Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Разносклоняемые имена существительные"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 24.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок послужит наглядным материалом к уроку русскому языку в 6 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные"
Иконка файла материала Разносклоняемые имена существительные.ppt

Разносклоняемые имена существительные

РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 1


Учитель: Мамкеева Э.Ф.

Садовка
2014



Продолжаем путешествие

ИГРА «ВОЛШЕБНАЯ ШЛЯПА»

Идем по улиц..
Подъезжаем к станци..
Участвовать в телепередач..
Служить в арми..
Встретимся на остановк..
Ветка акаци..
Думать о приземлени..
Гулять по алле..
Береза в ине..
Лежать в постел..

Проверь!

Идем по улицЕ
Подъезжаем к станциИ
Участвовать в телепередачЕ
Служить в армиИ
Встретимся на остановкЕ
Ветка акациИ
Думать о приземлениИ
Гулять по аллеЕ
Береза в инеЕ
Лежать в постелИ

Распредели слова на три группы





слава, верность, болото, плач, пламя, изморозь, сумрак, дядя, поклон, темнота, россыпь, время, звездопад




Определяем тему урока

Проверьте себя

Имена существительные
1-скл. 2-скл. 3-скл.



Имена существительные
1-скл. 2-скл. 3-скл.
слава плач изморозь
дядя поклон верность
темнота болото россыпь
сумрак
звездопад

Какие слова вы не смогли отнести ни к одному из склонений?

Время, пламя

Почему? Какая особенность есть у этих слов?

Время, пламя – ср.р

Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись.

К какому склонению относятся имена существительные
среднего рода, оканчивающиеся на –мя?

Открываем новые знания

Поработайте в парах. Понаблюдайте, как склоняется слова время

И.п. время
Р.п. времени
Д.п. времени
В.п. время
Т.п. временем
П.п. о времени

Сравните с окончаниями имен существительных 2-го и 3-го склонений.


Падеж

Склонение


Разносклоняемые

2-е

3-е

Р.п.

поля

степи

племени

Д.п.

полю

Т.п.

полем

степью

племенем

П.п.

о поле

о степи

о племени

Как вы думаете, почему существительные на –мя и слово путь получили название разносклоняемые?

Сравните свой вывод с текстом определения.

Имена существительные на –мя и путь называются разносклоняемыми. Они имеют окончания разных склонений: в Р.п., Д.п. и П.п. – и, как существительные 3-го склонения, в Т.п. – ем, как существительные 2-го склонения.

Запомните!
Разносклоняемые существительные.

Племя, время, семя, бремя, вымя, имя, стремя, темя, знамя, пламя, путь.

Сколько получилось разносклоняемых имен существительных?

10 существительных на – мя и слово путь.

Толкование слов

БРЕМЯ – 1. Тяжёлая ноша (стар.), 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книж.) Взять на себя непосильное бремя. Под бременем забот. (Из Толкового словаря С.И. Ожегова)

ПЛЕМЯ ср. — в обширном значении: вид животных. Все племена земные. Племя человеческое — все люди. Колено, поколенье, род, потомство (Из Толкового словаря В.И.Даля)

ТЕМЯ — макушка, верх головы, маковка; самое место, где лобовая кость примыкает к двум темянным или макушным костям, и выше до спуска к затылку. Темя горы — самая вершина.

СТРЕМЯ, стремена ср. — часть верховой конской сбруи: железная дуга, дужка с проушиной и с донцем, подвешиваемая к седлу на путлище (ремне), для упора ног всадника.

Вставь существительные на -МЯ

В стародавнее древнее_________
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое__________
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове __________,
Как написать свою фамилию и __________,
Зачем на лошадь надевать седло и__________ -
Необразованное было это____________ .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их ___________ забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер ___________ ,
Что кислород всегда поддерживает __________
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое __________,
С утра до вечера они чесали _______________.

Самопроверка:

В стародавнее древнее время
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое племя
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове вымя,
Как написать свою фамилию и имя,
Зачем на лошадь надевать седло и стремя -
Необразованное было это племя.
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их бремя забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер знамя,
Что кислород всегда поддерживает пламя,
Не думали они над тем,
Как в булку превратить простое семя,
С утра до вечера они чесали темя.

ТЕСТ

1. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) ж.р. с нулевым окончанием;
2) ср.р. на – мя;
3) м.р. с окончанием – а

2. Особенности разносклоняемых имен существительных:
1) окончание – и в Р., Д., Т. падежах ед. числа;
2) суффикс – ен – во всех падежах, кроме И. и В. в ед. числе;
3) окончание – им в Т.п. ед. числа

3. К разносклоняемым относятся имена существительные:
1) воля;
2) имя;
3) шимпанзе.

Не забывайте об особенностях склонения существительного время!

Сколько времени?
Не считаться со временем.
У меня нет времени.

Найдите ошибки, исправьте их.

Время было в обрез.
У тебя нет время потолковать со мной?

Проверьте себя

Времени было в обрез.
У тебя нет времени потолковать со мной?

УДАЧИ!