи | о племени |
Как вы думаете, почему существительные на –мя и слово путь получили название разносклоняемые?
Сравните свой вывод с текстом определения.
Имена существительные на –мя и путь называются разносклоняемыми. Они имеют окончания разных склонений: в Р.п., Д.п. и П.п. – и, как существительные 3-го склонения, в Т.п. – ем, как существительные 2-го склонения.
Толкование слов
БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)
ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)
ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.
СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.
Вставь существительные на -МЯ
В стародавнее древнее_________
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое__________
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове __________,
Как написать свою фамилию и __________,
Зачем на лошадь надевать седло и__________ -
Необразованное было это____________ .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их ___________ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,
Что кислород всегда поддерживает __________
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое __________,
С утра до вечера они чесали _______________.
Самопроверка:
В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя -
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя,
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.
ТЕСТ
1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а
2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа
3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе.
Не забывайте об особенностях склонения существительного время!
Сколько времени?
Не считаться со временем.
У меня нет времени.
Найдите ошибки, исправьте их.
Время было в обрез.
У тебя нет время потолковать со мной?
Проверьте себя
Времени было в обрез.
У тебя нет времени потолковать со мной?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.